Батайский артур хейли

Александр Масалов
Ростовское издательство «Феникс» «осчастливило» любителей криминально-шпионского чтива, выпустив роман Константин Копылова «Нескучная контрразведка».  Я не случайно взял слово «осчастливило» в кавычки. Первая книга батайского прозаика разительно отличается от изданий, которыми сейчас завалены лотки и прилавки. Так, современные российские авторы гордятся быстротой, с которой они выстукивают свои романы. Счет идет на недели, в крайнем случае – на месяцы.
«Нескучная контрразведка» писалась несколько лет. Из-за скорописи и «многописи» произведения современных российских триллерщиков грешат косноязычием, бедностью словарного запаса и усредненностью. При чтении кажется, будто они написаны иностранцами, еле-еле освоившими «великий и могучий русская языка». Роман Копылова тщательно причесан, откровенных ляпов нет.
Авторы современных российских боевиков создают свои произведения на реальном фактическом материале, оставляя себе право на обобщения и на некоторый домысел. Не случайно большинство из них – работники милиции, прокуратуры, суда или журналисты, специализирующиеся на криминальной хронике. В основу своего произведения Копылов положил свои собственные наблюдения, сделанные во время службы в Северо-Кавказском Управлении внутренних дел на транспорте, но к фактуре отнесся чрезвычайно вольно. Начать с того, что управлению приданы черты типичной спецслужбы типа ФСБ. Автору этих строк удалось отыскать Виктора В., бывшего сослуживца по транспортной милиции, с которого Копылов якобы списал капитана Якова Хамкина. Так, во всяком случае, неоднократно и при свидетелях сам уверял Копылов. Из привычек, внешности и особенностей характера совпало лишь два обстоятельства. Первое: рост (у прототипа Якова Иммануиловича он очень высокий). И второе: реакция на бывшую жену. Сам проверял. Причем – неоднократно. Стоит сказать: «Виктуар, тебя к телефону. Звонит твоя первая жена…», как Виктор, мгновенно воспламенившись, начинает истошно орать: «Ну почему, почему «первая»? Я всего раз был женат!!!».
Современные российские боевики имеют круто навороченные сюжеты. В романе же Копылова сюжета как такового нет. Есть цепь событий, связанных с приходом на работу в Департамент проявления определенного интереса (эффемизм Комитета Государственной Безопасности – калька с Оруэлла) Виталия Туманова, непродолжительная работа его в учреждении и увольнение за проявление человеческих чувств.
В то же время будет неверно назвать «Нескучную контрразведку»  романом сатирическим. Автор не поднимается выше легкого ерничества в духе КВНа и студенческих капустников. Он подтрунивает над частностями, не делая сколько-нибудь глубоких обобщений. Воспользовавшись этой методой и почувствовав зуд в пальцах, можно с легкостью создать целый цикл коммерчески успешных романов из жизни и быта, например, медиков («Убийцы в белых халатах»), педагогов («Душеломы»), шахтеров («Выходцы с того света»),   работников пищекомбината («Один глоток – и всем труба»), работников санэпидемстанции («Вирус-убийца»)… И так далее. Что, вряд ли вызовет у представителей это и других профессий чувства благодарности к нелегкому труду литератора.