Миф о НЛО

Александр Масалов
Не будем выяснять, сколько ростовчан за последние десять-пятнадцать лет видели в донском небе неопознанные летающие объекты. Счет пойдет не на сотни, а на тысячи человек.
Здесь надо сделать одно маленькое уточнение. НЛО и инопланетный космический корабль - это для среднестатистического россиянина одно и то же. На самом деле оба эти понятия не тождественны. Первое - это объективная реальность, миллионы людей видели нечто в вечернем или ночном небе, причем свидетелями бывало до полутысячи человек за сеанс. Второе - вранье, откровенное фантазирование, чтобы поразить друзей и знакомых, угодить в газеты и всеамериканские ток-шоу. О людях психически ненормальных я и говорить не хочу.  Посадку инопланетных кораблей, пришельцев, выходящих из тарелок или входящих в них, - видели считанные единицы и, как правило, без свидетелей. А уж по космосу на тарелках катаются в основном американки критического возраста, а братья по разуму исследуют их на предмет анатомии или просто насилуют.
До конца восьмидесятых среди любителей НЛОвщины и всякой другой аномальной чертовщинки ходили слухи, будто не то у военных, не то у спецслужб есть специальный отдел, который занимается сбором и анализом информации такого рода. В это легко можно было поверить, читая статьи в научно-популярных журналах и молодежных изданиях.  О том, что американская военщина тратит безумные деньги на исследования в области паранормальных и оккультных явлений. Что Пентагон комплектует группу телепатов (читать мысли генералов российского генштаба), а суперистребитель "Стелс" якобы построен на технологиях, слизанных американскими учеными с разбившихся НЛО... Мы думали: "Наверное, и советские ученые занимаются чем-то подобным, чтобы противостоять ястребам из Пентагона..."
На рубеже 80/90-х в желтую прессу просочилась информация о проекте "Инвазия". Вы только не смейтесь, но в самый разгар холодной войны, когда название фильма "Звездные войны" стало нарицательным, умники из советского генштаба на полном серьезе разрабатывали комплекс мер по координации всех Вооруженных сил СССР для отражения... инопланетного нашествия. Проект "Инвазия" существовал только теоретически, на бумаге. Даже военно-штабные учения ни разу не проводились.
Представляется сомнительным, чтобы в годы застоя советские ученые в "ящиках" занимались исследованиями какой-то ненаучной дребедени. Можно предположить, что военные всего раз заинтересовались потенциальными возможностями аномальщиков. Так, в 1995 году Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ решило идти в ногу со временем - обзавестись собственными  экстрасенсами, которые будут предсказывать грядущие аварии и катастрофы.
Грандиозный опыт, в котором принимали участие все желающие (как отдельные энтузиасты, так и научно-исследовательские центры), должен был длиться весь 96-ой год. МЧС обещало отобрать наиболее точных предсказателей (прогнозистов) и даже поставить на финансирование со стороны государства. Опыт как-то незаметно испустил дух, недотянув и до шести месяцев. По мнению заказчиков, Нострадамусов или хотя бы девиц Ленорман на территории России не нашлось. Участники эксперимента занимались не предвидением, а фантазированием на заданную тему. Процент совпадений не превышал в совокупности пяти процентов, причем лидеров не было: то один угадает, то другой. "Спортлото" закончилось ничем, и большинство участников его уверены, что все это было затеяно с одной целью: чтобы экстрасенсы засветились. И, разумеется, на основании отчетов будут защищены пяток докторских диссертаций и десятка два  кандидатских.
В начале девяностых, когда пресс-службы ФСБ, УВД и СКВО еще работали, а не морочили журналистам головы, можно было выяснить и судьбу пресловутой полочки, на которой десятилетиями якобы складывались материалы об аномальных явлениях в нашем регионе. Увы, и это оказалось мифом. Не было такой полочки. Никогда милицию, разведку и военных не интересовали всякие там барабашки, полтергейсты, привидения и зеленые человечки. Впрочем, истоки мифа о заветной полочке отыскать все-таки удалось.
Система противовоздушной обороны и локаторы аэродромов часто фиксировали на своих экранах летящие объекты. Объявлялась тревога, так как никто не знал, что это - просто стая воробьев, крылатая ракета с ядерной боеголовкой или самолет-шпион. Когда выяснялось, что локатор засек статью воробьев или произошел технический сбой, система ПВО объявляла отбой тревоги, комиссия подмахивала протокол об инциденте и рассылала по инстанциям: Министерство обороны, Генеральный штаб и так далее. Один экземпляр, вероятно, оседал в архивах КГБ - для порядка, не более того. Вот и все.
Что же касается неопознанных летающих объектов, видимых невооруженным глазом, то автор этих строк прекрасно помнит, как зимним вечером 93-го года, когда из здания издательства "Молот" ( на Доватора) вышли припозднившиеся журналисты, корректора и техперсонал. Всего нас было человек тридцать. Минут десять мы рассматривали белый шар, висящий в небе как бы над зданием типографии. Потом он исчез.
Чаще всего НЛО, а вернее будет сказать - НАЯ (необъяснимые атмосферные явления) ростовчане видят над левым берегом Дон, над территорией ГПЗ-10 и над Западной промзоной - там, к слову сказать, находится новое здание издательства "Молот".  Почему? Чтобы видеть необъяснимые атмосферные явления, требуется очень плохое освещение, иначе их "забивают" огни города. А указанные районы освещены крайне плохо.
В некоторых случаях НАЯ легко делают  вохровцы, охраняющие склады, ангары и подъездные пути. Свои объекты они освещают мощными прожекторами. Иногда луч света случайно бьет в ночное небо, иногда - вохровцы забавляются, нащупывая световым лучом низкое облако.
Облака бывают разной, самой причудливой формы. От луча мощного прожектора они мгновенно превращаются из обычного облака в загадочный объект, который вот-вот совершит посадку на ближайшей лужайке. Так и кажется, что из него выйдут зеленые человечки и скажут ростовчанам, разинувшим рты:
- Что, блин, не ждали?