Фанни - это забавно

Виктор Назаров
Наконец-то подведены итоги конкурса на лучший проект памятника Фанни. Первое место занял эскиз группы молодых скульпторов, удачно совместивший лаконизм с выразительностью форм и, по мнению компетентного жюри, экономичный, то есть относительно дешевый. По слухам, дело не обошлось без подводных течений и коррупции, но решение вынесено, и остается только считаться с ним.

Многочисленные реалисты довольствовались денежными призами и поощрительными премиями. Они по привычке предпочли разного рода аллегорические трактовки: Фанни, разрывающая пасть вождю мирового пролетариата, она же с головой Ленина на серебряном блюде. Выделялся новизной подхода один из проектов: расширенный гроб на два места с круглыми иллюминаторами, в одном из них – Владимир Ильич Ленин, в другом – Фанни Каплан. Жюри отвергло его, хотя и отметило особую лиричность композиции.

Но перенесемся на полгода назад, когда все это только затевалось.

В крупной газете появилось объявление, подписанное администрацией завода Михельсона: “Творческие коллективы и отдельные художники (так и написали – “отдельные художники”, впрочем, к чему ожидать красот стиля от завода Михельсона , платили бы деньги) приглашаются к участию в конкурсе на лучший проект памятника Фанни “как человеку, пытавшемуся внести наиболее крупный вклад в решение русского вопроса “. Новость эта возбудила как творческие коллективы, так и отдельных художников, часть из которых и образовала коллектив, победивший другие коллективы.

Вот этот подъезд, этот спуск в замусоренный подвал, ставший их временным пристанищем. Скульптор Эдик, он же Эдусик, молодой человек с вампирическими наклонностями, но дьявольски талантливый. Группа девушек для варки чая и рисования деревьев на планшетах. Мозговой центр организации, некто Ч., человек с недоразвитой мускулатурой, но с рельефными лобными и теменными костями и специфической формой затылка, наводящей на мысль о пасхальной символике. Ч., в отличие от Эдусика, не особенно заботился о внешности. Гораздо больше его беспокоила скорость возникновения и качество генерируемых идей. Изложить их связно он, тем не менее, не мог, и если бы не Эдусик, понимавший друга с полуслова, способный мгновенно уловить в бегающих глазках Ч. тонкий пластический намек и виртуозно воплотить его на клочке бумаги (все помнят, как трудно было в те времена с бумагой), проект бы, видимо, не родился.

А судьба… Судьба их после победы в конкурсе сложилась по-разному. Маньяк Эдусик спился и стал невыносим. Одна из девушек забаррикадировалась в собственной квартире с автоматом и объявила голодовку, угрожая застрелить всякого, кто приблизится. Никаких требований она не выдвинула. Взять ее смогли только после обработки слезоточивым газом через замочную скважину, но не рассчитали дозу, и девушка изошла слезьми по дороге в больницу. Другая вышла замуж и родила двух здоровых и крепких ребят обоего пола. Ч. заболел раком головного мозга, но, по слухам, до сих пор ходит где-то.

Никому не интересно читать про строительство скульптуры, про нехватки и недопоставки бронзы и чугуна (стратегические материалы, распродажа и  разбазаривание Отечества). Поэтому перенесемся на полгода вперед, на торжественное открытие законченного, покрашенного и залакированного монумента.  Вот как описано это событие в той же газете: “При огромном стечении народа было сорвано белое покрывало, и ветром его снесло в строй почетного караула, отчего получилась небольшая путаница и борьба. Когда покрывало было вторично сорвано и затоптано, взглядам собравшихся предстала щуплая фигурка мужественной Фанни, стоящая рядом с десятиметровой фигурой Ильича, сооруженной еще в пятидесятые годы”.

Загремел оркестр, заглушая тонкое пение сервоприводов. Рука Фанни, вооруженная револьвером производства завода Михельсона, медленно поднялась грянул выстрел, и от головы В.И. Ульянова-Ленина отвалился кусок бронзы.

Грянули аплодисменты, зазвучали приветствия, в микрофон забубнил речь городской голова. Среди публики пошли разные разговоры:
- А патронов хватит?
- Хватит, если она не будет все время палить.
- А времени сколько?
- Пять минут первого. Она стреляет два раза в сутки, следующий выстрел в полночь. Иначе Ленин скоро кончится.
- Вот и хорошо.

Кто-то из журналистов попытался узнать, не может ли попасть оружие из рук Фанни в нечистые лапы террористов, но вразумительного ответа не получил, поскольку все гости на празднике постоянно останавливали официантов и брали с подносов крепкие напитки, отчего утратили ответственность.

Площадь перед монументом постепенно сделалась любимым местом отдыха жителей нашего города. Взрослые гуляли парами, дети постарше прыгали и скакали, чем сильно мешали степенным мамашам, катающим коляски по причудливой кривой между Фанни и Лениным. Младенцы в колясках сначала вздрагивали от выстрелов, писались, гукали и гулили, потом приспособились.

Мысленно перенесемся немного вперед, чтобы окончить эту историю.

Всех просто потряс сюжет, переданный по телевидению в утренних новостях. Представьте: двенадцать ночи, как всегда, звучит контрольный выстрел, звон ленинской головы, и вдруг рука с револьвером перемещается, опускается ниже, и гремит еще несколько выстрелов. На земле лежат два или три тела в светлых плащах, еще выстрел и невероятной силы взрыв, разметавший трупы и покрывший кровавыми лохмотьями фигуру вождя с ног до головы.

Следственная группа под началом старшего следователя областной прокуратуры Ивана Петровых, человека опытного и решительного, собрала оставшиеся после взрыва кусочки органики в двенадцать тысяч спичечных коробок, срочно доставленных с завода Михельсона. По ним удалось составить приблизительный словесный портрет преступников. Один из них – слесарь того же завода – в обеденный перерыв изготовил корпус взрывного устройства и перебросил его через забор сообщнику М. Террорист М, работая в проектном институте, начинил корпус взрывчаткой, обмененной в соседней лаборатории на краденый спирт. Система наведения Фанни сработала на инфракрасное излучение коммунистических террористов.

С той поры число гуляющих в сквере у скульптур заметно уменьшилось. Далеко не все поверили властям, утверждающим, что Фанни не стреляет в малоимущих, пенсионеров, женщин, детей и инвалидов.

Наши, однако, продолжают проверять точность хода часов по выстрелам  Фанни.