Золотое кольцо Андоги

Васюков Игорь
 
 Об одном автомобильном путешествии по Малой родине

 Нет, все-таки мир меняется, и не всегда к худшему. Десять лет назад о таком и помечтать-то было нельзя. Теперь подобное могут осуществлять даже самое бедные в России сословия – охочие до путешествий студенты и преподаватели провинциального вуза. Вот и мы, «отбанкетившись» на праздновании десятилетия ЧГУ ранним летним утром отправились с помощью студентов в небольшое (и всего-то 250-260 километров) автомобильное путешествие по Золотому кольцу Андоги.
 Золотое кольцо Андоги – это образное название около десятка небольших сел и деревень Андогского края, местности, которая простирается на нескольких десятках квадратных километров, начиная от поселка Зеленый Берег, где расположен теперь уже, стараниями энтузиастов, известный на весь мир Филиппо-Ирапский монастырь.
 Впрочем, можно сказать, что свое путешествие по «золотому кольцу», мы начали еще ранее, забравшись между делом в село Нелазское, расположенное совсем близко к Череповцу, примерно в пятнадцати километрах от города, после моста через Суду. Там, нашему вниманию предстал великолепная, но все же уже поизносившаяся, сделанная без единого гвоздя деревянная пятиглавая церковь Успения. Трудно себе представить, что живя в Череповце вот уже несколько десятков лет, мы так и не нашли до сегодняшнего дня возможности увидеть это уникальное творение предков. Впрочем, все здесь нам не удалось посмотреть. Говорят, что внутри храма находится филиал череповецкого художественного музея, где можно увидеть уникальные строительные и конструктивные особенности, интерьеры XVII века и другие шедевры русского зодчества, но в субботний день он не работал. Где-то в Интернете я читал, что ночью уже от села Нелазское видны «фантастические подсвеченные очертания заводских корпусов и дымящихся труб Череповца». Как-нибудь, непременно нужно будет сюда добраться в ночное время.
 Следующая остановка – Владимировка, родовое гнездо поэта Игоря Северянина, которого все мы, в той или иной степени, открыли только в конце восьмидесятых, начале девяностых годов. Несмотря на весь энтузиазм сторонников возрождения бывшего имения дядюшки поэта М.П. Лотарева, сказать, что оно поразило нас чем-то удивительным, означало бы просто слукавить. Другое дело, что довольно большой деревянный дом, очень напоминающий наши «особняки», доживающие свой век по улице Данилова, расположен на очень живописном берегу реки, где культурной (повторюсь – именно культурной) самое место прекрасно покупаться и отдохнуть.
 В самом доме, а туда мы пробрались, заплатив по десятке за брата, точнее кинув помятые десятки в какой-то большой стеклянный куб, в котором уже лежало несколько сотен не менее мятых рублей, ничего особенного обнаружить не удалось. Да, есть кафельные печи, зеркала, внушительных размеров шкафы и сундуки. На стенах, краткая история семьи Лотаревых, фотографии из семейного архива, стихи поэта, история Владимировки и близлежащих деревень. По всему видно, что ажиотажного спроса на северянинские пенаты нет и музею пока не на что развернуться. Впрочем, наверное, формировать спрос на интересный туристический продукт, это, по моему разумению, одна из задач современных музейных работников.
 Далее, пролетев Кадуй, мы в который уже раз посетили Филиппо-Ирапский монастырь. Он стоит на красивейшем месте – у излучины своенравной реки Андоги, чуть в стороне, примерно 3 километра, от центра Андогских деревень – села Никольское. Именно на краю этого села, там, где раньше находилась уже полностью разрушенная Никольская церковь, до сих пор лежит камень, история которого напрямую связана с историей возникновения Филиппо-Ирапского монастыря. Говорят, в XVI веке, когда пришел на эти земли из Гряцовца монах Филипп, один из братьев князей Шелешпанских, владевших в то время Андогой, вознамерился изгнать, жившего в землянке Филлипа, но дал маху. Конь, испугавшись грозы, сбросил своего недальновидного седока. Упал князь на камень, лежавший у Никольской церкви, и «дал дуба». И то, правда, сначала подумай, на кого руку поднимаешь!
 После погребения оставшийся в живых брат князь Андрей предложил преподобному денег. Филипп, нестяжатель по своей сути, отказался, но просил увеличить земли. Тогда князь отдал ему всю землю, между Большим и Малым Ирапами. Здесь преподобный поставил часовню и келью. Позже к нему стали приходить богомольцы. Пустынь начала застраиваться и расцветать. В смутное время между 1611-1618 годами монастырь подвергся нападению поляков и был сожжен. От этого времени, как утверждают кадуйские и андогские краеведы, в землях этого края, были закопаны сокровища, польские и отобранные у местного населения. Пока что никто этих сокровищ в этих краях не находил.
Ну что, насладились зрелищем возрождаемого ныне монастыря и едем дальше.
 В селе Никольском мы посещаем освященный источник, который был сооружен несколько лет назад по инициативе члена кадуйского землячества вологодского доцента В.А. Соколова. Кстати, и сейчас он часто навещает родное село. Его дом находится в нескольких сотнях метрах от источника. Между прочим, искали мы этот источник долго и упорно. И если бы не местный мужик, которого мы деликатно побеспокоили, обложивший нас трехэтажным матом (культура работы с туристами пока в селе явно не на высоте!), так мы бы его, наверное, не нашли – замаскирован почище иного военного объекта, сразу и не увидишь. Хотя вон он, бьет из под земли, несет свою чистую воду в беспокойное русло реки Шулма на берегу которого расположено село Никольское.
 Кстати, большинство андогских деревень и сел расположено по обеим берегам рек Шулма и Андога. Примерно десять процентов деревень ведут свое название от племени весь и сохранили в своем названии корни слов, идущие от веси: Ишкобой, Солохта. Со славянской древностью связано название Чурово. Поселения, расположенные по берегам рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура". Некоторые населенные пункты имеют топонимы, которые основаны на фамилиях первых поселенцев. Например, Васильевская, Ивановская. Особый интерес представляют те из них, первыми поселенцами в которых, по всей видимости были поляки: Казимирово, Будимирово. В последнюю деревню, мы как раз и завернули, когда проехали Никольское. Белая лошадка красавица Нега встретила нас приветственным ржанием, вспомнив, как катала нас на масленицу, но еще раз испытывать на судьбу видимо не решилась.
 Возможно, пока в этой деревеньке ничего интересного, кроме того, что оттуда родом один из преподавателей ЧГУ, нет. Однако, будимировские горшки, изготовленные сотню лет назад, именно здесь, можно увидеть в краеведческом музее п. Кадуй, где мы тоже уже бывали неоднократно. Рядом с деревней, метрах в пятистах находится скотокомплекс совхоза «Андога», в советское время объединивший в себя хозяйства сразу нескольких андогских деревень. Сейчас, как и все хозяйство Андоги, он находится в полудепрессивном состоянии. Спроса на его продукцию пока нет, да и работать становится некому. Крепкая андогская молодежь постепенно тянется в город и устраивается там насовсем. «Андога» до сих пор сохранила свою жизнеспособность исключительно благодаря потенциалу, которое набрало хозяйство за 17 лет руководства В.И. Ковыршиным. Именно в эти годы, на болотине, была и построенная Андогская школа, ставшая продолжателем славных успехов Вахонькинской средней школы не так давно, в 1999 г. справившей свой 100-летний юбилей.
 Дальше по дороге, мы проезжаем деревню Прягаево. Сейчас это ничем непримечательный населенный пункт, но раньше он славился тем, что служил перевалочным пунктом для развившейся в России почтово-ямской службы. Именно в Прягаево тогда перепрягали лошадей, чтобы нести любовное письмо от какого-нибудь местного Онегина к живущей в Белозерске Тятьяне.
По правому берегу реки Шулма находится деревня Завод. Никакого завода там уже нет и в помине, а название деревни осталась. Для человека незнакомого с историей края такое название покажется странным – здесь не видно ни заводских зданий, ни труб. Но, как гласит предание, здесь в свое время действительно был винокуренный завод, принадлежащий главнокомандующему русской армии Михаилу Илларионовичу Кутузову. Завод в свое время сгорел, а крепостным крестьянам, работавшим на заводе, была дарована Кутузовым вольная, а топоним «завод» закрепился за названием деревни.
 Мы едем по дороге, по которой, возможно, когда-то инкогнито путешествовал сам фельдмаршал. После Прягаево слева от дороги видна деревня Мокошево, родина Героя Советского Союза Карташова Алексея Александровича.
Вот мы проезжаем деревню Лепилово, где, как утверждают историки, имеются захоронения убитых поляков, когда-то грабивших монастырь, но затем, после поражения, оставшиеся жить в этих местах. Затем мы мчим на левый берег Шулмы по относительно не так давно построенному Семеновскому мосту. Раньше этот мост был деревянный. Непонятно в силу каких обстоятельств, но именно Семеновский мост стал в 30-50гг. культовым местом встречи андогской молодежи. Со всех деревень Андоги группы молодежи, взявшись за руки и с гармонистом впереди, шли в летние денечки именно сюда. Кроме веселья и нередко завязывавшихся здесь драк и даже поножовщины, Семеновский мост стал судьбоносным в жизни многих жителей этих мест. Именно здесь завязывались знакомства, происходили первые ухаживания, признания в любви, предложения руки и сердца.
 Рядом с Семеновским мостом, возле деревни Калинниково, родины командарма Белова, был когда-то семеновский маслозавод. На вершине водонапорной башни пара аистов устроила гнездо. После того, как у аиста убили подругу, он перестал прилетать в Андогу. Выходим из машин, ищем гнездо или то, что осталось от него. Все попытки оказываются тщетны.
 Затем мы снова садимся на автомобили и мчим в деревню Бильково, в которой встречаемся с местным краеведом, имеющим немалую известность среди андогжан - Галиной Александровной Ивановой. Она рассказывает о пяти генералах Советской армии, выросших в этих краях, а также об известном артисте Волковского театра в Ярославле – Геннадии Белове, сыгравшем не одну сотню ролей в театре и кино (самая знаменитая роль – роль наркома Чичерина).
 Впереди еще один интересный населенный пункт Андоги – деревня Ишкобой. В этой деревне, расположенной на левом берегу Шулмы когда-то был приличный по тем временам маслобойный заводик, перерабатывавший льняное семя на масло, чистое и исключительно вкусное. А сейчас из всей «промышленности» только небольшая пасека, где два человека занимаются пчеловодством. Как нам сказала Галина Александровна медок у них можно приобрести как в большую, так и в малую тару.
 В деревне Бузыкино мы встречаем Галину Ивановну Туваеву, которая готовит самое вкусное в этих краях домашнее пиво из ржаного солода. При чем изготавливать пиво из чужих исходных элементов, она наотрез отказывается – не дай Бог вкус будет не тот. Свой брэнд старушка охраняет пуще патентного законодательства! солод- основа всего пивоваренного производства. Не будет солода - не будет пива. Дело в том, что при прорастании в ячмене (или другом хлебном зерне) образуется диастаза - фермент, который превращает крахмал в мальтозу (солодовый сахар). Под действием этого фермента затор (смесь дробленного солода с водой) осахаривается, превращаясь в сусло, которое, в свою очередь, сбраживается, становясь молодым пивом
 Далее на нашем пути село Княжово, резиденция князей Шелешпанских, ныне бурно и хорошо застраиваемая «новыми князьями», работающими на начальственных должностях на череповецких предприятиях, и деревня Вахонькино, родина народного художника России В.М. Звонцева. Интересно, что эта деревня получила свой топоним по древнему промыслу. В этих местах когда-то строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино.
 Переезжаем легендарный Золотой ручей и оказываемся в деревне Пречистое, в которой жил эрудированный учитель Д.А. Архангельский, устроивший «университет на дому». Кстати от Золотого ручья, где в свое время, как говорят, княжна потеряла золотое кольцо с драгоценным камнем, за что и сгубила своего кучера, осталась одна канава, вид которой ни о чем любопытствующему путешественнику рассказать не может.
 За деревней Вахонькино через речку Шулма перекинут висячий мостик, ведущий к деревне Туровино. Мчим дальше, в деревню Смешково. Здесь в качестве достопримечательностей мы видим совершенно заброшенную часовню Филиппо-Ирапского, где местная молодежь играет в карты и рисует свои деревенские «граффити», а рядом памятник андогжанам, погибшим в период Великой Отечественной войне. На деревянной стене часовни красуется отпечатанный на «лазере» призыв к землякам прийти 7 июня на субботник. Цель – привести в порядок заброшенное местное кладбище и поднять себя в глазах умерших предков. Кстати, на месте кладбища располагалась корабельная роща, где до войны тоже были знаменитые молодежные гулянья.
 Последним населенным пунктом на нашем пути становится деревня Стан, где расположен дом священника Братолюбова и запущенная (одни голые стены и разбросанный по сторонам кирпич) церковь на Стану. Именно ее в свое время предлагал начать реставрировать В.А. Соколов. Но будет ли она интересна туристам?! Дальше нам снова предстоит переезд через село Никольское и путь, примерно равный 90 километров до теплой череповецкой ванны и белоснежной постели. Поездка удалась.

Игорь Васюков

Метод передвижения: на автомобиле (28 км по трассе А114 Вологда – Новая Ладога до отворотки на Кадуй, 18 км – до Кадуя, 20 км от Кадуя на север до поселка Зеленый Берег, далее еще примерно 30 км. до Семеновского моста, затем возвращаемся обратно через деревню Стан). Дважды переезжать через реку Суду и реку Шулму. У моста через Андогу есть оборудованное столами и скамьями место с кострищем.
Желательное количество путешествующих: от 8 до 12 человек. Если используется автобус, то можно увеличить группу до 60 – 80 человек. Можно связаться с Кадуйским краеведческим музеем и администрацией Филиппо-Ирапской церкви. Тогда вас ждет экскурсия в музей, посещение церкви и обзор по Кадую. В с. Никольском можно связаться с администрацией Русской школы. Тогда вам могут продемонстрировать многие находки педагогов школы.
Время на все путешествие: минимум 7 часов. Купание и отдых на берегу рек приветствуются.
Положительные стороны путешествия: свежий воздух, дикая природа, очаровательные пейзажи, знакомство с новыми людьми и их образом жизни, много исторических памятников и легендарных мест, возможность искупаться и пообедать на берегу реки.
Отрицательные стороны путешествия: не пускают внутрь Филиппо-Ирапского монастыря, нет возможности нормально перекусить.


Деревни Андоги - «Золотое кольцо Андоги»:
1. Анненская
2. Бильково
3. Будиморово
4. Бузыкино
5. Васильевская
6. Вахонькино
7. Грищ
8. Демидово
9. Завод
10. Занино
11. Зеленый Берег
12. Иваново
13. Ивановское
14. Изорково
15. Ишкобой
16. Калинниково
17. Калинино
18. Ковалево
19. Куликово
20. Лепилово
21. Лукьяново
22. Лыковская
23. Малышово
24. Мелехино
25. Мелентьево
26. Митенская
27. Михайловская
28. Мокашево
29. Никоновская
30. Новое
31. Пакино
32. Пелемень
33. Постниково
34. Пречистое
35. Прягаево
36. Сафоново
37. Семеновская
38. Слобода
39. Смешково
40. Солохта
41. Спиренская
42. Стан
43. Старина
44. Стрелково
45. Тарасовская
46. Терпеново
47. Томаша
48. Туровино
49. Фадеево
50. Ципилево
51. Чертова
52. Чурово
53. Шутовская