Пара слов о суевериях

Александр Масалов
В суеверия верить глупо, а не верить - значит, быть самодовольным ортодоксом, который не хочет взглянуть дальше собственного носа. Тем более, что в основе большинства из них лежат чисто прагматические соображения. Полную необъяснимость и налет мистики они приобрели потом - за века и даже тысячелетия своего существования, в течение которых человечество забыло причинно-следственные связи. Так девяностолетний маразматик может испытывать мистически ужас перед электрической розеткой. Он помнит, то засовывать в нее шпильку - это очень плохая примета. Очень, знаете ли неприятно для организма. Да и свет гаснет в квартире. А вот что происходит, когда в розетку засовываешь шпильку и в чем суть явления, он совершенно не помнит.
Особенно это становится ясно на примере тех суеверий, что зародились недавно. Курильщики, например, знают, что третьему прикуривать от одной спички, - плохая примета. Зародилось же оно в окопах Первой мировой войны, когда немцы впервые в истории стали применять винтовки  с оптическим прицелом. Солдаты на своей шкуре усвоили, что пока прикуривает первый, снайпер замечает во вражеском окопе огонек и нацеливает ружье. Пока прикуривает второй, снайпер наводит резкость на оптике, а когда спичка доходит до третьего, он уже может влепить пулю в лицо, подсвеченное огоньком. Все. Как видите, очень просто  реалистично. Никакой мистики. Сплошной материализм.
Немного сложнее дело обстоит с зеркалами. На вопрос: "Почему разбить зеркало - это к несчастью?" - коротко и исчерпывающе ответить трудно.  Суеверие органически вплелось в мистицизм, восходящий еще к язычеству, психиатрию и историко-материалистические предпосылки. Ограниченный объем этой статьи не позволяет подробно рассмотреть все три аспекта. Замечу лишь, что разбить зеркало - это значит прервать связь между миром и его зеркальным воплощением. Разбивший оказывается между двумя мирами, незащищенный и податливый чужому влиянию извне. С точки зрения психиатрии, бьющееся зеркало кодирует подсознание всех присутствующих в комнате, настраивая на ожидание беды, болезни и даже смерти. Воздействие на нервную, впечатлительную натуру может быть значительно. Если в организме человека гнездится болезнь, то она может инициироваться. Если человек серьезно болен и знает это, то разбившееся зеркало может разбить на уровне подсознания волю к жизни, к выздоровлению.
А теперь, отбросив мистику  психиатрию, давайте заглянем в средневековье. Зеркал тогда было немного, стоили они дорого и пользовались ими только очень богатые люди. Потом на смену металлическим зеркалам, надраенным до блеска, пришли слюдяные и немного позже стеклянные. Покрывать прозрачную основу серебряной амальгамой тогда еще не умели и вместо нее использовали тонкий слой ртути. Сами понимаете, разбить такое зеркало было роковой неосторожностью. Собрать с пола ртуть, превратившуюся в тысячи микроскопических шариков, очень трудно. Даже сейчас демеркуризация помещений - операция трудоемкая, требующая дорогостоящих химикалий. Таким образом, шарики чрезвычайно ядовитой и легко испаряющейся ртути оставались в доме, закатившись под мебель, попав в щели или застряв в шероховатости пола. В зависимости от размеров зеркала легкое недомогание целой семьи могло закончиться смертельным исходом.
Человеческий разум, то погружаясь в изучение мира, то увязая в метафизике, породил сотни, если не тысячи суеверий. Если когда-нибудь будет составлена "Энциклопедия суеверий и предрассудков", то вернее ее будет назвать "Энциклопедией человеческой глупости". И самая большая глупость состоит  том, что в суеверия верят, хотя практически все из них давно утратили свое практическое значение. Вы можете давать прикуривать от одной спички хоть десятерым (если, конечно, это происходит не в окопе какой-нибудь горячей точки) или сотнями бить зеркала (что весьма накладно) - ничего с вами не случится. В худшем случае вы обожжете палец или порежетесь об осколок.
Право же, верить стоит только в себя, в крайнем случае - в высшие силы, если внутри вас нет стержня, позволяющегося держаться на ногах самостоятельно. А что касается суеверий, то вспомните лучше слова Иисуса Христа в изложении Левия Матвея: "По вере вашей да будет вам..." (Мф.9, 290).