Первый полет из дневника Журнал пилота

Smoky
   Вы когда-нибудь летали на самолете ? А на маленьком ?
Як-18Т -- самолет на 4 человека. Предназначен для обучения пилотажному искусству и воздушным трюкам.
   
   Как всегда, собравшись куда-нибудь, Вы обнаруживаете в последний момент, что это не выполнимо : то детей не на кого оставить, то проводник в командировке, то погода не летная. Так и с нами. Собравшись со третьей попытки полетать и с большм трудом закинув детей к бабушкам, где-то глубокой ночью (часа в 2-3), было решено лететь -- вдруг найдется инструктор, который рискнет нас чему-нибудь научить.

   Утром, прособиравшись часа два, мы отчалили в направлении аэроклуба под Жуковским. Постояв в пробках, и, наконец, собрав три машины вместе, мы свернули на нужную нам Тропу. В окне впереди идущей машины появилась рука с указующим перстом. "Самолет", -- было озвучено мне на ухо. "М-да... летит", -- констатировала я про себя. Большим желанием летать я не мучалась, надеясь (как выяснилось, наивно) все это спустить на тормозах, ссылаясь на отсутствие финансов для МОЕГО полета.

   Мы въехали  на территорию аэроклуба. Самолеты. Маленькие и большие, реактивные, вертолеты... При виде их я почувствовала себя не в своей тарелке. Повиляв по дорожкам и полосам рулежки, остановились выяснить : есть ли такой инструктор-самоубийца, готовый нас учить. Такой человек нашелся -- мастер спорта, летчик-испытатель.

   Нас построили, не по росту, и показали НАШ самолет. Маленький Як-18Т, бело-голубой боевой раскраски, с металлическим фюзеляжем и наполовину тряпичными крыльями. "Руками не трогать" -- а то будет дырка. Выглядел он очень ухожено и с первого взгляда никаких подвохов за ним нельзя было предположить. Вот на этом чудном создании нам и предстояло лететь.

   Начался инструктаж. Приборы такие-сякие, высотомеры, магнетто, давление масла, температура, газ, поворот лопастей винта, шасси, тормоза, штурвал.... Голова шла кругом. Мимо нас чинно прошествовал Якубович, сел в вертолет и скрылся за горизонтом. Права пилота у него есть, теперь, видимо, учится управлять вертолетом. Мы опять повернули головы к приборам. Чтобы этой штукой управлять, сначала надо научиться понимать и реагировать на показания датчиков и приборов, а потом уж садиться за штурвал.
"Какой ужас", -- я решила остаться на земле, сначала посмотреть на НИХ -- Орлов -- а потом... может быть... возможно... если сядут...

   Я вышла, кабину закрыли и мне осталось только сделать им ручкой и послать воздушный поцелуй. Прошло минут 5 -- не летят. Оказывается пространство занято, надо ждать минут 20. "Ладно, --  думаю, -- посижу в кабине, послушаю инструктора". Посмотрела на радостные лица учеников,
сижу, слушаю инструктора. И ВДРУГ...нам дали добро на взлет.
-- Ты летишь ? -- все трое повернули ко мне свои хитрые мордашки.
-- Да, -- еле выдавила я из себя, проклиная свой язык. Чего мне на земле не сидится ?

   Защелкали переключатели, что-то зашумело. Попытка завести пропеллер была пресечена по причине его неправильного вращения. Оказывается, пропеллер может начать вращаться не в ту сторону !!! Надо выключить магнетто и включить заново. Мотор заработал снова, сильная вибрация охватила весь самолет, а меня догнали сильные сомнения в необходимости моего полета, даже пассажиром.

   Повиляв хвостом, самолет тронулся по рулежке на взлетную полосу. Я пристегнулась потуже, схватилась за поручень. Разогнавшись до 150 км/ч, самолет, задрав нос, стал набирать высоту. Шасси с грохотом убрались в свои ниши. С шипением открылась воздушная заслонка. Грохот мотора
перекрывал голоса, в носу стоял запах бензина с маслом. Летим...

   Первая воздушная яма, естествено, застала меня врасплох. Я инстинктивно вжаться в сидение. Попытка схватиться за воздух, сами понимаете, ни к чему не привела. Когда яма закончилась, я, наконец-то, выдохнула воздух. Самолет летел на высоте метров 200. Внизу ездили маленькие машинки, коттеджи с бассейнами выглядели как кукольные домики. Маленькие деревья, крошечные люди. "Как детские игрушки", -- пронеслось у меня в голове... И самолет стал делать поворот на 90 градусов. БОЖЕ, и они утверждают, что наклон только 30 градусов -- не верю ! Обман ! И приборы врут -- здесь все 60 ! Я же вижу. что делается под нашим правым крылом, хотя сижу слева ! Фу-х...повернули. Ямы... эти ямы... ты забываешь дышать,  ты летишь, но явно не в самолете, а сам по себе. Страшно. "Нет, с парашютом, я точно прыгать не буду -- НИ ЗА ЧТО !", -- я выдохнула.

   Поворот, ямы, опять поворот, заходим на полосу, садимся....О, нет !!! Как я могла забыть. 15 минут полета -- это три взлета и, желательно, посадки. Мы опять в воздухе. Нас кидает, бросает, швыряет -- видимо, Женьке передали управление. Правда, земля с небом местами не меняется -- надо отдать ему должное. И на том спасибо.

   Не-е-е, меня не тошнило и голова не кружилась. Но так я еще никогда не боялась и "бояться вместе" было не с кем : один за штурвалом с инструктором, второй рядом сидит, довольный, и тихо шепчет : "Ты не бойся, это было пике, а это -- горка. А вот сейчас мы делаем поворот."

   К нам обернулся инструктор :
-- Ну, как ? -- лицо счастливое. Посмотрев на меня и, видимо, оценив мою смертельную бледность, добавил: -- Что, плохо ?
   Спрашивал он естественно не у меня, явно предполагая, что я уже не смогу ответить.
   Собрав последние силы, я попыталась улыбнуться :
-- Нет,-- говорю, -- страшно.
-- Ерунда, у нас еще никто не боялся. Неужели так страшно ? -- его наивно-детскому удивлению не было предела.
   Как потом выяснилось, инструктор ответил мне немного не так. Он утверждал, что у них еще никто не ПАДАЛ. Видимо, от бензина, грохота и страха у меня нарушилась не только способность дышать, но и правильно слышать.
-- Садимся ? -- спросил инструктор. Женька повернулся и быстро взглянул в мою сторону.
-- Ну, не знаю... ну, садимся, -- я не решительно согласилась, предполагая, что ребята поменяются местами. Не хотелось портить им полет.

   Мы сели. Как хорошо ! Пусть трясет, но мы на земле.
-- Выходи.
-- А меняться местами ?
-- Нет, Женька летает еще !
   Немая сцена, акт третий.
-- Нет ! Я не выйду !!! -- проклятый язык. Удивительно. Он что, живет по своим собственным законам и с головой совсем не советуется ?
   Инструктор ухмылнулся. От ребят я получила благосклонно-одобрительный взгляд.
-- Ты расслабься, и все будет хорошо, -- Илья похлопал меня по коленке.

   Расслабься. Х-мм. Действительно, я же летала на самолетах. Больших, тяжелых, комфортных, но ведь летала. Надо попробовать привыкнуть. Вдохнула побольше воздуха. Расслабилась. В это время мы уже опять поднялись в воздух, еще на каких-то минут пятнадцать-двадцать. И тут я поняла, что умираю, хочу в туалет. Это желание давало о себе знать еще до полета. Но, видимо, ужас забил все остальные ощущения. Какие там воздушные ямы. Женька рулил как мог, так что нас бросало и кидало во все стороны. Теперь мы уже не садились и взлетали, а ушли в пилотажную зону и там делали 8-ки, пике, горки... Только вот бочку инструктор ему не предложил сделать -- видимо, из-за меня.
   Наконец, мы повернули и стали заходить на посадку. И вдруг. Что это, куда это мы, почему под таким углом и так быстро ?
-- Под нами еще один самолет на посадку пошел -- надо уворачиваться, -- сказали мне.
   И мы уворачивались : сделали три восьмерки буквально за минуту. При этом самолет летел полностью перпендикулярно земле. Приборы врали без зазрения совести. 50-60 градусов -- какое вранье!
-- Не бойся, мы сейчас уже сядем, -- и я получила еще одну трепку коленки. За последние пятнадцать минут она превратилась уже в тряпку.
-- Не тряси -- расплескаешь, -- процедила я сквозь зубы.

   Как мне удалось прожить эти "чудные" мгновения -- просто не знаю. При каждой посадке у самолета норовила открыться дверь, держась только на дополнительной защелке. В общей сложности мы летали 35 минут. В это время во мне боролись два самых сильных человеческих чувства : страх и большое желание...
   М-да, такого ужаса я, действительно, никогда еще не испытывала. Хорошо, что не тошнило -- видимо, некогда было.

   Мы сели и порулили к месту стоянки. Подлетел Мишка :
-- Ну, как ? -- глаза горят.
-- Какой кошмар... -- выдавила я, стекая с крыла самолета.
-- Замучили женщину, -- ехидно заметил инструктор мне вслед. Я очень быстро удалялась в нужном мне направлении.

   Почувствовав счастье всем телом и душой, мне стало понятно, что еще не все мои желания удовлетворены -- я хочу есть.
   Илья сел за штурвал, Женька принял позу пассажира. Мы помахали им ручкой и отправились в кафе.
-- Если ты после полета хочешь есть -- значит из тебя получится пилот, -- резюмировал Мишка.
   "Да, уж... Может, еще не все потеряно" -- на твердой земле хорошо размышлять о небе...
   Мы вышли из кафе и стали рассматривать самолеты. Какие-то ребята приделывали ноги "стрекозе". По дороге мы опять наткнулись на Якубовича. На сей раз он, с кем-то попрощавшись, сел в машину и уехал. Очень спокойный, уравновешенный человек. Это на экране он идиота разыгрывает
в угоду игрокам.

   А вот и наши Соколы.
-- Ну, что? По домам ?
   Мы сели в машины и порулили с аэродрома. Самолеты, самолеты. Красиво, конечно. И сверху вид замечательный. Но уж больно все шатко и нестабильно.

   Пока мы ехали домой, настроение у меня все больше падало. На вопросы я не отвечала. На все предложения куда-НИТЬ сходить -- качала головой в отказе. Дома выпила всю водку (грамм 50) -- не помогло. Прочитала стопку писем, ничего не поняла и пошла спать. И что Вы думаете мне снилось ? Правильно, самолет. НО... Реактивный. Меня учили на нем летать и катапультировать капсулы с людьми (!!!) И вид из самолета был не тот, что я видела утром. Поверхность земли -- только цветные пятна (несколько тысяч метров). Проспала до половины десятого вечера.

   Шок парализовал меня дня на два. И только веселые письма Друзей помогли мне выйти из ступора. Один пишет, вздрагивая при воспоминаянии о полете на маленьком пилотажном : "Безумству смелых пою я песню: И-я-я У-й-я-я-а-а-а ! Пиво купил и выпил, не знаю как ты выходила из состояния... Какие там ответы, на какие там мои вопросы... Завтра договариваюсь с Фоменко... насчет Вас, героических... "
   Другой, уже счастливый, подержавшийся за штурвал :
"А эти восхитительные ощущения, когда самолет выполняет пикирование..." Мм-да-а-а...
"Это не передашь словами. К тому же, когда смотришь на мир с высоты хотя бы в 200 метров, в голову приходят разные филосовские мысли..." Да, приходили... ну, очень филосовские.
"Когда ты управляешь самолетом (ну в смысле пытаешься :) ), мысли совсем другие." Очень даже может быть. А я согласна ! НО... может... все же... без меня, а ?
"RESUME: Тебе хватит кататься пассажиром -- пора рулить." Это был ответ на мой тезис, что в самолет я сяду ТОЛЬКО тогда, когда меня об этом ОЧЕНЬ попросят. Эх, ведь не дадут спокойно на земле посидеть. Все время норовят куда-то закинуть, то на лыжи, то на серфинг. Теперь птичку из меня решили сделать, Соколы мои ясные.

   В следущую субботу мы опять туда собираемся. Что я там буду делать -- точно не знаю.

18.09.2000