О телесериале твин пикс

Александр Масалов
Победное шествие телесериала "Твин Пикс" на российском телевидении  могло служить достаточным гарантом того, что любая книга, выпущенная под ярлыком "Линч, Фрост и компания", будет пользоваться огромным спросом.  В реальной жизни, к сожалению, все получилось иначе. Ростовский издатель Вадим Костинский прогорел как раз на многотомном издании "Твин Пикса". Многомиллиардные долги, собственно, и послужили причиной его смерти. А сборник, состоящий из двух книг ("Тайный дневник Лоры Палмер" и "Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера") и изданный московским издательством "Вагриус" в 93-м году стотысячным тиражом, до сих пор можно встретить на книжных прилавках и приобрести за очень даже символическую цену в две с половиной тысячи рублей.
Насколько телесериал загадочен, настолько обе книги прямолинейны. Аннотация на красочной обложке обещает читателю, что именно "воспоминания Купера и дневник Лоры позволяют нащупать ключ к разгадке множества таинственных и противоречивых событий, которыми изобилует телесериал "Твин Пикс". Увы, это всего лишь рекламный ход - причем не американской стороны, а, скорее всего, именно российской. "Тайный дневник Лоры Палмер" - это история падения Лоры. Написана она живо и читается легко, но по психологической глубине ей весьма далеко до "Римлянки" Альберта Моравиа или "Нана" Эмиля Золя. Привнесите в него лишь незначительные изменения - изменив, например,  фамилии действующих лиц  - и вы убедитесь, что, оторванный от пуповины могучего многосерийного монстра под названием "Твин Пикс",  "Дневник..." - это весьма заурядная история молоденькой ****и, которая начала с распутства, а потом села на наркотики и окончательно покатилась. Злоупотребление кокаином вызвало целый комплекс психических расстройств - начиная от нимфомании и заканчивая  шизофренией. Наиболее ценно в сюжете раздвоение личности, благодаря которому Лора Палмер  ( или какая-нибудь Сандра Браун, например) стала винить во всем не себя, а некоего Боба, - такое случается в реальной жизни сплошь и рядом.
Лет сто назад Роберт Льюис Стивенсон написал историю о борьбе низменного и возвышенного в человеке - я имею в виду "Историю доктора Джекила и мистера Хайда". Низменное в повести Стивенсона одержало верх  над возвышенным. "Дневник..." вполне можно расценивать как женский вариант этой истории.
"Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера" еще менее претендуют на какое-либо значение в понимании телесериала. Две трети "Воспоминаний..." рассказывают о половом созревании Дейла Купера и становлении его как человека. Написано увлекательно, со смакованием неизбежной при подобной направленности клубнички. О силах зла упоминается всего несколько раз, причем мельком. Проблемы, с которыми столкнулась Лора, были якобы когда-то и у мамы Купера - правда, не в настолько тяжелой форме.
С силами Зла Купер столкнулся лишь при выполнении заданий в качестве агента ФБР. Он уверен, будто некоторые из наиболее ужасных преступлений совершенно людьми, которые не совсем люди. Иначе говоря - одержимыми. Во сне он видит безногого человека, который, расхохотавшись, говорит, что Куперу  убежать не удастся: "Оно уже у тебя за спиной...". Встреченный на улице маленького городка старик сообщает Куперу, что у него на лице тень смерти и что научить его - по-видимому, как избежать роковой предопределенности, - он не может. Днем спустя старик повесился.
Повозившись еще с несколькими делами, которые так и остались нераскрытыми, Купер по заданию выехал в городок Твин Пикс, где на берегу обнаружен труп некой Лоры... На этом "Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера" заканчиваются.
Откровенная халтурность обеих книг, вошедшая в вагриусский сборник,  не удивит никого, кто время от времени почитывает или посматривает продолжения к популярным книгам или кинофильмам. По большому счету славой самого загадочного и таинственного телесериала "Твин Пикс" обязан переизбытку информации. Большинство зрителей не смогли "переварить" обилие наворотов, на которые расстарались Линч и Фрост,
- эффектных, но ведущих в никуда ответвлений от главного сюжетного древа.  Это сказано вовсе не в укор. Настоящих художников от ремесленников как раз и отличает умение так валять дурака, чтобы окружающие не заметили этого, а только всячески выражали свой восторг по поводу неподвластной уму загадочности  глубине.
 Другое дело - чувство меры при  коммерческом  разработке золотой  жилы под названием "Твин Пикс". Создав кинофильм, телесериал, три компакт-диска с звуковыми дорожками к "Твин Пиксу", календари и плакаты, Линч и Фрост, на мой взгляд, перестарались. Зарабатывать деньги, конечно же, нужно, но не в ущерб любимому детищу. И уж во всяком случае не следовало запускать совершенно провальные проекты, призванные даже самому тупому зрителю разжевать, что же произошло с красавицей Лорой Палмер в маленьком городке Твин Пикс. Я имею в виду две книги, о которых писал в начале этой статьи, а так же кинофильм "Огонь, иди за мной". Тайна волнует умы лишь до тех пор, пока она остается тайной. Если б не намерение продюсеров выжать сто один процент максимально возможной прибыли, "Твин Пикс" и поныне оставался бы в памяти зрителей и читателей самым загадочным телесериалом в истории кинематографа, а не самым расжеванным.