Трагедия об Омлете, студенте адском

Sima
Действующие лица:
ОМЛЕТ: студент. Ходит в черном, не ходит на лекции.
ОФЕЛИЯ: студентка. С провалами в памяти. Изучает литературу, увлекается ботаникой.
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: в отчаянии взывает, отчаянно завывая. Требует отмщения, грозя мщением на экзамене. На пиджаке постоянно не хватает пуговицы. Иногда говорит белым стихом. Иногда черным.
ГОРАЦИЙ: друг Омлета.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: ничего не знает. Именно к нему была обращена известная фраза: “Есть многое на свете, друг Горация, что тебе и не снилось”. Постоянно спит на семинарах.
НАРОД: студенты, преподаватели, гости. Безмолвствует.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
В первом действии речь идет о том, как ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА воззвала к его совести. Во втором действии из этого ничего не вышло. В третьем ОМЛЕТ теряет конспект и доверие ОФЕЛИИ, и она сходит с ума. В четвертом ничего не происходит. До пятого действия никто не доживает.

На сцене появляются ГОРАЦИЙ  и ДРУГ ГОРАЦИЯ, радостно приветствуют друг друга. Встают на свои места, готовятся говорить.
Входит ОФЕЛИЯ.

ОФЕЛИЯ: Вот розмарин, это для памяти. А это анютины глазки - это чтоб думать. Я бы дала вам фиалок...
ГОРАЦИЙ: Думай, что делаешь! Сейчас не твой выход!
Офелия уходит.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А кто это?
ГОРАЦИЙ: Офелия. Никак не может запомнить, когда ей выходить.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А кому сейчас выходить?
ГОРАЦИЙ: Если хочешь, можешь выйти ты.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Я уже вышел.
ГОРАЦИЙ: Тогда уйди и не задавай глупых вопросов.

Входит ОМЛЕТ с книгой и листом бумаги.

ОМЛЕТ: Так, это я прочел (ставит галочку), это мне прочли (ставит две галочки), а это мне пересказали (ставит много галочек).
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А это кто?
ГОРАЦИЙ: Что, не видишь? Парень литературу собирается сдавать.

Появляется ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА.

ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Ходил ли ты на семинары, Омлет?
ОМЛЕТ: Конечно!! Как, вы меня не помните? А я вас прекрасно помню.
Входит ОФЕЛИЯ.
ОФЕЛИЯ: Вот розмарин, это для памяти. Вот Потебня - это для поэтики. Вот Рабле - это для понимания Бахтина. Я бы дала вам англо-русский словарь, но не помню, куда я его дела.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А это кто?
ГОРАЦИЙ: Опять Офелия. Слушай, сколько раз тебе повторять, что сейчас не твой выход?! Иди отсюда!

ОФЕЛИЯ уходит.

ДРУГ ГОРАЦИЯ: А ...
ГОРАЦИЙ: И ты иди отсюда!
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: А вы кто такие? Вы уже зачет мне сдали?
ГОРАЦИЙ: А мы тут по другому поводу.
ОМЛЕТ: Они вообще с другой кафедры.
ГОРАЦИЙ: Ага. Мы с кафедры истории сравнительной литературы.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А что это?
ГОРАЦИЙ: То, что мы там изучаем, только сравнительно можно назвать литературой.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Сравнительно с чем?
ГОРАЦИЙ: С тем, что мы не изучаем.

Входит ОФЕЛИЯ.

ОФЕЛИЯ: Вот розмарин, это для памяти...
ГОРАЦИЙ: Офелия!!! Что же с памятью твоей стало?! Да съешь ты свой розмарин, и выучи наконец, когда тебе выходить! (за кулисы) Дайте ей кто-нибудь сценарий!

ОФЕЛИЯ уходит.

ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Как, она не читала сценарий?! (Достает бумажку, записывает. Вслед ОФЕЛИИ). Передайте этой девушке, что она зачета не получит!!!

ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА уходит.

ОМЛЕТ: Сдам или не сдам? Вот в чем вопрос... И нет ответа... А все слова, слова, слова, из кучи слов писатель пишет книгу, и крест мой - эту книгу прочитать...
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Потом пересказать, работу написать, кому-то ее сдать...
ГОРАЦИЙ: И забыть.               
ОМЛЕТ: (меланхолично) Я не могу забыть. Раньше мог, а теперь не могу.
ГОРАЦИЙ: Это у тебя раньше склероз был. А теперь его сменило профзаболевание студента-гуманитария. Называется “гиперфункционирование мнемонической функции нейронов лобной доли мозгового вещества”.
ОМЛЕТ: И что мне теперь делать?
ГОРАЦИЙ: Расслабься. Сессию сдашь - само пройдет.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А если не сдаст?
ГОРАЦИЙ: Тогда тем более пройдет.

Входит ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА.

ОМЛЕТ: Не прошло и трех часов, как он вернулся.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Просто он подумал, что ты уже успел все прочитать.
ГОРАЦИЙ: Нет, он подумал, что если погуляет еще немного, ты забудешь, какой у тебя билет.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Или какой предмет ты сдаешь.
ГОРАЦИЙ: Или кому.
ОМЛЕТ: Еще немного, и я забуду, как меня зовут.
ГОРАЦИЙ: Не волнуйся, он этого не забудет.
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Наговорились? Давайте сдавать.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Что сдавать?
ГОРАЦИЙ: Ты можешь сдать деньги на проездной.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Кому?
ГОРАЦИЙ: Хоть Офелии, если она вспомнит, что такое проездной и с чем его едят.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А с чем его едят?
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: (сердито-торжественно) Господа, осмеливаюсь почтительнейше просить обратить ваше достопочтенное внимание, что мы тут находимся не в кулинарном техникуме, а в почтенном учебном заведении в присутствии уважаемого преподавателя сего учебного заведения, то есть меня, а так же на то, что сей преподаватель собирается потратить свое драгоценное время на прием зачета у некоторых студентов, то есть вас, а вы, то есть студенты, изволите валять дурака, то есть вас, вместо того, чтобы достойно подготовиться продемонстрировать мне свои, то есть ваши, знания! Уф!
ДРУГ ГОРАЦИЯ: (очень удивленно) Что он съел?
ГОРАЦИЙ: (конфиденциально) Помнишь, тут такая девица с травками ходила? (Показывает). Вот розмарин, вот анютины глазки, вот фиалки... У нее там и белена была.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Была?
ГОРАЦИЙ: Да сплыла. (Показывает глазами на ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА, многозначительно кивает).
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Я все-таки попрошу внимания! (Горацию) Вот вы, какой у вас билет?
ГОРАЦИЙ: На трамвай.
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: (Растерянно, ДРУГУ ГОРАЦИЯ) А у вас?
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А я на трамвае не езжу. У меня билет в театр.
ОМЛЕТ: А у меня тринадцатый.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: (конфиденциально) Не повезло тебе - такой номер вытянул.
ОМЛЕТ: (так же) Я его не тянул, я выбрал. Просто это единственный билет, который я учил.
ГОРАЦИЙ: А что препод на это скажет?
ОМЛЕТ: По-моему, ни один нормальный препод не поверит в то, что студент в здравом уме может сам выбрать тринадцатый билет. Я, конечно, псих, но не сумасшедший же.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А почему ты решил, что ты псих?
ОМЛЕТ: По трем причинам: во-первых, я тут учусь. Во-вторых, сам сдай такую сессию - посмотрю я на тебя, а в-третьих, с таким психом, как ты, разговаривать, сам с ума сойдешь. 
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Так какой у вас билет?
ОМЛЕТ: ( удрученно) Тринадцатый.
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Вы что, с ума сошли?
ОМЛЕТ: Вроде нет, а что?
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: Тут вообще нет тринадцатого билета.
ОМЛЕТ: Тогда что же я учил?!

Омлет падает с перекошенным лицом на руки ДРУГУ ГОРАЦИЯ, тот выносит его за кулисы. ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА является на середину сцены и начинает вещать.

ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: О, если бы все эти организмы
Могли растаять, сгинуть, испариться!
И меч тогда дамоклов их зачетов
Не будет над главой моей висеть
И мне грозить инфарктом миокарда!
Быть иль не быть мне лектором для них -
Вот в чем вопрос, и как мне легче будет -
Нести свой крест или свалить его
На их измученные знаниями плечи?
Пусть сами ставили б себе зачеты,
И у меня бы не было проблем!
ГОРАЦИЙ:                Какая мысль!
А что, вы действительно могли бы так поступить?

ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА окидывает его презрительным взглядом, молча развоплощается. ГОРАЦИЙ остается стоять с открытым от ужаса ртом.
Входит ДРУГ ГОРАЦИЯ.

ДРУГ ГОРАЦИЯ: Что тут происходит? Кто это был?
ГОРАЦИЙ: (замогильным голосом): Призрак!
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А что такое “призрак”?
ГОРАЦИЙ: То, что не может существовать. А жаль. (Смотрит на часы). Странно, полночь еще не близится, а призрак уже ушел.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А Омлета еще нет.

Входит ОМЛЕТ.

ГОРАЦИЙ: А вот и он, мужчина в черном. Слушай, мужик, тут к тебе приходили.
ОМЛЕТ: Офелия?
ГОРАЦИЙ: Нет, Призрак по твою душу. Но, кстати, что-то Офелии видно давно не было. Кто-нибудь, дайте мне сценарий!

Вбегает режиссер, бешено вращая глазами, сует в руки ГОРАЦИЮ сценарий, убегает. ГОРАЦИЙ нервно листает, вслед режиссеру:

ГОРАЦИЙ: Эй, что вы мне принесли, тра-та-та?
ГОЛОС ИЗ-ЗА КУЛИС: Сценарий.
ГОРАЦИЙ: Вы бы мне еще видеокамеру принесли! Это сценарий фильма “Студент всегда сдает дважды”, а у нас капустник!!! Чем вы там только занимаетесь?!

С другой стороны вбегает помощник режиссера, корча бешеные рожи, забирает старый сценарий, дает новый, убегает. ГОРАЦИЙ листает сценарий, удовлетворенно кивает.

ДРУГ ГОРАЦИЯ: Слушай, а чем мы тут занимаемся?
ГОРАЦИЙ: Сейчас - ждем Офелию. Ей давно пора появиться. А вообще - задай мне этот вопрос еще раз немного попозже.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Может, я за ней сбегаю?
ГОРАЦИЙ: Не стоит, сама придет. (ОМЛЕТУ) А ты чего такой кислый? Кислотно-щелочной баланс нарушил?
ОМЛЕТ: Нет, но я нарушил
Баланс времен и дней, земли и неба,
Когда решил, что я способен сдать
Такую сессию, не пользуясь шпаргалкой,
А лишь уча учебник наизусть!
И как же страшно я теперь наказан!
Мне пересдачу препод обещал!
ГОРАЦИЙ: Еще и этот стихами заговорил. Сразу видно - одна кафедра. Как говорил Ньютон, яблоко от груши недалеко падает.
Появляется ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА.
ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА: (ужасным голосом): Это кто тут с груши упал?
ДРУГ ГОРАЦИЯ: Пока никто. Но скоро я с копыт упаду.

Входит Офелия.

ОФЕЛИЯ: Вот розмарин, это от ушибов. А вот анютины глазки - это чтоб думать и не сходить с ума. Я бы дала вам фиалок, но они тут никому не нужны...
ОМЛЕТ: А, вот и Офелия! Привет!

ОФЕЛИЯ и ОМЛЕТ, потом ТЕНЬ ЛЕКТОРА ОМЛЕТА  обмениваются рукопожатиями.

ДРУГ ГОРАЦИЯ: (ГОРАЦИЮ): Слушай, ты мне обещал сказать, что мы тут делаем.
ГОРАЦИЙ: Если ты еще не понял - валяем дурака.
ДРУГ ГОРАЦИЯ: А кто дурак?

Напряженная пауза. Все смотрят на ДРУГА ГОРАЦИЯ.

ДРУГ ГОРАЦИЯ: (дрожащим от напряжения голосом): Ага... А что мы будем делать дальше?
ОМЛЕТ: Предлагаю спеть.
ГОРАЦИЙ: Одобряю. (За кулисы) Эй, песню!

Исполняется песня, заменяющая остальные действия и эпилог. Народ перестает безмолвствовать и начинает ликовать.