Когда-нибудь закончится война

Мелменель
«. Деды и внуки.»

Деды и внуки, порой, не то же, что отцы и дети.
Говорят, что через поколение люди друг другу ближе.
Так я, например, со своей бабулей. Но и дедулей тоже. Хотя я видела его несколько раз в жизни, да и любовь к нему возникла, увы, запоздалая, но зрелая.
У каждой семейной хроники свои даты и знамения.
Для нас – это последняя и самая значимая, возможно, война в истории.
Говорят так же , что наша страна (та, которой уже нет, советская)разделялась на тех, кто сидел и тех, кто сажал. Сегодня находятся «историки», утверждающие, что всё это вымысел. А я верю, что – нет. Иначе зачем бы меня с детства приучали говорить шёпотом в людных местах и особенно в очередях и на Красной площади (лет до 16 я была уверена, что там прослушивается каждый камень, а каждый второй «дядька», поглядывающий на тебя с понтом «просто так» - сексот) Я слышала разные, непонятные комсомолке-активистке, слова, смысл которых открылся значительно позже всяких «оттепелей».
В моей семье почти не было коммунистов (исключение –отец, и по этой причине меня увезли крестить в курскую губернию). Я, как только стала постарше, стала приставать с вопросами «почему»?...ведь бабуля наша синеблузница-профсоюзница, дедушка, как и все, был фронтовиком. Не было атеистов, но и явно со мной никто никогда в годы моего младенчества не беседовал.
История открылась после похорон дедули и приезда его (наших) дальних родственников для церемонии прощания.
Вот тогда я многое узнала…Огого – чего!
Что дедушка и вся его родня – дворяне. Не поворачивается язык сказать бывшие, т.к. корни не вырвешь только одним октябрьским переворотом
Но, какие это были славные люди… О каждом можно было бы написать свою достойную историю.
Тётя Нина (я называла её после двоюродная бабушка, т.к. она была сестрой дедули по отцу, т.е. сводной) показывала мне диплом об окончании специального заведения для дворянских девиц. Больше всего меня поразил перечень предметов, выведенный прекрасным каллиграфическим почерком . Не были, выходило, наши предки белоручками. Их учили всякому полезному житейскому труду. Более того , они были скромны, набожны, бережливы и участливы по-христиански. Это на возможный вопрос «а где же пресловутые ценности, полагающиеся в подобных случаях по наследству?»
Всё отдавали бедным , когда пришла настоящая нужда. Никто не бежал за бугор – любили Родину…. Сохранили для нас, потомков несколько фамильных предметов и иконостас, передававшийся из поколения в поколение.
Иконостас позже мы передали в Храм. А милые «вещички», предметы быта представляют память, но не имеют материального веса. Не были наши предки сребролюбцами, и это перешло нам, как настоящее и достойное человека, генетическое богатство.
Вот же как – можно было и не узнать и не повстречаться, а оно есть в крови и в духе.
Как и смелость, ответственность, настоящий патриотизм.
Тётя Нина – малюсенькая, хрупкая, как Дюймовочка. Очень светлая. Во время войны сражалась в партизанских отрядах, помогала военнопленным. Прожила до 102 лет и проработав почти до самой смерти, носила звание Почётный гражданин г.Рославль.

Дедуля…Он был учёный-изобретатель и до войны и после. Участвовал в разработке танка Т-34. К сожалению, мне не удалось выяснить, почему нигде не фигурирует его имя,
Может быть потому что война? Он дважды был в плену. Один раз бежал, остался в живых. Последний раз по приказу без боеприпасов был отправлен в оккупированную немцами деревню…. В плену работал на немецких предприятиях. За это после Победы был отправлен на лесоповал, как враг народа, и с семьёй встретился не как все герои войны.
В наших лагерях практически потерял руку (она болталась) и приобрёл открытую форму туберкулёза…..
А дальше – встреча с домом, родными…с мирной жизнью.
Только по причине его действительно высокой квалификации, он после борьбы через тернии был восстановлен на работе.
«Враг» народа…
Откуда мне было знать, почему бабушка с дедушкой живут в соседних домах, каждый в своей коммуналке. А они так решили – ради своих детей, двух дочерей.
И понятна стала причина наших редких встреч, во время которых он ни разу не упомянул о войне. Я видела форму, боевые награды. Дедушка Василий Фёдорович – танкИст!
Тогда ещё все пели песни «три танкиста, три весёлых друга». А уж как я любила петь.
Я же думала, что эта песня про дедушку! А фильм …
Да, была у дедушки и собака Джерри (до войны). Собака тоже геройская – подорвала вражескую «посудину» собой.
Меня оберегали от «дедушки», от его открытой формы. Уберегли.
Редкие встречи оказались знаменательными. Он был замечательным фотографом, увлечённым ценителем классической музыки, балета, но и науки, главным образом – астрономии. У него был телескоп! И рыбки в хитром аквариуме…
Первый раз в первый класс он запечатлел меня, и рождение Ирочки (моей любимой сестрёнки-Дюймовочки) Первый поход в египетский зал музея Изобразительных искусств, первый балет…Всё, как причастие к Красоте…
Находясь на лесоповале, он писал патриотические стихи, в которых оправдывал! «товарища» (кавычки мои) Сталина…мол, он не знааал…
Писал продолжение «Аэлиты», изобретал ветряные мельницы (ещё до войны получил патент) для получения электроэнергии.
Вот и всё, что я знаю и помню о своём дедуле – Василии Фёдоровиче Матвееве…

--

Когда правительство Германии приняло решение о «вознаграждении»-возмещении потерпевшим узникам лагерей, а у нас появился соответствующий Фонд, под предводительством Л.Нарусовой, мама предложила мне собрать через военный архив необходимые документы…
Даже если бы я никогда не знала и не любила своего дедулю, разве моё национальное достоинство, память и примеры «обрубков» войны, в виде «скромной», но обыденной трагедии, коих не счесть по всей нашей стране, позволили бы мне взять такой грех на душу, разве ни в этом случае становятся врагами народа?...
Когда-нибудь закончится война…Когда перестанут помнить о невосполнимой ничем цене Победы.