Заказчиков ищем за бугром...

Allan
ЗАКАЗЧИКОВ ИЩЕМ ЗА БУГРОМ.

В последнее время лексикон профессиональных пиарщиков, политтехнологов, и даже – имиджмейкеров обогатился вроде бы новым понятием: «PR территорий», «территориальный пиар». Если судить по «первоисточникам», коих немало, то суть его сводится примерно к тому, что «поднятие имиджа территорий в нынешних условиях может стать (и – уже становится) базовым фактором для поднятия имиджа и, соответственно, - рейтинга кандидата от данной территории». То есть, короче говоря, - одним из основных факторов, приёмов пиара политического, выборного. Как это ни парадоксально звучит.
Почему парадоксально? Во-первых, таковой фактор изначально ограничивает круг возможных заказчиков-кандидатов. Ибо для того, чтобы реально привязать возможные плоды территориального пиара к какой-либо персоне, необходимо, как минимум, наличие у этой персоны достаточных полномочий для того, чтобы считаться этой территории представителем. По-простому: это – главы администраций, в некоторых случаях – их заместители и руководители крупных, градообразующих предприятий. Излишне уточнять ещё и то, что территориальный пиар является не только «долгоиграющим», но и требующим значительных начальных вложений (дополнительно к затратам на PR чисто политический), хотя, возможно, - и не из личного кармана заказчика. Так что сиё – не для простых смертных…
Впрочем, о чём это я? Так ведь и «обычный» выборный пиар – не для них! По тем же средствам. Да и не только по ним… И здесь – пора перейти к корням возникновения такого термина в «выборной» окраске.
Во всём Цивилизованном (с большой буквы) мире выбирают, как правило, именно Личность (тоже – с большой). Коль ситуация в стране – стабильна, причём – во всём, и на всех её территориях, то и от нового избранника ожидается разве только «что-то новенькое», способное сделать жизнь либо ЕЩЁ лучше, либо, по крайней мере, - интереснее.
Это, конечно, - в некоей идеальной стране, под образ которой реально в той или иной степени подходят разве что несколько наиболее продвинутых государств, в первую очередь – США. Чаще от избранника ждут всё-таки не «чего-то такого», а реальных действий в рамках не менее реальных программ, но… Опять же – в сторону лишь ЕЩЁ БОЛЬШЕГО улучшения жизни населения. И электорат делает свой выбор, исходя уже не только из симпатий к Личности, но и из согласия с теми или иными Программами, авторами которых являются Партии: немногочисленные и, скорее, экономического толка, но всё же – именно политические Партии.
Мы тоже прошли этот этап. Но удовлетворения он не принёс, поскольку был просто бездумно списан со скрижалей мировой демократии, без привязки к нашему российскому менталитету, к российским условиям, традициям и истории. Телега оказалась впереди лошади, и поставить её на место, когда придёт тому время, будет, полагаю, совсем не легко.
А условия наши таковы: на всяческие красивые и умные Программы и, тем более, на «что-то такое» население либо уже не реагирует никак, либо обрывает сладкоголосого на полуслове: «Не верю!» (почти по Станиславскому), «А – докажи!». А чем доказывать-то? Делом! – Тем, что в твоём ведомстве хотя бы НЕ ТАК бедно живут, НЕ ТАК мало и НЕ ТАК нерегулярно получают, НЕ ТАК боятся выходить вечером на улицы…
Отсюда и выплывает тот самый территориальный PR: привлечение внимания к территориям, повышение их имиджа, в первую очередь – экономического. Но ведь большинству территорий (или – регионов) нашей страны, так же, как и отдельным муниципальным образованиям, предприятиям и пр. своими силами уже не только не заявить о себе во весь голос, но, чаще всего, – и не выжить! Выжил (выжило) – честь и хвала руководителю, главе, и т.д. и т.п. Заявил (заявило) о себе, – и тому уже можно без проблем баллотироваться на какой-либо выборный пост, практически с гарантией победы! Чисто экономический фактор становится базой для приобретения политической власти и, не побоюсь сказать, - важнейшей составляющей политического, выборного пиара.
Причём составляющей – своеобразной: настолько весомой, что не кажется уже невозможной в самом ближайшем будущем и кардинальная смена акцентов (что - чья составная часть). Ведь, если профессиональная PR-контора берёт на себя весь комплекс услуг по проведению выборов  кандидата, то, с учётом её, она должна взять на себя и… консалтинговую деятельность, и привлечение в ведомство заказчика (будь то отдельный завод или целый регион) внешних инвестиций, в первую очередь – столичных и зарубежных!… Без них-то, как мы уже говорили, если и выживешь, то о себе – не заявишь! Неплохо? Не мало?
Вот тут уж действительно: кто на ком стоял? где тут курица, а где яйца? и – что главнее? Казалось бы, - не проще ли крупной фирме-инвестору просто создать «под себя» качественную PR-службу, и, посредством именно территориального пиара, продвигать к власти нужных себе людей? Получая параллельно не только «своих» глав или депутатов, но и «свои» предприятия, и даже целые территории? – Такое, вероятно, скоро произойдёт. И первые, хотя и робкие, в основном неудачные, шаги в этом направлении уже делаются столичными концернами. Но – именно робкие и неудачные, поскольку, вероятно, потенциальная возможность и выгода такового взамополезного проникновения в регионы, «хозяевами»-инвесторами  пока воспринимается не слишком серьёзно. Если судить по Тверской области, то пока что ими допускаются даже самые элементарные «ляпы», уже на старте напрочь перечёркивающие вероятность успеха: вплоть до банальной неразборчивости при выборе «кандидата в кандидаты», вследствие чего публике предъявлялись личности, хотя и амбициозные, но – до того нисколько не раскрученные, малоизвестные, а то и – известные не с лучшей стороны.
Ну да ладно. Это, судя по всему, - только первый блин. Хотя, по большому счету говоря, - и не до всех российских территорий способны дотянуться инвесторы из столицы. И не до всех – хотят дотягиваться, обладая, кроме всего прочего, и огромным административным ресурсом, позволяющим без особого труда, самыми различными (и не-пиаровскими) способами, урывать для себя наиболее жирные и прибыльные «куски». Если речь идёт о территориях не слишком больших и не самых привлекательных для достаточно «ленивой» и не привыкшей думать «на дальнюю перспективу» столицы, то не грех подумать и об инвесторах зарубежных.
В большинстве муниципальных образований российские инвесторы не видят своих интересов. Однако – их видят инвесторы из-за рубежа. Причём, - в самом широком спектре. Причём, - они куда охотнее идут на взаимоотношения именно на «низовом» уровне, - ниже регионального, - ибо уже поняли бесперспективность и безрезультатность действий через множество административных посредников разных уровней, отягощённых к тому же нашими традиционными бюрократией, неразберихой и повальным мздоимством.
Но есть одно «но». В отличие от столичных, они-то как раз не станут претендовать на лидирующую, первоочередную роль в образующемся тандеме «PR-Инвест». Они, помня (так у них принято) о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, не станут сами предлагать свои услуги и искать способов проникновения в российскую глубинку. (В принципе-то – им и так неплохо.) Так что, похоже, именно пиарщикам придётся для реализации своих намерений раз за разом обращать свой взгляд за кордон в поисках «богатых дяденек». А – не наоборот!
В результате, на мой взгляд, начинает видоизменяться сама структура сферы политического пиара, что вызвано к жизни необходимостью сочетания непосредственно выборной деятельности и предварительной, базовой её подготовки пиаром территориальным, включающим в себя и активную экономическую, инвестиционную работу. Напрашивается появление неких Economic Public Relation групп, с лидерством экономической их составляющей – в случае участия инвесторов российских, и PR-составляющей – в случае работы с зарубежными фирмами.
Не берусь прогнозировать методы и способы работы групп первого вида, но, представляя себе прикладные задачи, которые неизбежно встанут перед группами, работающими с Западом, предвижу и необходимость появления в них дополнительных, прежде как бы – не связанных с пиаром, подразделений, призванных обеспечивать поиск зарубежных инвесторов (а в дальнейшем, возможно, и – прямых «заказчиков»), и непосредственную работу с ними. А это – ещё один шаг, косвенно способный подтвердить прогнозы части политологов о грядущем перерождении чисто политической борьбы в борьбу экономическо-пиаровскую. И – о неизбежной постепенной подмене объединений, именуемых «общественно-политическими» - «экономико-политическими», по дальнему подобию развитых стран.
Ну а пока… Пиарщикам и политтехнологам пора либо пристраиваться под крыло крупным российским инвесторам, либо – срочно искать инвесторов зарубежных… Кандидаты-то – найдутся всегда, - были бы на них заказчики…