Отец заглянул в комнату сына и сказал строго:
- Сядь за стол!
Сын, лежа на кровати, подложив под грудь подушку, что-то писал. На секунду он замер, но, услышав снова - сядь за стол! - нехотя поднялся и сел за довоенный, с потрескавшимся от времени лаком, стол.
Положил тетрадь.
Стал разглядывать узоры на лаке.
Начал отколупывать лак.
- Сережа! - Отец решительно вошел в комнату. - Да что же ты делаешь?!
Сережа сидел, склонив голову.
- Что ты пишешь?
- Сочинение.
- На дом задали?
- Да, про Теркина.
- Дай-ка посмотреть.
Отец быстро пробежал глазами сочинение.
“На картине сидит Теркин, вокруг него бойцы. Они ждут боя. Пока боя нет, Теркин шутит, а солдаты вокруг смеются. На них одеты шапки-ушанки и полушубки. В руках у них автоматы. Кругом снег, потому что зима.”
Отец оторвался от тетради и посмотрел на сына.
- Ну и ерунду ты пишешь! - помолчав, сказал он.
- Нет, не ерунду!
- Ерунду! - резко сказал отец. - Во-первых, ты ничего про войну не знаешь, а во вторых, с чего ты взял, что Теркин сидит на картине? Там же не видно, на чем он сидит.
Сережа, склонив голову, подавил улыбку.
- Про картину я перепишу, а про войну я много чего знаю.
- Тебе надо все переписать. Какая главная идея у твоего сочинения?
- Не буду я переписывать. В прошлый раз мы переписывали про рыбалку - так сидели до часу ночи.
- Зато написали по-настоящему!
- А учительница поставила четыре.
- А мне наплевать, что учительница тебе ставит! Ты вырасти хорошим человеком, а тройки, четверки или пятерки она ставит - не важно!
Сережа промолчал. Он хотел быть хорошим человеком и получать пятерки.
- Ладно. С чего ты взял, что они ждут боя? Ты знаешь вообще, кто они?
- Cолдаты.
- Да какие они солдаты! Они - крестьяне!
- Да у них же автоматы!
- Настоящих солдат, регулярную армию, перестреляли в первые годы войны. На картине - те, кто пришел из деревни, с заводов, из-за парт. И учили их от силы месяц и бросали в пекло. Это - те, кто выжил в пекле. Думаешь, они ждут боя? Они хотят, чтобы кончилась война.
- Да что они, трусы, что ли, по-твоему? Воевать боятся?
- Да-а... Зачем мы по-твоему, воевали в Отечественной войне?
- Чтобы победить Гитлера.
- Что же мы его раньше не победили, до сорок первого года?
- Так он не нападал.
- Если хочешь победить, совсем не обязательно ждать, когда на тебя нападут.
-Ну, мы Родину хотели освободить.
- Мы, то есть наш дед и те, кто воевал вместе с ним, делали это, чтобы выжить, чтобы жили их жены и матери, чтобы после войны родились твой дядя и я, а у меня чтобы родился ты.
Сережа вдруг представил маму, ведь она его родила, почему-то вспомнил, как она пришла однажды ночью с работы и принесла ему коржик и молоко в поллитровой бутылке, и подумал: “Мама-то тут причем, про войну ведь говорим!”
- Ну, ты будешь переписывать?
- Нет.
- Ну и черт с тобой! Пиши для своей учительницы! Картина эта - о мирных людях на войне, а не о солдатах твоих!
“Упрямый, глупый, ленивый - что же это за сын у меня такой?” -думал отец, уходя.
Сын исправил строчку про Теркина на картине, написал еще что-то про героизм и остановился. “Почему папа всегда со мной спорит? Мама же не спорит! - Подумал он, и ему захотелось назло отцу вписать его слова в сочинение, чтобы учительница увидела эти слова, заругалась на Сережу, а он бы стоял и думал: “Видишь, папа, ты не прав, видишь?” Но отец тоже упрямый - ему все равно, что скажет учительница. Сережа написал, что солдаты - это крестьяне, потом зачеркнул и написал про освобождение Родины.
Переписал набело.
И получил пять.