Интеллигенты - накачивайте мускулы! как бы интервью

Юрий Ракита
Брали у меня как-то интервью. Типа на философскую тему. Помню приблизительно и где-то от середины:

- ... И что же это за спасительная идея?

- Это идея практики.

- Вы имеете в виду прагматизм?

- Да какой к чертовой матери прагматизм! Я говорю о практике, которая всегда была критерием истины.

- Что такое для вас истина?

- То же, что и для всех - соответствие моих представлений, знаний, моей модели мира - реальности.

- Что такое «реальность»? Постмодернисты говорят, что реальность умирает. Мы не можем отделить ее от своих представлений. И потому наш разум пробуксовывает, не находя опоры в реальности. Мир и человек потеряли свою легитимность друг для друга.

- Неправда ваша. Смотрите - это реальность (показываю бицепс).

- Соревнования по бодибилдингу судят разные люди. Одни скажут, что это хороший бицепс, а другие сочтут его «недосушенным» (надо же, какие он слова знает) или напротив - недостаточно массивным. А многие, и я в том числе, вообще считают «перекачанность» абсолютно неэстетичной. Где же реальность?

- Эстетика, конечно, субъективна. А реальность в том, что окружность этого бицепса - 48 сантиметров, а когда я начинал тренироваться, она была 36 сантиметров. Вот это я называю практикой. И, между прочим, я знаю множество людей, которым именно бодибилдинг вернул веру в себя. Если человек был заморышем, но смог накачать себе заметные мускулы, значит, он чего-то стоит в этом мире. Доказательства его легитимности всегда при нем. И попробуйте их не заметить.

- Значит, реальность наших достижений определяется оценкой других людей? Это они должны признать наши успехи и тем самым удостоверить их существование?

- Или вы меня не слушаете? Зачем мне чужая оценка, когда у меня есть сантиметр. Вот я померил и знаю, что стал на 12 сантиметров «больше». Моя уверенность основывается на моих достижениях.

- А на чем основывается уверенность в реальности этих достижений?

- Если без лишней философии?

- Без философии.

- На том, что достижения даются нелегко, и чаще случаются неудачи. Я всегда считал, что если ты пилишь бревно, и не чувствуешь сопротивления материала, значит, дело происходит во сне.

- Любопытная точка зрения, но спорная. Что ж, зайдем с другой стороны. Вы сказали, что знаете многих людей, которые вернули себе чувство уверенности, занимаясь бодибилдингом. Значит, до этого они его потеряли, занимаясь обычными делами - работа, дом, дети. Почему же повседневная практика не дает чувства реальности, и для его восстановления приходится прибегать к такой специфической разновидности практики как накачивание мышц?

- Во-первых, не всякая работа, а, тем более, повседневная деятельность - практика. Особенно это касается «творческой интеллигенции». Тусовки это не практика. Воду в ступе не истолчешь.

- А во-вторых?

- А во-вторых, современный мир все больше напоминает такое молоко, в котором сколько не барахтайся - сметану не собьешь. Нельзя игнорировать то, что у нас на глазах привычный мир разрушился, а новый не спешит возникнуть. Действия людей, которые всю жизнь функционировали внутри системы и вдруг оказались в незнакомых джунглях, вряд ли сразу будут плодотворны. Жизнь в таком мире это не практика, а скорее исследование неведомого. Это исследование тоже состоит сплошь из элементов практики, только при этом вероятность отрицательного результата гораздо больше. Так что по нынешним временам к практике нужно идти. Ее нужно сознательно добиваться. Хотя, конечно, говорить об агонии реальности проще.

- Ну, а где же эта практика? Хоть один пример.

- Пожалуйста. Программист написал программу. Она не работает. Поправил. Опять не работает. Еще поправил. Программа заработала. Вот это практика. Хотите еще? Строители построили дом. Сантехники поставили унитазы. Люди живут и какают. Это практика.

- Программа устарела, ее выкинули. Дом обветшал, его снесли. Кучи дерьма выгребли. Все опять как было.

- Но программа-то была. И дом был. И люди ими пользовались.

- Так что же - забыть все уроки века двадцатого и вернуться в девятнадцатый? К Жюлю Верну, к вере в позитивный Разум и безграничный рациональный прогресс?

- Вообще-то неплохо бы. Но не выйдет, конечно. Трудно верить в безграничный прогресс после Освенцима и Хиросимы. Но можно ставить перед собой реальные цели и добиваться их, пока вокруг скулят о тщете, непознаваемости и иллюзорности сущего.

- Так вы не верите в разумность и осмысленность мира?

- Нет. Не верю. Мир - вещь бессмысленная и жестокая.

- В чем же тогда преимущество позиции практика?

- В том, что в этом бессмысленном и жестоком мире человек, если захочет, может вести себя осмысленно и по-человечески. Я пробовал - иногда это получается. Хорошая практика.

Интервью, конечно, вышло под заголовком «Интеллигенты - накачивайте мускулы». Ну, тут уж ничего не поделаешь. Прессе тоже кушать надо.