Султан Бейбарс

Kair Bek-Ali
В 1243 году в кипчакской семье, кочевавшей к северу от Черного моря, родился человек жестокой, но высокой судьбы. Его эпопея стала известна благодаря сочинениям арабских историков. Он был рабом, потом воином, возвысился и занял престол Мамлюкского султаната. Семнадцать лет два месяца и двенадцать дней он правил в Египте под именем аль-Мелик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарс Бундудкари.
________________________


В 1241 году принц Бату организовал поход в Половецкую степь. Семья Бейбарса бежала в Анатолию, разделив участь своего народа, который русским летописцам был известен под именем половцы. Византийцы обобщенно называли их турками.
О тех трагических днях Никифор Григор писал: "дороги запрудились этим народом, женщинами, мужчинами, молодыми людьми. Все богатство турок – серебро, золото, ткани, драгоценности, – все переходило в руки римлян (византийцев – авт.). За небольшую меру пшеницы отдавались большие деньги; какая-нибудь птица, бык или козел шли за большую цену".
Оказавшись на чужбине в безвыходной ситуации, семья Бейбарса вынуждена была продать сына на невольничьем рынке всего за восемьсот серебряных динаров. Это была не высокая цена за крепкого юношу, но у него был физический недостаток – один глаз скрывало бельмо. Тем не менее, «голубоглазого шатена, обладавшего громким голосом и горячим темпераментом», купил опытный работорговец Айдакин аль-Бундудкари для службы в армии султана ас-Салиха, правителя Египта и Сирии.
Бейбарс принял ислам и таким путем получил свободу. Будучи вольным человеком, он оказался на острове ар-Рауда на реке Нил (Бахр ан-Нил), где располагалось своего рода военное училище тех лет. Его «выпускников» именовали по названию острова – «бахритами». Корпус бахритских мамлюков был основан еще Саладином (Салах ад-Дин), а потому он носил еще и другое название – «салахия». Это было элитное подразделение, из которого составлялась придворная гвардия и личная охрана султана.
Согласно «Сиасет-наме», Бейбарс прошел восьмилетнюю подготовку в мамлюкских казармах. Здесь он стал известен под прозвищем Бундукари, то есть по имени своего покровителя.
В первый год юноша был пехотинцем и одевался в «каба из зинданичи». На второй год он получил коня, на третий – меч-караджур. На четвертый Бейбарс имел право носить налучья и колчан. Через пять лет ему выдали «лучшее седло», узду со звездами, «каба из дарош» и булаву. На шестой год Бейбарс получил военную форму «анван», и лишь на седьмой ему присвоили чин «ведающего одеждой государя», то есть он был зачислен в регулярную армию. Только после всего этого Бейбарс получил титул «висак-баша». Ему выделили палатку, черный войлочный головной убор, расшитый серебром и «каба из гянджинской ткани».
Восьмилетний срок обучения и службы был для мамлюков первой ступенью на пути к вершинам власти. На следующих этапах перед ними открывались возможности получить чин хейль-баши, хаджиба, атабека, амира, стать военачальником или наместником области.
Мамлюк Бейбарс был молод и тщеславная юность искала тропинку к успеху, избрав стремительный и верный путь к вершинам мира сего. На военном поприще он прославился уже во время сражения с франками при крепости аль-Мансур.
В 1249 году французский король Людовик IX, прозванный Святым, обратил свой взгляд на Египет как на "подступ к Святой земле". Он занял город Дамиетту, и двинулись дальше на Каир.
Базой сопротивления аййубидов стала крепость аль-Мансур. Они расположили военный лагерь, готовясь дать отпор. Однако неожиданно умер египетский правитель султан ас-Салих. Его сын и правопреемник аль-Мусаззам Туран-Шах находился в это время в отдаленном эмирате-наместничестве Хисан Кайфа в Джазире.
Паники в войске удалось избежать. Жена покойного султана Шаджар ад-Дурр взяла управление в свои руки. Скрыв известие о смерти мужа, она стала издавать приказы от имени покойного правителя, подделывая его подпись.
Тем временем крестоносцы попытались овладеть аль-Мансурой. Произошло сражение. В бою погиб главнокомандующий и главный администратор султаната Фарх ад-Дин, но, не смотря на это, армия Людовика IX потерпела поражение. Наконец, подоспело подкрепление – воины Туран-Шаха.
Противник отступил к Дамиетте. Франков окружили, многие из них попали в плен, в том числе и сам король. За проявленный героизм Бейбарс получил прозвище "победитель франков". В боях с крестоносцами он вновь отличился в 1250 году при Фарскуре и был поставлен во главе мамлюкского войска аййубидов.

* * *

Туран-Шах был человеком недалеким. Он не желал считаться с мамлюками, и выдвигал бездарных, но послушных ему людей на высшие посты в армии и государстве. Конфликт назревал, и он произошел.
Шаджар ад-Дурр нашла в себе силы противостоять политике нового султана. Она выражала интересы самой могущественной политической силы: ее поддерживали бахрийские военачальники, в том числе эмир Бейбарс, который возглавил мятеж.
2 мая 1250 года Туран-Шах расположился в шатре на берегу реки. Напившись вина, он велел зажечь свечи и начал рубить их саблей, приговаривая: «Смотрите, как я буду расправляться с бахритами». Той же ночью султану отрубили руку. Раненный он выбежал к реке, где его зарубили, после чего последовало уникальное событие в истории ислама: женщину провозгласили султаншей.
Формальным основанием для возвышения Шаджар ад-Дурр послужило то обстоятельство, что она была матерью детей ас-Салиха, наследников египетского престола. Хотя на самом деле она была всего лишь наложницей, но во всех официальных документах Шаджар подписывалась как "мать Халила", а в хутбе, читавшейся в мечетях по пятницам, упоминалась как "жена султана ас-Салиха". Словом, все это и дало мамлюкам повод провозгласить Шаджар ад-Дурр не просто султаншей, а "Царицей мусульман". Ее правление продолжалось всего восемьдесят дней, но именно она положила начало новой эпохе – эпохе правления мамлюков.
* * *

Власть женщины – необычное событие в мусульманской стране. Когда известие об избрании Шаджар ад-Дурр достигло Дамаска, то местное курдское племя каймария выразило недовольство. Вспыхнули волнения.
Багдадский халиф аль-Мустасим (1242-1258) не пожелал признать на египетском престоле свою бывшую наложницу, которую он когда-то подарил султану ас-Салиху. Он потребовал от египетских мамлюков избрания другого правителя. Те согласились, предложив Шаджар уступить престол главарю одной из мамлюкских группировок Айбегу и выйти за него замуж. Новый правитель возглавил султанат под именем аль-Малик аль-Муизз.
Однако группировка мамлюков во главе с Бейбарсом и Актаем не была согласна с таким решением и настояла на возвращении к власти аййубидов в лице правнука султана аль-Камила, десятилетнего аль-Ашрафа Мусы (1250-1252). Айбег согласился, сохранив за собой пост атабека при малолетнем султане.
Тем временем сирийские аййубиды во главе с ан-Насиром Йусуфом вторглись в Египет и устремились к Каиру. В феврале 1251 года в сражении под аль-Аббасом (в Дельте Египта) они потерпели поражение. Эта победа лишь на короткое время объединила мамлюков. Вскоре между их главарями вновь вспыхнули распри.
Айбек укреплял свои позиции. Он прибрал к рукам казну и стал выдвигать на ведущие должности мамлюков из корпуса муиззия. Один из главарей по имени Кутуз (племянник последнего хорезмшаха) получил должность наместника султана в Мисре («наиб ас-салтана Миср»). В 1254 году Айбег с помощью Кутуза организовал убийство Актая, затем сместил аль-Ашрафа Муссу, сослав его в Византию. Эта акция вызвала бегство из Египта многих бахритских военачальников. Часть их ушла к сельджукскому султану Рума, другие подались к ан-Наср Йусуфу в Сирию. Среди них был и эмир Бейбарс, ставший с этого времени лидером бахритских беженцев.
В 1256 году халиф добился заключения мира между Айбегом и ан-Насиром. Бейбарс, лишившись поддержки, вынужден был перейти на службу к аййубидскому правителю крепости аль-Карак, внуку аль-Камила – аль-Мугису Умару.
Шаджар ад-Дурр осталась без поддержки бахритских мамлюков. Она не пожелала подчиняться Айбеку и даже заставила мужа развестись с первой женой, а когда он пожелал взять другую жену, то Шаджар попросту организовала заговор. Айбега убили в банях цитадели в апреле 1257 года.
Мамлюкские эмиры возмутились. Они заперли Шаджар в крепостной тюрьме, где она истолкла в порошок все свои драгоценные камни и жемчуг, чтобы они не достались другой женщине. Сын Айбега пятнадцатилетний аль-Мансур Али (1257-1259) передал Шаджар рабыням первой жены Айбега. Они забили ее до смерти деревянными башмаками. На утро тело «Царицы мусульман» было обнаружено в канаве за пределами каирской крепости.
* * *

Дважды в 1257 и 1258 годах Бейбарс совершал набеги на Египет, но терпел поражение. В начале 1259 года он участвовал в битве близ Иерихона между армиями ан-Насира Йусуфа и аль-Мугиса, который потерпел поражение и отступил в аль-Карак. После чего Бейбарс вернулся на службу к ан-Насиру Йусуфу.
Кутуз добился своего назначения главнокомандующим мамлюкского войска («атабега аль-аскара»), затем низложил аль-Мансура Али и провозгласил себя султаном в 1259 году.
Между тем с востока наступали монгольские тумены. Перед лицом всеобщей опасности сирийские и египетские мамлюки объединились. Победа над монголами укрепила авторитет Бейбарса в Египте и Сирии.
Мамлюкское войско состояло из тюрков-степняков, возглавляемых Бейбарсом, и хорезмийцев во главе с Катузом. 24 октября 1260 года во время охоты в пустыне эмир Бейбарс попросил султана подарить ему одну из захваченных в плен женщин. Кутуз согласился. Бейбарс в знак благодарности склонился, чтобы поцеловал его руку – это был условный сигнал заговорщикам, которые тут же отрубили султану голову.
Бейбарс захватил цитадель и вступил на трон в ноябре 1260 года. Затем он повел мамлюкскую армию в Сирию, где дважды разбил монголов и въехал в Каир через ворота Баб ан-Наср (Ворота победы). Армия прошла в торжественном шествии до ворот Баб аз-Зувейла. На всем пути ликующие толпы осыпали солдат золотыми и серебреными монетами.
* * *

Султан Бейбарс перестроил множество каналов, судостроительные верфи и военные укрепления. Он развил и установил дипломатические отношения с другими странами, в том числе со своей исторической родиной, где в то время располагался Великий Улус, который вошел в историю под названием Золотая Орда.
Новый правитель был религиозен. Он запретил в Каире курение гашиша, употребление вина, изгнал европейских проституток, которые сопровождали крестоносцев в их походах. Построив близ цитадели Дворец правосудия, султан давал там аудиенции и принимал послов по пятницам и воскресениям. Бейбарс также построил в Каире знаменитую мадрасу и мечеть.
Противники султана пытались убить его. Но Бейбарс ухитрялся появляться одновременно в нескольких местах, тем самым путая карты заговорщиков. Нередко на воротах Баб аз-Зувейла появлялись отрубленные головы тех, кто интриговал против правителя.
Сподвижники Бейбарса (хашдашия) из придворной гвардии оставались его главной опорой на протяжении всего царствования. Он оказывал корпусу «салихия» покровительство. Вместе с тем, Бейбарс создал и свою собственную гвардию «захирия».
Существует три версии смерти Бейбарса, наиболее известная из них гласит, что он намеревался уничтожить своего соперника принца Малик-Кахера и приготовил для него кубок отравленного кумыса. Однако Малик-Кахер, в стиле гамлетовских героев, ловко переменил кубки. Бейбарс выпил яд и умер через тринадцать дней в ужасной агонии «вскоре после захода солнца». Ему было немногим больше 50 лет.