Глава 5. Лето, ах - лето...

Татьяна Хожан
(На снимке южный берег Мертвого моря)

Лето, ах лето…

У нас сейчас жарко – самая тяжелая пора - июль и август. Днем 30, а ночью 23 градуса. В Средиземном море уже начинается период медуз – опасный для плавания. В это время медузы близко подходят к берегу, говорят - величина их чуть не с автомобильное колесо (врут, наверное). Если ужалит такая, то ожог будет мучить почти сутки, а уж если 3-4 медузы нападут, то можно и не выплыть, так как от боли можно получить шок и утонуть. Поэтому на пляжах воткнуты черные флажки там, где опасно купаться, а рядом стоят красные, где купаться можно, но спасатели не дают заплывать дальше полусотни метров. Этот период через месяц закончится.
 На необорудованных пляжах лучше не купаться, так как море очень коварное: вблизи берега есть какие-то подводные течения, которые не позволяют человеку выплыть на берег, пока ему не бросят веревку – сам может не спастись, будь хоть спортсменом по плаванию.
Поэтому лучше уж Мертвое море – никакая собака там в воде не укусит, никаких течений тебе, да и тепло в нем до температуры тела.
Напишу о своем первом «боевом крещении» на Мертвом море. Мы приехали на его северную часть, где в норах у берега можно набрать лечебную грязь, намазаться ею и смыть спустя 20 минут в соленой водичке. Вода в море такой высокой концентрации (350гр солей на 1 л воды), что кажется, будто погружаешься в маслянистый глицерин.

Я вошла в воду по пояс и тихонько легла на поверхность, и неожиданно мои ноги с такой силой взлетели выше головы, что я чуть не нырнула лицом в воду. От неожиданности и от того, что не было сил принять вертикальное положение, а также из-за неестественности позы, когда лежишь в воде, выгнувшись коромыслом или, скорее, приняв позу лодки, я ошалела от страха, что сейчас просто умру в позе ласточки. Увидев приближающуюся ко мне женщину, вошедшую в морскую воду, прошу ее опустить мои ноги, так как сама сделать это не в силах. Глядя на мое испуганное лицо, дама начинает басом хохотать, тянет меня за руки и не хочет понять, что надо ладонью надавить на мои пятки, чтобы я смогла встать на ноги.
Женщина смеется, ведь тут так мелко, и в море никто не может утонуть, поэтому нечего так бояться. Теперь, когда помощь оказана, дама, снисходительно поглядев на меня, с достоинством плюхается в воду, и... ее ноги взлетают выше корпуса. Женщина взвизгнула и начала бить ладонью о поверхность воды, из-за чего перевернулась на спину, что не входило в ее планы.
 Круглыми глазами она уставилась на меня и басом проорала: «Ну и почему вы мне не помогаете, как я вам?» Я не стала ехидничать, что в море еще никто не утонул, потому что поняла - без нашей взаимовыручки мы с дамой были бы первыми утопленниками Мертвого моря.
С берега хорошо виден противоположный – иорданский берег моря. Двигаясь в воде в любую сторону, никогда не погрузишься по плечи – выталкивающая сила не позволит. Большого удовольствия от плавания в теплом море – до 36-37 градусов в воде и столько же в воздухе - не получишь, зато пяти раз посещения за год хватит, чтобы не вспоминать о болях в суставах.

Что еще? Покупали абонементы на посещение театра. В нашем городе его нет, но нас отвозили в соседний город (20 минут езды) и привозили обратно. Мы смотрели спектакли на иврите и в наушниках слушали синхронный перевод на русском языке.
Там играл «майор Томин» из сериала «Следствие ведут знатоки» - Леонид Каневский. Он приехал сюда лет 10 назад, а вообще этот театр на 90% состоит из русских артистов, но пользуется популярностью и у израильтян, поэтому спектакли идут на иврите.
Я про них, наверное, читала: когда артисты были в стране чуть больше полугода, они организовали труппу, выучили текст на иврите, иногда не зная толком перевода. Потом руководитель попросил Министерство помощи репатриантам помочь найти не очень требовательную публику. Артистам предложили выступить в Доме престарелых, где их принимали как людей с мировым именем и провожали бурными аплодисментами, даже со слезами на глазах! Это очень вдохновило артистов, и лишь спустя несколько месяцев они узнали, что выступали перед глухими, но положительная реакция уже сделала свое дело - они поверили в свои силы.

Сейчас у детей каникулы в детсадах и школе. Теперь они будут гулять до часу ночи по улицам, гонять футбол на площадках тоже ночами, благо фонарей всюду полно. Родители за них не волнуются – никто никого не тронет, хотя бывают и драки среди подростков, но спонтанные разборки, ребячьи, без уголовщины.
Очень сложно было привыкнуть, когда среди ночи встречаешь группу чернявой молодежи, которая посторонится или поприветствует:"Шалом!".
 Меня поражало вначале, когда мы приехали, как прощаются или встречаются школьники всех возрастов после занятий в школе. Они целуют друг друга в щеки – хоть парни, хоть девчонки, будто сто лет не увидятся. Да и на улице тетки или мужчины при встрече, если чмокают друг дружку, значит уж точно пару дней в подъезде не встречались.
Но веселее всего такую встречу наблюдать на дороге. Два автомобиля двигаются навстречу друг другу, дороги перегружены, поэтому скорость не более 40 км в час. Водители останавливаются, и если они не встречались пару недель, то чмокнуть приятеля в щечку – святое дело! Ну и что, что водителей на хвосте в очереди с километр, надо спросить как дела, как дети, ведь это пара минут!
Думаете, кто-то будет сигналить? Ну нет, если уж обнаглеют и начнут записывать новый номер телефона, а ручка не пишет, ее ищут у другого автомобилиста, тогда терпение лопается, и водители робко гудят, мол, имейте совесть – мы спешим.

Такие картинки наблюдаем сплошь и рядом. В России, я думаю, уже бы в морду дали, а здесь лоботрясов понимают, так как сами так же могут поступить. Но только не на трассе. А в городе можно на 2-й полосе кинуть машину, чтобы купить сигарет в лавке напротив, пусть хоть вся Хайфа задушится от негодования. Но одному таксисту - я видела - чуть не повезло в этой ситуации, так как рядом оказалась полицейская машина, и штраф в сотню долларов ему был обеспечен для первого раза.

На рынках появилось манго – у него тоже есть сезон, берем арбузы без косточек, виноград тоже предпочитаем без косточек, персики белые и красные, абрикосы. Черешня была в этом году дорогая – ее привозят с Голанских высот – выращивают наши бывшие земляки. Впрочем, финики - самые крупные в мире – по 7-9см в длину вывел бывший российский ученый несколько лет назад.
А финиковые пальмы начали выращивать в двадцатые годы прошлого столетия, когда окруженная арабами страна была изолирована от мира. Два еврейских парня из Сирии вывезли 12 косточек фиников под подкладкой пиджака – сирийцы следили, чтобы семена фруктов и овощей не попали в Израиль, за что было предусмотрено наказание до смертной казни. С этих косточек и завели тут плантации фиников, улучшая их качество. Под каждое дерево(!) подведена вода, 280 л ежедневно получает каждое из них, поэтому финики тоже недешевы, но в зависимости от сорта стоят от 10 до 30 шекелей за кг. Хотя вкусные - любые.

И еще про деревья. Их в стране высажено примерно 250 миллионов штук, не считая культурных садов. У нас есть Новый год деревьев, когда везут людей в пустыню или на Голаны в бесплатных автобусах на экскурсии и для посадки саженцев. К приготовленным лункам подведены трубки с водой. Потом ежедневно компьютер будет включать подачу воды капельным методом к каждому кусту. За поломку дерева - штраф, а за сбор шалфея в Хайфском лесу парочка русских (за один кг травы) схлопотала 3 месяца тюрьмы. Люди не думали, что так строго с ними обойдутся, ведь в России тоже нельзя рвать черемшу и пролески, а кого оштрафовали? А тут не церемонились, да в газетах написали, чтобы другим неповадно было: в аптеке есть все травы, если нужны.

Продолжение:
http://proza.ru/2006/06/02-150