Опознание фрагонара откликаясь на имена богов

Геннадий Генераленко
                Опознание  Фрагонара.


   Я, участковый инспектор Каменоломенского РОВД капитан ПАЮ Эдуард Васильевич, установил, что у гражданки Холяковой В.В. действительно жили два гуся, серый и белый. 17 августа 1998 года в 15 часов, гуси достигли железнодорожного полотна и на станции Каменоломни влезли в поезд
Ростов-Москва и убыли за пределы административного участка и Ростовской области.
   В связи с вышеозначеным прошу в возбуждении уголовного дела отказать за отсутствием события преступления.

   -  Да : - начальник Районной милиции, потер затылок и снял очки.
- Я подпишу. А потом с работы вылечу. Так что ли?
   - У меня свидетель есть, дворник, там обьяснение есть в деле -: печально заявил капитан Паю.
   - Знаю, я этого дворника, восемьсот доставлений в отдел за пьянку, он поди и сожрал этих гусей -: начальник сам себя заводил и тихо свирипел.
   - Доказательств нет. Не пойман не вор, - : дипломатично сказал Паю и напрягся ожидая продолжения скандала.
   - Доказательства, а где билеты на гусей! Где билеты на Гусинского и Гусева или как их там, они безбилетными в Москву уехали? Где опрос
кассирши и проводницы...

   На счастье Паю зазвонил телефон и начальник потерял интерес к отказному материалу сварганенному нерадивым подчиненым на скорую руку.
Дослушав сообщение начальник размашисто подписал первый лист под графой "утверждаю" и протянул отказник участковому.
   - К прокурору сам пойдешь -: начальник встал изо стола:
 - Поехали со мной, писатель, на станции труп. На твоем, между прочим участке.
   Паю за свою службу в милиции видел покойников в достатке, но откровенно не любил их. Тела лишенные жизни лишали его оптимизма и аппетита  на два-три часа. Обнаружение трупа для него  значило - поиск машины  для транспортирования оного в морг, погрузка тела в найденную машину, обход участка в поисках свидетелей проишествия и  постоянное склонение к покаянию за ухудшение показателей на всех собраниях вплоть до обнаружения нового трупа на чужом участке.
     Зажав по мышкой отказной и папочку с разной важности документами Паю влез в УАЗик и стал обдумывать как бы ему ловчее получить прокурорскую визу и при этом не нарваться на неприятности. Прокурор
района был веселым малым, что облегчало задачу, но в район прокурор перевелся из ростовской военной прокуратуры и дела о похищении гусей ему были знакомы не понаслышке. Воровство сьестного среди солдат стройбата было в порядке обыкновения.
    Паю нервничал из-за этих четырех листов бумаги и данное обстоятельство мешало ему наслаждаться хорошей погодой.
  Участок Паю был не особенно велик, но было явно лишнее на его взгляд строение вокзала станции "Каменоломни". В силу сложившихся обстоятельств отдел милиции на транспорте поста здесь не держал, и Паю приходилось справляться самому. Конечно- же здесь не до гусей, вот только
обьяснить это гражданке Холяковой не представлялось возможным. Всю дорогу до вокзала Паю сплетал разумное обьяснение для прокурора,
но ничего сверх написанного не придумал и решил пустить себя по воле господней.
     На рельсах около самого вокзала лежал вниз лицом мужчина в костюме с зажатым в руке чемоданом кирпичного цвета. Его обступила не большая толпа, человек на сорок, однако научно обоснованные действия производил только дежурный следователь районного отдела милиции шедший с
обеда и ставший свидетелем происшествия.
     Следователь и с ним одиннадцать человек свидетелей рабочих дорожной бригады, ожидавшие рабочего поезда  зеваки доложили начальнику, что
потерпевший, то бишь труп, переходил в неположенном месте железнодорожное полотно, поскользнулся или оступился и упал на рельсы на глазах изумленной публики. Упал видимо не удачно, так как лишился жизни еще в довольно работоспособном возрасте.
   Паю как не покажется странным постороннему человеку порадовался, что банальный несчастный случай помог ему подписать отказной у начальника. Он отогнал посторонних и стал помогать собирать сведения о свидетелях, демонстрируя всему миру свое прилежание и трудолюбие. Краем глаза он увидел приехавшего прокурора и скорую помощь  вызванную кем-то по
недоразумению. Больница и морг располагались аккурат за вокзалом в метрах сорока и патологоанатом с санитаром уже стояли с тележкой
на краю платформы и курили обсуждая предстоящий футбольный матч на первенство района.
       Прокурор, начальник милиции и дежурный по вокзалу о чем-то беседовали и курили, когда к ним подошел Паю.
 - Покажь, отказной - : сказал прокурор пряча сигарету в усы.
   Участковый отдал документы и стал ждать решения по существу изложенного. Прокурор прочитал наслаждаясь слогом и сюжетом
повествования и выдержал МХАТовскую паузу.
 - Капитан Паю, это липа, но - : прокурор сделал еще одну, не менее выразительную  паузу: - я закрою глаза на вопиющее нарушение закона и попрание прав собственности граждан. Вот, офицер, жмурик, найдешь и оповестишь его родных, сообщишь на работу, сохранишь и передашь его вещи, проверишь на причастность к преступлениям и все такое.
Докладывать будешь непосредственно мне.
  Прокурор достал авторучку и капитан поставил спину. На отказной материал который стоил немало нервов Паю легла прокурорская подпись. В прокуратуре один человек был болен, другой в отпуске и еще один в командировке. Самому прокурору заниматься поисками родственников покойного было не некогда, и неохота и он взвалил нагрузку на офицера
милиции в обмен на пару ушедших в неизвестном направлении гусей.
         Прокурор сам написал и подписал отказной материал по факту несчастного случая на железной дороге и благополучно убыл на совещание посвященное борьбе с чеченским терроризмом в столицу донского
казачества город Ростов – на - Дону. Паю и дежурный следователь закончили с формальностями и дали команду грузить тело. Санитар и ( противный анатогопаталом, как звал его Паю) его начальник тащить тело по рельсам отказались. Паю с каким – то доброхотом ругаясь площадной бранью донесли тело до тележки и служащие морга укатили добычу к себе.
      Остаток дня и вечер Паю посвятил заботам об ушедшем в мир иной транзитном пассажире следовавшего поездами от Моздока до станции Лихая
и далее до столицы. В карманах кроме билетов и крупной суммы в рублях и валюте, обнаружился общегражданский паспорт и загранпаспорт на имя
Рабиновича Артура Моисеевича. Загранпаспорт свидетельствовал о многочисленных поездках на землю обетованную и Великобританию. Визитные
карточки гласили об уважаемом труде Рабиновича, в качестве эксперта антиквара в салоне "Новая русская усадьба " в городе Санкт-Петербурге.    
      Паю позвонил по указанным телефонам на службу и квартиру покойного и к своему удивлению дозвонился в оба адреса с первого раза. Жена Рабиновича перенесла утрату достойно и пообещала прибыть в
самое ближайшее время. В салоне реагировали более эмоционально, девица поднявшая трубку плакала, но директор салона обещал оказать всяческое содействие в транспортировке тела в место погребения. Данные сообщения для участкового явились бальзамом на душу, так как устранялась тягомотина с опознанием личности и розыском родных и близких.
       Ключами найденными в кармане брюк Паю открыл чемодан и внимательно изучил содержимое. Зубная паста, щетка, электробритва, полотенце, чистая рубашка, пара белья, тренировочные брюки,
тапочки, кипятильник - обычный набор  русского путешественника. Из вещей более достойных внимания оказалась записная книжка с обилием телефонов и странных пометок, каталог грозненского краеведческого музея и упакованный во множество слоев бумаги толстый пакет .
      Пакет был вскрыт со всеми предостороженостями смутного времени. Взору открылась картина размером 25*35 сантиметров холст, масло. По холсту разбегалась сеть трещинок – кроккерюров и присутствующие участковые стали обсуждать
куртуазный сюжет ушедшей романтической эпохи. На картине был изоображен кавалер ведущий даму к качелям. Качели увитые гирляндами роз придерживал
толстопузый малыш с утиными крылышками. Лицо кавалера выражало явное намерение соблазнить девицу самым романтичным образом. По положению рук и повороту тела Паю решил для себя, что дама примет ухаживания кавалера и отнесется благосклонно и к более интимным занятиям, чем катание на качелях. От времени картина потемнела и ее состояние оставляло желать
лучшего.
   - Знатная штука.

   - Жмур, то антиквар, эксперт. Дрянь не купит.
   - Музейная вещь.
 Насмотревшись на произведение искусства участковые разошлись по своим делам, а Паю закрыл картину в сейф и стал разглядывать музейный каталог. На сорок девятой странице каталога он увидел вышеописанную картину с
подписью - "Ухаживание. Неизвестный художник. начло ХIХ века. Франция".
     К концу рабочего дня Паю пошел в прокуратуру с каталогом и картиной и застал прокурора в скверном состоянии духа. Прокурор получил на совещании свою долю критики по итогам проверки и теперь жаждал крови. Паю бодро доложил о найденной родне покойного и итогах вскрытия
чемодана. Он выложил на стол принесенное и стал просить дальнейших указаний.
    - Слышать не желаю, о неизвестных художниках. - заявил прокурор. -: на кой ляд нам такие офицеры милиции, гусей найти не могут, не раскрытых
преступлений вагон и маленькая тележка, картина очевидно краденая, установить художника требую в кратчайший срок, затем передадим в музей если родственники не предьявят документов на картину, вообще иди отсюда, без тебя тошно, без результатов не появляйся.
    Паю не пытался возражать, помня о том, что прокурор может как судья в футболе предьявить ему красную карточку за разговоры и причинить
множество неприятностей за гусей и тому подобные шалости. Капитан Паю понес картину домой размышляя об уродах которые в музее, по долгу
службы не смогли или не захотели опознать художника и скинули это на простого участкового, которому между прочим, никто нагрузку по службе
не отменял.
   Опознание картинки он решил начать с художника оформителя работавшего по совместительству в депо директором железнодорожного музея. Музей носил имя вождя пролетариата, хотя изначально был организован в честь посещения станции товарищем Сталиным. Сталин на станции пил чай и сделал
несколько распоряжений о своевременной подаче вагонов и грозил расстрелом тогдашнему начальнику депо. Начальник депо дело знал хорошо и
проработал в системе железных дорог около пятидесяти лет, он же и организовал музей вначале Сталина, а впоследствии Ленина. Оформитель жил в соседнем подьезде, через стенку и после ужина Эдуард Васильевич переодевшись в штатское отправился с визитом.
    Художник пил чай и рассматривал местную газету в поисках сенсации. Сенсации не было и приход участкового разнообразил жизнь поселкового
интеллигента, но дело не продвинул ни на йоту.
  - Я вообще не живописец, а график. Истории искусств Франции не знаю. Помочь не могу. Написано неизвестный художник, значит так и есть. Извините.
     Паю пошел домой в унынии и встретил около подьезда Виктора Хомякова известного своими приключениями в Чечне и поиском кладов. У Хомякова в этом доме жил двоюродный брат, рыбный браконьер и родственники уговаривались о предстоящей воскресной рыбалке.
   - Хомяков-: взял быка за рога Паю:- что ты знаешь о художниках Франции прошлого века, первая половина?
   - Буше, Милле, Ватто, Энгр, Курбе, Руссо, Добиньи, Коро, Шарден, Пуссен, Делакруа и еще человек пять-десять вспомню, а на какую букву?
   - Мил друг человек, тебя то мне и надо!
Пойдем, чего покажу, не пожалеешь...

  - Сколько? -: спросил Хомяков рассматривая холст.
  - Чего сколько? -: не понял Паю.
  - Денег хочешь, сколько, - : пояснил Хомяков пристально всматриваясь в холст.
  - Не продажная, по уголовному делу, вещьдок.
  - Давай потеряй, а я тебе быстро две штуки баксов дам, вещьдоком больше, меньше.
  - Не могу, она музейная и прокурор видел.
  - Видел да забыл, даю три тысячи и не морочь мне голову. - : у Хомякова чесались руки перепродать холст в стиле французского рококо.
   - Не проси, выгонят со службы или посадят. Из грозненского музея, надо опознать картинку - : и Паю достал каталог.
   - У меня таких восемь штук каталогов, где теперь грозненский музей? Разбомбили и разворовали или нет, разворовали и разбомбили. Да
и был он сфомирован по принципу Перов, Серов, Шишкин, Пышкин. Вот только если что то из перемещенных ценностей ему в досталось по разнарядке. Знаю была скульптура Бари и даже знаю в каком она чеченском ауле, если ее в чермет не сдали по весу.
   - Как ты думаешь, кто написал? - : решил схитрить Паю.
   - Бог его знает, - : Хомяков почесал голову: - сюжетец Ваттовский, однако он писал не так роскошно, суше и без некоторой слащявости.
Типичный маньеризм итальянско-французский, может кто - нибудь из учеников Буше, хотя нет, ученик повторяет мастера, и слишком уж тонко прописано.
Беда, по фотографиям сравнить почти не возможно, подлининики висят в таких музеях, нам не доехать. В первый момент впечатление было, что
это Фрагонар.
   - Постой, постой, про этого ты, ничего не говорил: -   запротестовал Паю.
   - Ну, это слишком, невероятно, неизвестный Фрагонар. Такого не может быть потому, что не может быть никогда. Любой искусствовед руку отдаст, найти Фрагонара или Шардена. Или Жерико.
  - Почему это? - : полюбопытствовал Паю.
  - Жерико умер в двадцать восемь лет, написав при этом десяток шедевров. " Плот медузы "- например.
Шарден для Франции как для нас Андрей Рублев, отец и сенсей-учитель, у него десятки художников учились. Жан Оноре Фрагонар был настолько
популярен, что его полотна всегда были в цене и по сараям грозненским не валялись.
 Может все таки продашь? -: с умирающей надеждой в голосе спросил Хомяков и Паю отрицательно  покачал головой.
   Хомяков нервничал, впервые за долгое время появился след пропавшего музея и терять след сокровищ было наивно и преступно .
   - Пошли за пивом. - : предложил Хомяков и Паю согласился после секундного замешательства.
     По дороге Паю довел историю обретения картины и Хомяков злорадно потер ладони. Артур Моисеевич Рабинович был известен ему как истовый
искатель сокровищ. В первый раз они столкнулись в процессе раскопки хозарского городища на побережье Азовского моря, откуда Рабинович бежал
прихватив с собой все самое ценное. Затем поиск грозненского музея известного тем, что в его запасниках хранились почти неисследованными
коллекции нижнесаксонского курфюста, захваченные военными в соляной шахте близ границы с Австрией и предназначаемые ко взрыву. И хотя прямых
доказательств не было Хомяков предполагал, что чеченам раскрыл глаза на искусство все тот же Рабинович.
   - Французы и ихние причуды были популярны после войны 1812 года, все поголовно знали языки, я про дворян говорю, многие выписывали парижские газеты и были в курсе событий культурной жизни. Ездили часто и привозили разные картины и скульптуры и часто это были полотна художников первой величины. По тем временам никто себя не заморачивался атрибутикацией
произведений. Куртуазные и маньеристические сюжеты одинаково популярны как в Англии, так и во Франции с Россией. Исследователи французского
стиля рококо и русского ампира находят несомненное сходство в дворцовых постройках того времени. Дворцовый ансамбль Версаля оказал впечатление как на Екатирину Великую порядковый номер два, так и на Александра первого. Архитектор Монферан, спроектировавший блистательные храмы
Питербурга и установивший Александрийский столп был французом и...
- Хомяков, ты с кем сейчас разговариваешь - смущенно спросил Хомякова,:- я понял все до выписки газет из Парижа. Нельзя ли попроще. Понароднее, что ли.
    - Проще некуда -: отрезал Хомяков и
остановился перед ларьком: - Может водки? Как
хочешь, девушка, четыре жигулевского, только шахтинского.
      Паю и Хомяков сели на ближайшую лавочку и молча пили пиво. Паю сожалел о трех тысячах долларов которыми обладал Хомяков, а Хомяков думал о дураках, которым господь дает в руки произведения
искусства высокого уровня.
   - Мужики, - : послышался из ближайших кустов сиплый голос, который в народе называют пропитым - дайте пива.
   - А в морду не желаете? - : осведомился Паю.
   - Не можете угостить, тогда купите книгу - вслед за голосом появился потрепанный облик бомжа.
   - Где украл ? -: в Паю проснулся дремавший участковый.
   - Обижаешь, начальник, из личной библиотеки, выпить хочется, а не на что.
   - Пузырь - : обьявил Хомяков и мужик послушно мотнул головой, но у ларька вдруг затребовал еще пачку "Примы" и банку сардинеллы в масле.
   - Ну, ты хам,
    Тут неожиданно мужик проявил волю и решил не отказываться от манускрипта, усилием воли перенемогая жажду.
   - И еще бутылочку минералки- : сказал мужик получая все заказанное в маленькое окошечко ночного ларька .
   - Мужик, может тебе еще проездной купить на трамвай - :возмутился Паю и небритый мужчина сгинул в кустах со скоростью раненого лося .
   - " От Пуссена до Пикассо ", 1972 год издания, Мюнхен, на немецком языке, состояние удовлетворительное, рублей этак восемьсот стоит
" -: константировал Хомяков прикидывая разницу между своими затратами и ожидаемой прибылью.
      - Васильич, ты немецкий знаешь? Жалко, я тоже не знаю, ладно будет что интересное, учительница в школе переведет, меня она давно ждет, сын какую то пакость учудил, опять.
     Тусклый свет уличных фонарей и довольно позднее время помешали им рассмотреть купленное внимательно и они расстались уговорившись
встретиться на следующий день у Хомякова.
     Ночью Паю проснулся и из холодильника пил минералку. За окном слышался скрип не смазанных качелей и под светом фонаря парень катал девушку в джинсовой куртке иллюстрируя произведение французского художника начала девятнадцатого века на современный лад. Сравнение оказалось в пользу галантного века и Паю лег спать дальше, толкнув в
бок развалившуюся на всем диване супругу.
     Утром после проведения гигиенических продцедур и завтрака Паю одел форму и по дороге в райотдел милиции решил занести Холяковой В.В.
копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Все равно идти мимо, а менять маршрут движения из-за какой то вздорной бабы Паю
не желал.
   Вера Васильевна против ожидания встретила участкового ласково и начала заговаривать зубы рассказом о прекрасном состоянии природы и
уплоченной вовремя пенсией, что стало существенным подспорьем в ее быту.
  - Распишись в получении - : Паю был удивлен приемом.
  - Гуси, вернулись, милай. Как бог свят вернулись, сегодня утром, слышу под окном гогочут, а я на тебя право слово жалобу написала и в ящик
сбросила, завтра дойдет по почте, где их бес носил не ведаю -: всплеснула руками Холякова.
   Капитан оглушенный известием присел на табурет, но собрался и заорал своим зычным голосом:   - .... твою мать, меня чуть с работы не выгнали
,за твоих ... гусей ....
 Поостыв, Паю в три минуты написал три протокола об административных правонарушениях против Холяковой. Первый о непринятии мер по борьбе с
сорняками, второй - о неправильном содержании собак и кошек, третий -  неправильном использовании электроэнергии в быту.
  Окончив писание кляуз и описание неправедного быта Веры Васильевны, Паю поднял глаза от бумаг и зачарованно уставился в одну точку. На стенке над газовой плитой висела картина на удивление похожая на полотно доставшееся для расследования.
       Эдуард Васильевич снял с гвоздя копию переведенную на  картон и в изобилии тиражируемую советским  правительством для украшения быта рабочих и служащих в славных шестидесятых годах. Он оглядел ее и убедившись в поддельности заглянул на оборотнюю сторону картинки. "Жан Оноре Фрагонар. Франция .1736-1806 г. Качели 1766. Лувр. цена 2 руб 43 коп". гласила надпись на бумажной наклейке.
 На копии картины был изоображен кавалер катающий свою даму и еще какой то хлыст, подсматривающий из кустов за происходящим действом. С ноги девушки была готова сорваться туфелька, и ее ухажер уже был готов поймать милый сердцу предмет.
    Паю тут же сочинил протокол изьятия постера и приобщил его к собираемым материалам. Далее он весь день метался в поисках бежавшего из воинской части дезертира. Не евши и не пивши, Паю и его товарищи по службе загнали вооруженного дезертира в старый коровник и несколько часов уговаривали его сдаться. Дезертир грозил самоубийством, но
одумался и ближе к вечеру сдался в руки правосудия.
    Уже вечером Паю с картиной и постером добрался до Хомякова, который по случаю общения с высоким искусством приобрел бутылку водки и
ожидая Паю пару раз отпил по сто грамм из оной.
Толстая книга купленная накануне была открыта на страницах посвященных Фрагонару. Исследователи осмотрели сельский эротический сюжет размещенный в книге, оригинал находящийся в Мюнхенской пинакотеке.
   - Смотри, одно и тоже лицо, -  заявил Хомяков, указуя на страницу в немецкой книге и тыча пальцем в картину принесенную Паю, однако из
почтению к мэтру не касаясь холста перстами.
 - Да, но эта картина написана, судя по тексту в 1795 году, а музей дает первую треть 19 века - : заметил Паю.
 - Забудь о музеях, доверься впечатлениям. Смотри как уложенны складки на платье, на кружева воротника, разве не одно и тоже же.
Видит бог, рука мастера. Разрази меня гром если это не так ...и кстати Фрагонар умер в 1806 году и работал до окончания дней своих, в богатстве и славе.
 - Наполеон был еще императором Франции и высшая точка его  величия приходилась на эти года...

 - Пушкин уже ходил в лицей...
 - Фултон изобрел пароход ...
 - Еще только строился Новочеркасск ...
 - Только, только умер Суворов ...
 - Пока еще живы Крылов и Багратион и Кутузов...

   Они говорили долго и бегали за водкой два раза.

   Паю оформил протоколы опознания картины торжественно и с помпой, сотрудники уголовного розыска и служитель Новочеркасского музея
донского казачества, мэр поселка Каменоломни и секретарь городского суда приняли участие в осмотре картины.
 Эдуард Васильевич созвонился с прокурорского благославления с Эрмитажем и отбыл в служебную командировку вместе с Хомяковым за казенный счет.
Хомякова оформили внештатником исключительно для выплаты скромных командировочных. В Эрмитаже их встретили тепло, но метод узнавания художника осмеяли.
    Через пару месяцев в каталог собрания Эрмитажа был включен экспонат за номером ___ и пометкой Фрагонар (?).
        Майор Паю стоял перед прокурором который с удовольствием цитировал отказной материал.

... Установил, что 15 марта 1999 года рой пчел внезапно выроившейся, подхватил улей и наковальню и понес их в сторону поселка шахты им Красина. Затем уставшие пчелы бросили наковальню и понесли улей все вместе...
- Бред, Паю, какие пчелы в марте, снег лежит.
- У меня свидетель есть, дворник с вокзала, он видел, там в папке обьяснение есть -: печально  заявил старший участковый майор Паю.
- Этот, твой дворник ...
   - Товарищ прокурор, - : в дверь кабинета наполовину просунулась голова следователя.
    - Откомандируйте нам, пожалуйста, Пая. В реке Грушевка обнаружен утопленник, у которого за поясом брюк обнаружилась икона, видимо старинная.
  Прокурор размашисто подписал отказной и бросил его в угол комнаты, в котором лежала стопка тому подобной писанины.
- В последний раз, предупреждаю ...
 
Слова прокурора повисли в воздухе, Паю уже сидел в служебной прокурорской Волге и откровенно радовался удачно складывающемуся дню.