Моя мечта. Успенский монастырь

Александра Панкрашова
Моя мечта - когда-нибудь, пусть через много лет, когда совершу свои мирские дела, когда смогу оставить детей самостоятельных и взрослых, уехать в монастырь работать дворником. И я не сомневаюсь в какой - Успенский Староладожский.

Дорожка, ведущая от ворот... Сколько навалило снега! Как люблю этот зимний пух, покрывающий землю... Вдохновенно перебрасываю его с дорожки на газон, как будто взбиваю перину. Снег блестит, серебрится, улыбается мне в ответ всеми цветами радуги. И пусть нестерпимо болит спина и каждый шаг отдаётся болью, но какая красота, тишина и покой...

Девять веков длится история этих дорожек, зданий и церквей. Мысли невольно уносят меня в начало 20 века, когда это был огромный по площади монастырь, в котором жили 200 монахинь. Вот Успенская церковь 12 века - белокаменная красавица, идеальные пропорции, маленькие окошечки, ведь тогда, если нападал враг, церкви выполняли роль укрытия, в подвале хранился запас продуктов и всего необходимого. В 18 веке при иегумении Евпраксии к этой церкви была пристроена изумительная двухярусная колокольня. Рядом с Успенской церковью тенистая аллея, посаженная Евдокией Лопухиной, сосланной в этот монастырь и прожившей здесь 8 лет.

Поворачиваю с аллеи направо - белоснежная дорожка ведёт меня от Успенской церкви к Крестовоздвиженской. Дорожка, как и весь монастырь, утопает в зелени и цветах - жасмин, сирень, яблони. Вот изящный, выгнувший спину мостик через речку Быстринку. Справа и слева от меня за кустами видны два красивых каменных здания, то что левее стоит на самом берегу Волхова, а поэтому окружено оврагом для отвода воды от фундамента. Большинство же монастырских домов - деревянные, состоятельные женщины того времени вкладывали средства в монастырь с тем, чтобы в старости удалиться сюда на покой.

Река Волхов. Она соединяет города Великий Новгород и Старую Ладогу, между которыми идёт постоянный спор, какой из них древнее. Между столицами по реке 200 километров. Я подхожу к берегу, слева от меня Волхов делает крутой и очень изящный поворот. На моём берегу в направлении поворота видны курганы, один из них - вот тот с тропинкой самый большой - могила Вещего Олега.

Всё на этой земле навевает воспоминания об иегумении Евпраксии, управлявшей монастырем 43 года, прожила она 91 год, скончалась в 1826 году. Была удивительным человеком. Она разговаривала с животными. Выходя на улицу, она звала:"Галки! Галки!" - и те летели к ней. А как-то крестьянин встретил её в лесу, она возвращалась с Абрамовщины, шла, окруженная волками, как собаками. Волки побежали было к крестьянину, он испугался, а иегумения спокойно позвала:"Волки! Волки!", и они вернулись к ней.

Как здесь красиво, как спокойно, насколько созвучны душе эти тишина и бессуетность, это величественное течение реки, эта ослепительная белизна Успенской церкви. Если у вас будет возможность, побывайте в этом стариннейшем городе, недавно отметившем свое 1250-летие, и в этом замечательном монастыре.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Многое изменилось в Советское время, и если вы сравните сейчас монастырь с моим описанием, то ваше сердце заплачет от боли. Он частично действовал до 1960 года, когда на его территории был расположен детский дом для детей с отклонениями, они крушили всё.

Ради них речку Быстринку засыпали. Она не хотела умирать, пробивалась вновь и вновь, заваливали плитами, землёй, она снова появлялась... В конце концов это удалось, и сейчас её нет. Красивейшую колокольню снесли, как не представляющую никакой архитектурной и исторической ценности, сохранился фундамент. От липовой аллеи осталось два дерева. Ни мостиков нет, ни сада, дома в плачевном состоянии. Каменный дом, стоящий на берегу Волхова смотрит на вас беспомощно пустыми глазницами окон, он почти лишён крыши, овраг засыпан, что привело его в аварийное состояние... Чудом сохранилась красавица Успенская церковь...

Приезжайте, монастырь нуждается в вашей помощи и любви!

2006 г.