Освоение Арктики, Антарктики-технический прогресс

Степан Макаров
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ, И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ПОВЛИЯЛ НА ПОГОЛОВЬЕ ПОЛЯРНЫХ ПСОВ

       В процессе последнего столетия, в связи с наступлением технического прогресса, освоения северных территорий и из-за миграции современного населения, большая часть аборигенных псов сильно метизировалась с «приезжими» собаками, завезенными мигрирующими на север людьми, теряя свои лучшие качества. Поэтому вдумчивым бридерам, а такими были выше упомянутые мною Леонард Сеппала и супруги Шмит, пришлось возвращать Полярных псов к их изначальному фенотипу. А северным народам и, в частности, инуитам сохранять не только свой народ, но и своих собачек, при этом подстраиваясь под новые технологии охоты и различным видам транспорта, таким как тракторы, вездеходы, аэросани, суда на воздушной подушке и мото - снегоходы. После экспедиций адмирала Берда в 1947 году осталось всего 30 - ть зарегистрированных Маламутов! Вдумайтесь в эту цифру! В 4-й экспедиции этого адмирала было до 4 тысяч человек! Финансирование экспедиции прохолило за счет государственного бюджета, но Маламутов, отработавших в Антарктиде и покоривших ее, взрывали на льдинах как отработанный материал! Мало того, полярные, военные аэродромы, с базированием на них стратегических бомбардировщиков придумал тот же Берд, а Маламуты, Канадская инуитская собака и Чинуки, были основными гужевыми животными, перевозящими на этих аэродромах авиационный бензин и необходимые грузы. Деньги на поиски природных ресурсов Антарктиды, отработки тактики ведения боевых действий в условиях Антарктики и при развертывании полярных аэродромов найдены были, а вот были ли найдены деньги для возвращения поголовья Маламутов? И тех Маламутов, в жилах которых текла настоящая Аляскинская кровь, переданная им еще во времена предков инуитов?
Я позволю себе привести еще один не маловажный фактор. Прочитайте краткие биографии известных полярных путешественников и исследователей, и представьте себе конец 19-го, начало 20-го века и его первую половину…
НАНСЕН (Nansen) Фритьоф (1861-1930), норвежский исследователь Арктики, иностранный почетный член Петербургской АН(1898). В 1888 первым пересек Гренландию на лыжах, в 1893-96 г. руководил экспедицией на «Фраме». В 1920-21 годах верховный комиссар Лиги Наций по делам военнопленных, один из организаторов помощи голодающим Поволжья (в 1921 г.). Нобелевская премия Мира (1922 г.).
«ФРАМ» («Fram»), норвежское полярное судно. Построено в 1892 г., водоизмещение 402 т. На «Фраме» экспедиция под руководством Ф. Нансена, а затем О. Свердрупа дрейфовала в 1893-96 г. от Новосибирских о-вов до Шпицбергена; в 1898-1902 г. Свердруп совершил экспедицию в северную часть Канадского Арктического архипелага; в 1910-12 г. Р. Амундсен плавал в Антарктику. «Фрам» установлен в Осло в музее.
ПИРИ (Реагу) Роберт Эдвин (6 мая 1856 г., Крессон, штат Пенсильвания — 20 февраля 1920 г., Вашингтон), американский путешественник, президент национального Географического общества (1901-1906 г.), контр-адмирал (1911 г.), исследователь Арктики. В 1917 г. был назначен председателем Авиационной патрульной комиссии.
В 1892 и 1895 г. пересек Гренландию. 6 апреля 1909 г. на собачьих упряжках достиг Северного полюса. Случайно прочитанный очерк о Гренландии возбудил в нем интерес к Северу, и в 1886 г. он сделал две коротких вылазки на собачьих упряжах, пройдя около 190 км. от залива Диско в глубь материкового купола Гренландии. Переломным в жизни Пири стал 1891 г., когда он «заболел» Арктикой. В 1892 г. при пересечении Северной Гренландии он открыл полуостров Земля Пири, отделенный от основной части суши Индепенденс-фьордом, приняв его за пролив, а новооткрытую землю — за остров. Второй двойной переход по тому же маршруту он совершил в 1895 г., преодолев по ледяному щиту в общей сложности более 4500 км. Идея покорить Северный полюс пришла к нему в 1897 г. Для ее осуществления в 1898-1899 г. он выполнил три рекогносцировки длиной от 130 до 460 км. каждая, причем во время последней сильно обморозился — пришлось ампутировать восемь пальцев на ногах. Едва научившись ходить без костылей, в 1900 г. Пири открыл 300 км. береговой черты Земли Пири с мысом Моррис-Джесуп, самой северной точкой земной суши (83°40 с. ш.). Убедившись, что от Гренландии достичь полюса не удастся, Пири переключился на о. Элсмир. От его северного берега он трижды (1901, 1902, 1905 г.) пытался покорить вершину планеты, но отступил, добравшись лишь до 87°06 с. ш. (320 км. от цели). Наконец, 6 апреля 1909 г. он, по его мнению, осуществил свою мечту. Как установлено в наше время, Пири не дошел до полюса 60-195 км. по разным оценкам из-за навигационных ошибок и нехватки съестных припасов.
АМУНДСЕН (Amundsen) Руаль (1872-1928 г.), норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-06 г.). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1910-12 г.). Первым достиг Южного полюса (14.12.1911 г.). В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом м. во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.
«НОРВЕГИЯ», дирижабль полужесткого типа; построен в 1923 г. В 1926 г. норвежско-американско-итальянская экспедиция под руководством Р. Амундсена, Л. Элсуорта и У. Нобиле совершила первый трансарктический беспосадочный перелет с о. Шпицберген через Северный полюс на Аляску.
БЭРД (Берд) (Byrd) Ричард (1888-1957 г.), американский полярный исследователь, летчик, адмирал. Руководитель американских антарктических экспедиций (1928-30, 1933-35, 1939-41 и 1946-47 г.), которые провели аэрофотосъемку, географические, геологические, метеорологические и сейсмологические исследования, и отрабатывали тактику ведения боевых действий в полярных условиях.
ЭЛСУОРТ (Ellsworth) Линкольн (1880-1951 г.), американский исследователь Антарктиды, горный инженер, полярный летчик. В 1926 г. участник экспедиции Амундсена на дирижабле «Норвегия». В 1933-39 г. совершил ряд полетов на самолете во внутренние районы Антарктиды, в т. ч. первый трансантарктический перелет (1935 г.), открыл горы Этернити, хр. Сентинел и горы, назвал их по имени своего отца Дж. Элсуорта.СЕДОВ Георгий Яковлевич (1877-1914 г.), русский гидрограф, полярный исследователь. В 1912 г. организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Св. Фока». Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер от заболевания цингой близ о. Рудольфа.
ШМИДТ Отто Юльевич (30 сентября 1891 — 7 сентября ;;;; г.), российский ученый, государственный деятель, один из организаторов освоения Северного морского пути, академик (1935 г.), вице-президент АН СССР (1939-42 гг.), академик АН Украины (1934 г.), Герой Советского Союза (1937 г.). В 1918-22 г. в Наркомпроде, Наркомфине, Наркомпросе. В 1932-39 г. начальник Главсевморпути. Руководитель экспедиций на «Седове» (1929-30 г.), «Сибирякове» (1932 г.), «Челюскине» (1933-1934 г.), воздушной экспедиции по организации дрейфующей станции «СП-1» (1937 г.).
ВОДОПЬЯНОВ Михаил Васильевич (1899-1980 г.), советский летчик, Герой Советского Союза (1934 г.), генерал-майор авиации (1943). В 1934 г. участник спасения экипажа парохода «Челюскин», в 1937 г. — воздушной экспедиции на Северный полюс. В Великую Отечественную войну командир авиационной дивизии.
ПАПАНИН Иван Дмитриевич (1894-1986 г.), российский полярный исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал (1943 г.), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940 г.). Возглавлял первую советскую дрейфующую станцию «СП-1» (1937-38 г.). Начальник Главсевморпути (1939-46 г.); начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951 г.). Автор книг «Жизнь на льдине» (1938 г.) и «Лед и пламень» (1977 г.).
ЧКАЛОВ Валерий Павлович (1904-38 г.), российский летчик-испытатель, комбриг (1938 г.), Герой Советского Союза (1936 г.). Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-37 г. беспосадочные перелеты Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым. Погиб при испытании нового истребителя.
ГРОМОВ Михаил Михайлович (1899-1985 г.), российский летчик, военачальник, генерал-полковник авиации (1944 г.), Герой Советского Союза (1934 гг.). В 1934 г.— мировой рекорд дальности полета (св. 12 тыс. км), в 1937 г. — беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным. В Великую Отечественную войну командовал воздушной армией. После войны на командных должностях в ВВС.МАЗУРУК Илья Павлович (р. 1906 г.), российский полярный летчик, генерал-майор авиации (1946 г.), Герой Советского Союза (1937 г.). Участник первой (1937 г.) и многих других экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиде.

А теперь, давайте обратим внимание на даты, кто и с кем был, способы и средства достижения и покорения Арктики и Антарктики, и сопоставим общую картину по времени.

Нансен – Амундсен - судно "Фрам".
 Амундсен в 1911 г. покорил Южный полюс и в последствии на дирижабле «Норвегия» пролетел через Северный полюс, совершив первый в мире трансарктический беспосадочный перелет – у обоих были ездовые Полярные псы. (Амундсен идет по следам Нансена).
Нансен – Пири. Нансен в 1888 году проходит на лыжах всю Гренландию. В 1892 и в 1895 годах Пири проходит всю Гренландию на собачьих упряжках. В 1909 году достигает Северного полюса. У него так же ездовые Полярные псы. (Пири идет по следам Нансена).
Седов – достигает Острова Рудольфа, Земли Франца – Иосифа идя к Северному полюсу в 1912 год. Из-за болезни цинги трагически умирает. У него так же ездовые Полярные псы. (Седов до выхода на Северный полюс объезжает по суше на собачьих упряжках всю Новую землю во время вынужденной зимовки).
Пири - Амундсен – Берд.
Пири в 1917 году назначен председателем Патрульной авиационной комиссии. Амундсен в 1926 году руководил экспедицией по перелету на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс, а Берд за два дня до старта «Норвегии» в то - же время с острова Шпицберген слетал на самолете на Северный полюс без посадки и вернулся на Шпицберген. После его полета, полетела «Норвегия».
Амундсен - Элсуорт - Берд.
Элсуорт и Берд были свидетелями, когда Амундсен впервые пересек на «Норвегии» Северный Ледовитый океан через Северный полюс в 1926 году. Элсуорт и Берд – полярные летчики - участники антарктических авиационных экспедиций. Берд первым пролетает над Южным полюсом, а Элсуорт в 1935 году совершает первый трансантарктический перелет. Во всех антарктических экспедициях используются ездовые Полярные псы.
Водопьянов М.В. 21 мая 1937 года садится на флагмановском, четырехмоторном АНТ- 6 на льдину в 20 км. от Северного полюса. За ним приледняются еще 2 АНТ-6, Молокова В.С. с Алексеевым А.Д. и Бабушкина с Мазуруком И.П. (Все полярные летчики. Водопьянов М.В и Молоков В.С. - первые Герои Советского Союза, удостоенные этим званием за спасение и эвакуацию экспедиции с раздавленного льдами парохода «Челюскин» в 1934 году. («Челюскин» был раздавлен недалеко от Мыса Шмидта, который назван в честь руководителя этой экспедиции Шмидта Отто Юльевича, где прошло мое детство)). Впервые в истории на один из полюсов высажен полярный десант воздушно-посадочным способом, (знаменитая Папанинская эпопея СП-1 на дрейфующей льдине) причем в противовес мнению Амундсена, который утверждал, что посадка самолета на льдины на Северном полюсе не реальна! И взлет полярного десанта был осуществлен с острова Рудольфа, где трагически умер Седов в 1912 году.
Шмидт О.Ю. - Водопьянов М.В. - Папанин И.П. - Чкалов В.П. - Громов М.М.
Шмидт О.Ю., руководитель воздушной экспедиции и СП-1 во главе с Папаниным. И.П. Водопьянов М.В. – спасал Шмидта О.Ю. с «Челюскина». Папанин И. П. – обеспечивал связь и радионавигацию (знаменитые радиосеансы Кренкеля Э.Т. –радиста СП-1, входящего в состав экспедиции) для установления мировых рекордов по беспосадочному перелету через Северный полюс Чкалова В.П. и Громова М.М. в том же 1937 году. Инструктором у Чкалова В.П., в Серпуховской школе был Громов М.М.
Полярный десант на Северный полюс с посадками Водопьянова, полеты Чкалова и Громова в Америку через Северный полюс, как не старался Берд вместе с Элсуортом на Антарктиде, повергли в шок все мировое сообщество и стали для Берда и Элсуорта в частности "громом среди ясного неба".
Во время Великой Отечественной Войны Советского Союза против гитлеровской германии, с 1942 года с Америки по ленд-лизу через Канаду, Аляску, Чукотку, Колыму и Сибирь для Красной Армии поставлялись самолеты. Трассу эту открывал Молоков В.С., а руководил личным составом Мазурок И.П., т.е. те полярные летчики, которые первыми приледнились с полярным десантом на Северном полюсе в 1937 году. Интересно, что трасса проходила по маршруту: Фэрбенкс - Ном (на Аляске), далее через Берингов пролив - Уэлькаль (Чукотка) - Сеймчан (Колыма) - Якутск – Киренск - Красноярск.
После войны в ответ на развертывание арктических аэродромов с базированием на них стратегических бомбардировщиков В-29 во главе с Бердом, наша промышленность выпустила точную копию В-29 - стратегический бомбардировщик Ту-4 и развернула такие же арктические аэродромы. На полярных и арктических аэродромах и в Америке и на Чукотке, Полярные псы были основным гужевым транспортом для доставки авиационного горючего и необходимых грузов.

Смотри фотографии:

1. Арктический ледовый аэродром на дрейфующих льдах Северного Ледовитого Океана .
2. Дальний стратегический боибардировщик Ту-4 садится на дрейфующий арктический аэродром. (Фотографии представлены из фильма студии Крылья России)
3. Адмирад Берд ( Не без его участия взрывали Аляскинских Маламутов и Чинуков в Антарктических экспедициях и отрабатывали тактику ведения боевых действий в арктических районах)