Миф о донском интернационализме

Александр Масалов
Есть расхожее мнение - оно появилось так давно, что сейчас невозможно установить год или хотя бы десятилетие. О том, будто Ростов -  многонациональный город.
Действительно, на Дону бок о бок живут люди более чем ста национальностей. Годами живут, десятилетиями и веками. Но только человек, который совершенно не понимает человеческую природу, воспримет этот набивший оскомину штамп как гимн интернационализму.
Национализм на Дону имеет многовековые корни. Ростовчанину не надо объяснять, кто такой «жид», «чурка», «хачик», «ара»,  «хохол» или «кацап». В неофициальной обстановке можно услышать и более оскорбительные эпитеты, но я их приводить не буду. Терпимость к людям другой веры и другой крови выражалась лишь в одном: бытовые проявления национализма редко переходили в конфронтацию, разрешить которую можно было только насильственными действиями. Хотя случалось всякое - и погромы, и драки стенка на стенку по национальному признаку…
Собственно, с тех пор как Дон стал областью с атаманским правлением, правящей религией является православие. Диалог при записи в казаки выглядел примерно так:
- Наши обычаи знаешь?
- Да.
- Православный?
- Да.
- Перекрестись.
И вновь испеченному записному казачку совали чарку:
- На, выпей, хлопец.
Еврей или мусульманин, исповедывающий свою родную религию, мог, разумеется, жить на территории Области Войска Донского - но только как человек третьего сорта. Если он не высовывался, к его существованию относились снисходительно, пользуясь любым поводом, чтобы подчеркнуть неполноценность.
 Во времена советской власти национализм существовал в бытовом варианте и только в конце восьмидесятых годов он получил новую жизнь благодаря возрождению донского казачества. Статью в УК РФ о национализме и разжигании национальной вражды никто не отменял, но она ни разу не применялась. Не было даже прецедента возбудить уголовное или административное дело. Донская прокуратура делала и продолжает делать вид, будто проблемы не существует.
Откровенно националистические речи и высказывания казаков в общественных местах пропускаются мимо ушей. Листовки висят на фонарных столбах и заборах до тех пор, пока не придут в негодность от дождя и ветра. Купить националистическую литературу - газеты или брошюры - проще простого. Было бы желание. Некоторые проблемы были у донских последователей Александра Баркашова из Русского Национального Единства. Впрочем, длилось это недолго, - Москва начала было борьбу с фашизмом после скандального заявления Макашова в Новочеркасске, и первое время реализаторов РНЕ гнали из подземных переходов…
Если казачков из экстремистских группировок ловили и сажали, то не за высказывания, призывы и агитационную работу. Только за конкретные преступления типа хулиганство, ограбление, убийство и хранение наркотиков или оружия. Обнаруженные при обысках стопы националистических листовок и брошюр никогда не вносились в протоколы. На это существует устное распоряжение облпрокурора и начальника ГУВД.
Впрочем, к середине девяностых еврейский вопрос отошел на второй план. Поток мигрантов из Азербайджана, Казахстана и государств Северного Кавказа, хлынувший в Ростовскую область,  породил новое умонастроение. В самом деле, кому интересно выискивать происки великого жидо-масонства, если вот он, претендент на лидерство, - многочисленный, агрессивный, имеющий религию и культуру, сильно отличающуюся от местной, сплоченный по родовому и национальному признаку, ведущий себя вызывающе, разговаривающий на режущем слух языке…
В  кратчайшие сроки "лица кавказской национальности" создали свои криминальные группировки и купили все, что плохо лежало. Теперь они контролируют донские рынки, делают огромные бабки, торгуя наркотой…
Казачество к тому времени четко разделилось на два крыла: проправительственное (Всевеликое Войско Донское атамана Хижнякова) и радикально-экстремистское (ВВД атамана Козицына). Первое войско - это реестровые казаки, второе - нереестровые и поэтому, следовательно, не получающее деньги из федерального бюджета по программе возрождения донского казачества.
Когда Ельцин был переизбран на пост президента, поток денежных поступлений из Москвы иссяк. Разочаровавшись в идее возрождения донского казачества (на создание казацких фермерских общин раньше можно было получить беспроцентную ссуду), казачки потянулись к баркашовцам. Особенно много в РНЕ казаков атамана Козицына.
Донские баркашовцы не скрывают своих планов. Эта полувоенная организация имеет вполне реальные планы прихода к власти мирным или вооруженным путем Существуют черные списки тех, кто, по их мнению, должен быть расстрелян, посажен в тюрьму или получить беруффербот. Другое дело, что пока донские националисты никак себя не проявили. Есть случаи хулиганства - и только. В Ростовскую синагогу, например, время от времени позванивают с угрозами и оскорблениями. Штаб РНЕ находится неподалеку, и иногда ростовские баркашовцы заходят в синагогу, чтобы поинтересоваться, когда вы, такие-то морды, наконец-то уедете с донской земли на землю обетованную. Раввина зимой 1998 года избили два хулигана. Как-то двое парней, вооруженные пневматическими пистолетами, пытались поздно вечером войти в синагогу, сторож не пустил, и тогда они выстрелили несколько раз по окнам…
Скандальное выступление генерала Макашова в Новочеркасске, снятое сотрудниками ТРК «Южный регион» в феврале 1999 года,  - это наиболее громкое проявление национализма на донской земле. Особо примечательно, что донская прокуратура и в этом случае не нашла повода для того, чтобы возбудить уголовное дело за национализм, разжигание национальной вражды и подстрекательство к насильственному свержению правительства.
Не нашлась еще та рука, которая бросит зажженную спичку на землю, пропитанную до самого основания бензином…