Американцы в Ираке

Вадим Фомченко
Не обойтись без небольшого вступления.
После II мировой войны американцы приобрели чрезвычайно успешный опыт по превращению бывших врагов в верных союзников и друзей, с установлением там достаточно крепких демократий. Речь идет, разумеется, о Германии, Японии, Корее. Задача была сложная, и антиамериканизм в тех странах был достаточно высок. Однако, как мы все видим, задача была блестяще выполнена, и все удалось как нельзя лучше.
Но даже самые успешные действия часто имеют негативные последствия. Даже для богатой Америки выполнение поставленной задачи оказалось слишком дорогостоящим, что выразилось в том, что ее экономическое положение серьезно пострадало , а позиции на мировом рынке серьезно потеснили другие страны ( в том числе и бывшие враги! ).
Именно поэтому Америка перешла от политики создания демократических государств к политике сдерживания коммунистической агрессии.
Было четко рассчитано, что в «социалистическом» лагере развивается взаимное недоверие и даже ненависть , а так называемое «единство» держится только на постоянных успехах по вовлечению новых стран. Политика выжидания и сдерживания была достаточно выгодной и, главное, сравнительно дешевой. Америка предпочитала не вмешиваться даже при чрезвычайно выгодных ситуациях, как, например, во время событий в Венгрии или на Кубе при вторжении «контрас».
Однако один открытый конфликт был все же остановлен- во Вьетнаме, а коммунистическому миру была показана бесплодность попыток по захвату новых территорий. Попутно это явилось полигоном по тренировке армии в условиях боевых действий, отработке новых методов ведения войны: эксперименты по применению дефолиантов и прочее.
Конечно, это цинично, но что поделать! Что касается потерь в людях и технике, то они были меньше чем потери в Америке при катастрофах.
Как только разногласия в социалистическом лагере достигли, по мнению США, необратимой стадии, американские войска были выведены. То, что момент был выбран правильно, доказывает тот старательно забытый факт, что вскоре между Вьетнамом и Китаем произошла война, когда китайские войска дошли практически до Ханоя.
Тяжелые потери, затруднения в экономике заставили китайцев отказаться от присоединения Вьетнама, что было вполне разумно. Но с распространением коммунизма в этом направлении было покончено.
Я сознательно упрощаю все происходившее, так как были еще и Камбоджа и Лаос, события в Таиланде и Индонезии. Самое важное все же происходило во Вьетнаме.
Из Индокитая Америка ушла с отрепетированной боеспособной армией, проверенной техникой и даже ухитрилась обставить свой уход как вероломство со стороны Северного Вьетнама, откровенно нарушившего подписанные соглашения. Из него ушло примерно миллион вьетнамцев, вся интеллектуальная элита, самые активные и образованные люди, легко влившиеся в американское общество. Чем плохо?
Боеспособность американской армии довольно длительное время сохранялась на высоком уровне, о чем говорят весьма успешные операции, проведенные в Панаме, Гватемале и в других странах. Везде армия избегала задерживаться дольше совершенно необходимого времени.
Однако все имеет свойство портиться с течением времени. И прозвучал первый звонок: при Картере провалилась американская операция в Иране по освобождению заложников. Причем провалилась не по причине сколь нибудь стоящего сопротивления, а из-за элементарной несогласованности подразделений. Стало ясно, что армия нуждается в новой тренировке.
Как ни странно, но Садам устраивал всех: и Америку, и Европу , и Россию. Самодовольный диктатор разваливал единство и мусульман и арабов и тем самым значительно уменьшал опасность с этой стороны. Почему-то подсчитывая жертвы этой кровавой диктатуры игнорируют самые большие- погибших в ирано-иракской войне. Потому, что все державы втайне одобряли эту резню, заботились лишь о том, чтобы никто не смог выиграть, проводя поставки вооружений обоим воюющим сторонам.
Но обнаглевший диктатор решил напасть на Кувейт. Совершенно неверно, будто Америка была кровно заинтересована в Кувейтской нефти: ее поставки , в основном, приходились на Европу, а США получали нефть из Латинской Америки.
Вот тут появился шанс продемонстрировать Европе, что Америка остается ее верным союзником и главное : провести учения армии в условиях боевых действий.
К вопросу о цинизме в политике. Ирак находился под пристальным вниманием спецслужб. Подготовка к нападению на соседнюю страну это не теракт, не покушение на главу государства и его невозможно скрыть. Разумеется, Америка знала о предстоящей войне заранее. Для предотвращения нападения, было достаточно лишь расположить одну дивизию на границе, и Ирак просто бы не решился нападать. Но необходим был убедительный спектакль - горящие нефтепромыслы, гибнущие мирные жители…
Операция «Буря в пустыне» оказалась просто блестящей. Но обратите внимание - командующий был сразу отправлен в запас. Конечно, с почетом и большой пенсией, его с распростертыми объятиями приняли в состав руководства крупных компаний. Случайность? Не думаю: просто армии нужен не один подготовленный боевой командир.
Вспомним прекрасный опыт по восстановлению мира в бывшей Югославии. Вспомните, как наши «политологи» хором вопили, что у США ничего не выйдет, что будут продолжаться кровавые столкновения. Они не такие уж дураки.
Однако с учетом психологии применения силы, выявление и поддержка людей, не являющихся марионетками, а искренне заинтересованных в мире, сделали чудо.
В конце концов, население искренне и более всего хотело мира. Нужно было лишь не мешать этому чувству и убрать препятствия.
Естественно , после этого поставить честолюбивую задачу: создать демократический Ирак. И американцы вторглись в Ирак.
Уверены ли они в победе? Думаю, что нет.
Тем более, что они не готовы платить слишком дорого за эту победу.
Но в политике высшим достижением считается создание такого международного положения, когда любой выход из него принесет стране пользу. Американцы смогли создать такое положение. Судите сами: если им удасться создать в Ираке даже такую шаткую демократию, какая была в свое время в Южной Корее, они получат опору и союзника в самом центре мусульманского мира.
Если же они уйдут ни с чем, то оставшиеся проблемы и раздражение обрушится на Европу, Китай и Россию. И этим странам придется решать это все и опять же обращаться за помощью к США.
В любом случае, Америка выигрывает, плюс армия получает необходимый реальный опыт ведения войны, «партизанской войны» и сможет, при необходимости, успешно применять его у себя дома или в Латинской Америке .