Первый удар судьбы

Леонид Быков
В жизни происходит всякое. Но некоторые события оставляют достаточно глубокие следы и как-бы являются судьбоносными. Вся моя жизнь представляла чередования  падений и взлетов. И сейчас хочу рассказать об одном из первых тяжелых испытаний в моей жизни.

Опять же думаю, что не со мной только происходили такие вещи. Просто я могу и  хочу рассказать об этом, а также описать ситуацию, в которой жили люди в уже не существующем сегодня Советском Союзе.

В свои 50, живя в Аргентине, совсем по другому видятся события 25-ти летней давности. И удивительно, что для многих аргентинцев слово Советский Союз завораживает и является как бы идеалом чего-то недосягаемого. Однако я хочу рассказать как было на самом деле.

Я закончил Военную академию с отличием и уже четыре года как служил в одном из секретных институтов Министерства Обороны. Все складывалось великолепно. Мне было 25, уже получил звание старшего лейтенанта и входил на полную катушку в работы проводимые отделом.

Нас, восемнадцать лучших с выпуска (не считая тех у кого была московская прописка), направили в этот престижный институт адрес которого был Москва ХХХ, хотя это была далеко не Москва.

В Москву поехали москвичи. Как в том анекдоте. Сын полковника спрашивает у отца: "Папа а я могу стать генералом, на что отец ему отвечает немного подумав: знаешь сынок у генерала свои сыновья есть...". Можно было иметь семь пядей во лбу но попасть по распределению служить в Москву нужно было иметь совсем другое... Таковы были неписанные правила.

Затем шестеро уже лучших из этих восемнадцати остались в центре, а двенадцать разъехались по "точкам".

Я остался в центре еще не зная чего я избежал и что предстояло пережить моим товарищам, кто поехал по "точкам".

Итак шла служба, появились планы, родилась вторая дочка, получили двухкомнатную квартиру..., вот уже капитана скоро дадут. Это было без проблем так как с самого начала я служил на майорской должности.... и это было только начало.

Но все же пришла расплата за мою "стратегическую ошибку", которую я совершил по молодости. Правда о этой "ошибке" я никогда не жалел так как плодом этой ошибки были двадцать лет совместной жизни с прекрасным человеком и две чудные дочери.

Воспитанный на коммунистических идеалах и не зная еще реальностей жизни, я смешал две несовместимые вещи. Начал военную карьеру и женился на еврейской девушке. А мама мне же говорила..., но я ее не слушал. Потому, что она занималась своими проблемами, выходя второй раз замуж, а я своими. И разговоры на эту тему были бессмысленны. Это было для меня не приемлемо. Дружить с девушкой пять лет, а потом вдруг из-за карьеры все передумать...

Еврейский вопрос всегда существовал как в России так и потом в Советском Союзе. Практически все евреи стремились уехать в первую очередь в США и если не получалось, то в Израиль.

И у меня этот вопрос начал тоже присутствовать. При заполнении всяческих анкет надо было указывать всех родственников, были ли они за границей, национальность и т.д. С моей стороны было все просто. Однако со стороны жены появились дополнительные пункты. Мой тесть был в Освенциме...Пережил весь этот ужас. Можно было и не указывать. Но а если не укажешь появятся дополнительные вопросы и так далее..

Я не особенно придавал этому значения веря во всеобщее равенство. Даже много спорил с тестем и тещей. Они иногда просто умолкали для прекращения разговора, но что-то было не договоренное.

У моей жены был старший брат. Он уже имел свою семью и в один момент открылась возможность и они с родителями его жены, пройдя все тяжелейшие инстанции, получили наконец разрешение на выезд. Биться за это приходилось годами и когда был назначен срок нельзя было откладывать. Не останавливало даже тяжелейшее состояние моей тещи. Надо было выезжать и все это поддерживали.

В моей судьбе некоторое время было все тихо. В стране что-то менялось. Я конечно понимал, что это должно повлиять на мою военную карьеру, но думал, что пронесет. Однако не пронесло.

На службе вокруг меня началась какая-то возня. То включать меня в новую бригаду, то не включать.  Я был на очень хорошем счету, все мне пророчили великолепную карьеру. И эта суета для меня была странна.

Однажды заместитель начальнака нашего отдела вызвал меня к себе и по-дружески, по-отечески все рассказал как есть. Что мной занимаются спецорганы. Сказал так же что он с начальником отдела постараются сделать все, чтобы как-то это заглушить. И действительно на некоторое время все замолкло. Никто не тронул мой  секретный допуск и я продолжал работать. Прошло пол года.

Но однажды мне позвонили по телефону и попросили подняться в секретную часть и ознакомится с одним из приказов. В этом не было ничего необычного. Но когда я начал читать этот приказ все стало ясно. Меня переводили на службу в одно из вертолетных училищ на должность начальника лаборатории. Тоже майорская должность.Вроде все отлично. Однако здесь в институте майорская должность это начало, а там это конец карьеры. Вписан же я был в отличный приказ главкома Кутахова. Это было распределение выпускников адьюнктур, то есть рапределение кандидатов наук на преподавательские должности в различные военные училища. Все выглядело отлично. Даже преамбула: для укрепления преподавательского состава... и так далее.

Однако за красивым названием моей будущей должности начальника лаборатории скрывался по гражданским меркам просто завхоз на кафедре со всеми вытекающими отсюда последствиями. От наличия мела на занятиях до чистого туалета на территории, закрепленной за кафедрой.

Приказ подписан. Никто изменять его не собирается. Начались сборы. Переезд. Жена с детьми уехала к родителям. Я под Новый 1978 год отправился к новому месту службы.

Два года прошли в попытках как-то определится в жизни на новом месте и уровне. Попытался в 1980 году проскочить на учебу в адьюнктуру. Но опять только надежды. Отбили быстро. Тебе не место. Дали тебе небольшой ломоть от жизни вот и грызи и не вылазь.

Уже ясно, что в армии мне красный свет. Надо уходить. Уйти из армии достаточно сложно. В звании капитана, члена партии, на неплохом счету. Что делать? Начать пить и гулять на пропалую чтобы выгнали? Долгий путь да самому можно с катушек съехать.

Поддерживал хорошие отношения с ребятами из отдела кадров. И один раз они мне подсказали. Едет комиссия Главкома, пиши рапорт, может проскочет.

Написал рапорт. Все как есть, что пришел в армию служить на полную катушку, а не дослуживать в должности завлаба, что имею родственников за границей, что не дали поступить в адьюнктуру и так далее. В общем отпустите по добру а не то...

Отпустили. Через три месяца пришел приказ уволить за служебное несоответствие, хотя преварительно было согласовано по сокращению штатов. Обиделся. Во-первых льготы, а во-вторых честь. Как это?!! Меня?!! По служебному несоответствию?!! Но партийный билет не тронули. Так и остался коммунистом..

Мне было 28 лет. Все было впереди. А ну их с ихними формулировками.

В середине 1980 года я стал гражданским человеком со странным прошлым. Просто так в 28 лет из армии не увольняют да еще в таком звании. Что-то здесь не так!??

Приехал к жене. Все с нуля. Надо искать работу и устраиваться в новой жизни. Но об этом в следующем рассказе.