ПоPRание президента

Allan
ПоPRание Президента.

«Короля делает свита», - гласит народная мудрость, и она, как и любая народная мудрость, выстраданная веками, - права. Хотя, повторяя это выражение раз за разом, при любом политическом «ляпе» любого политического деятеля любого масштаба, мы не имеем уже в виду только конкретные поступки, законы, указы и постановления, им (или – ею) рождённые. Ибо, в большинстве случаев, мы не обладаем достаточно полной информацией об источниках, причинах, предтечах тех или иных актов.  А потому, критикуя некое действие сегодня, мы, вполне возможно, уже завтра будем восхвалять его автора за дальновидность и прозорливость. Ведь, как известно, зачастую жизненно необходимая цель действительно оправдывает не слишком популярные средства.
Но это касается тех сторон жизни, в которых один конкретный, деловой результат способен зачеркнуть массу неудовольствий по поводу путей его достижения. Скажем, касается это экономики. Или – военных действий. Или… Впрочем, - не стоит перечислять дальше, поскольку есть ещё и другая сторона: та, в которой столь кардинальное изменение мнений, отношений, оценок просто невозможно. Где хорошее «сегодня» не в состоянии затмить плохое «вчера». И речь, как вы уже догадались, идёт о личностном авторитете, об имидже. О нём говорит другая народная мудрость (которая тоже – права): «Уронишь – не поднимешь». И его тоже делает королю именно свита, - «пиаровская», имиджмейкерская свита…

Я не хочу, да и не могу оценивать конкретные, даже самые «неправильные» внешне, поступки и действия нашего Президента. Не исключено, что с течением времени мы вдруг поймём их обоснованность и правоту, признаем собственное невежество и скудоумие. Хотя, по большому счёту, если заботиться о поддержании собственного имиджа, об укреплении собственного авторитета, то не грех иногда и при принятии тех или иных законов, перед совершением тех или иных действий, хоть чуть-чуть посоветоваться (хотя бы в плане их «внешнего вида»), со своей PR-командой: она плохого не подскажет. Впрочем… Какая команда…
Иногда создаётся впечатление, что у нашего Президента, первого лица государства, эта команда, мягко говоря, не соответствует требуемому уровню. Наблюдая за систематическими и увесистыми ударами этой команды по имиджу своего «шефа», почему-то невольно вспоминается громовой рык на своих «пиарщиков» одного из политиков местного уровня: «Вы на кого работаете, сволочи?!». Как нельзя - к месту.
Впрочем, - спокойно (по возможности) вспомним хронологию.
Непопулярный уже Ельцин во всеуслышание называет ВВП своим преемником. Начало, прямо скажем, кажется весьма «хреновым»: статус преемника антиавторитета никогда и никому ещё не поднимал рейтинга. Хотя, в общем-то, «преемников» своих Борис Николаевич «назначал» и раньше, так что не все восприняли очередную его милость за чистую монету. Но – тем не менее…
Однако вскоре, а особенно - после отставки ЕБН, невыгодное стартовое положение Путина начинает стремительно выправляться из «минуса» в «плюс». Некоторые профессионалы считают теперь это плодом талантливой, чуть ли не гениальной работы кремлёвских пиарщиков, но лично я не стал бы употреблять такие эпитеты: профессиональной – да, но не более. Сам по себе трюк с начальной засветкой кандидата именно в глубоком «минусе», а не «плюсе», и постепенно наращиваемой за этим игрой на контрасте (в данном случае – на контрасте по отношению к Ельцину) – далеко не нов, хотя и отработан он был, признаемся, безупречно. Итог – безоговорочная победа на выборах.
Но вот что началось потом – непонятно. То ли ВВП вдруг поменял команду (но – почему?), то ли он решил вообще обойтись без помощи специалистов по имиджу (знакомая и очень «заразная» болезнь кандидатов и, особенно, победивших-таки кандидатов), но последующая работа по «формированию и поддержанию» имиджа Президента (т.е., напомню, - его авторитета!) стала больше смахивать на работу по его подрыву.
Первым ярким примером того стало поведение ВВП после катастрофы АПЛ «Курск». Кто, какая «умная» голова в PR-, имидж-, наконец – в пресс-службе ВВП допустила то, чтобы он давал интервью именно на пляже?! Да ещё со словами: «Каждый должен быть на своём месте»?! Да-да, именно «допустила», поскольку вопросы «где», «как», и «что» должен говорить клиент, всегда и везде решались именно с участием профессиональных пиарщиков и имиджмейкеров: не дай, как говорится, Бог, что-нибудь «не то» ляпнуть!
А как ляпнул! Отозвалось по всей России! Дескать: «ему-то место – на пляже, а морякам нашим – на дне!», - возмущался народ (он же – электорат)… Мы-то понимаем, что для того, чтобы управлять ситуацией, Президенту не обязательно быть от неё на расстоянии прямой видимости, но… Всем всего не объяснишь…
Такой же в точности «прокол» последовал полугодом позже: в Приморье люди умирали от холода в собственных квартирах, а ВВП позволено было комментировать эту ситуацию не из рабочего кабинета, даже не из загородной резиденции, а… с лыжного курорта в Альпах! Да ещё – с нелепыми оправданиями, типа «я не знал»! Как он мог не знать?! А, если действительно не знал, то – за что получает деньги (немалые деньги!) его пресс-служба?! Его советники?!
Так что это? Случайности? – Не верю: таких случайностей, даже единичных,  профессионалы никогда бы себе не позволили, а тут - уже целая череда… Умысел? – Так кто за ним стоит? Некомпетентность «сам-себе-имиджмейкера» Путина? – Возможно. Но разве не хватило одной, первой ошибки, чтобы научиться, по крайней мере, не делать точно такую же вторую? Так что?
Подобных «ляпов», «проколов», имиджевых и пиарских «ошибок» - можно приводить множество. Последними были явно неубедительно объяснённые «симметричные меры» против американских дипломатов, и скандал вокруг НТВ. Не вдаваясь в подробности и не анализируя их, утверждаю: конкретные действия Президента и в том и в другом случае (правильные или неправильные – особый разговор, не являющийся темой данной статьи, см. выше) могли и должны были иметь совершенно иное внешнее «обрамление», иную, хоть сколь либо профессиональную «подачу», способствующую сохранению Путиным своего имиджа (опять – авторитета!), а не нанесению ему очередного удара!
Так: есть команда или нет? И – какая команда? Какая свита? Какого именно короля она делает? А, точнее: что она делает из короля?!
И – что будет дальше? – Я - не в смысле дел, я – в смысле президентского авторитета. Авторитета первого лица государства. А, значит, – и самого государства. Ибо «каков поп, - таков и приход», - гласит ещё одна народная мудрость. И она – тоже права.