Вода, едаителевизор

Сергей Сворцов
 
 За всю историю человечества можно выделить два величайших изобретения в области идеологии: книгопечатание, усадившее людей за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Телевидение «прорубило окно» во все точки земного шара, и восхищённому взору человечества предстал яркий красочный мир, каким мы должны его видеть по замыслу Творца. Или – по идее телевизионщиков.

Согласно этой идее мы сегодня и живём. Если по телевизору не показывают, как бомбят Ирак, то ,значит, этого вовсе не происходит. А если с экрана трубят о теракте в метро, то соответственно пользоваться подземкой нельзя. И уже через неделю врачи диагностируют всплеск массовых фобий: люди истерически боятся пользоваться метро. Хотя по уму понятно, что шандарахнуть может где угодно: и метро, и в автобусе, и «под крышей дома твоего»…

Магический кристалл

«Не нравится - выключи», - говорят обычно телевизионщики, когда слышат упрёки в свой адрес. Поздно: этот совет для большинства граждан абсолютно не выполним.

Телевидение стало одной из основных жизненных потребностей как еда и вода. Ведь каждый из нас спросонья и после работы включает не просто бытовой прибор, а подключается к жизни, которая бьёт ключом за пределами наших квартир. Стать её «активным участником» сидя на диване можно только благодаря телевиденью.

Мы стараемся не пропустить что-то важное, поэтому скачем от одной телепрограммы на другую. Пытаясь уйти от теленовостей или рекламы мы неизменно натыкаемся на ток-шоу, игры, мюзиклы и прочие «поля чудес». Нет особой необходимости уточнять, в какой стране эти поля находятся. На разных программах они проплывает перед нашим взором, словно в анфиладе зеркал, являясь отражением одного и того же бесконечного шоу.

Телевизор может заменить лишь телевизор с ещё большим экраном.

Аркадий Давидович, афорист.

Телевизор воспринимается как зеркало, отражающее жизнь. Кстати, испокон веков зеркало в интерьере было символом богатства. Оно расширяло пространство и визуально умножало обстановку. Современное же телевидение – зеркало не просто виртуальное, но и магическое. Оно отражает то, что по ту сторону экрана по разным причинам оказывается недоступным – от новой модели «мерседеса» до пылесоса с пропеллером. Там, за экранным стеклом, жизнь кажется счастливой и беззаботной – чем нас электронное зеркало и подкупает. И мы совершенно не берём в расчет, что управляют этим зеркалом маги, которые преследуют свои цели.

Зримая сила

К сожалению, времена, когда телевизор ласково называли «голубым экраном», безвозвратно ушли: он стал нескромным и агрессивным, он работает в режиме Non Stop и вторгается в жизнь повсюду – в гостиной, на кухне, в спальне. Телевизор словно подстерегает зрителя, чтобы захватить врасплох, предельно затруднив осмысленную реакцию на электронный вызов. Но почему это происходит? Как и когда телевизор из друга семьи превратился в навязчивого спутника жизни?

Не ищите философских объяснений: куда всё проще и печальней. Просто сегодня телеканалы – товар, который продаётся и покупается. А уж кто платит, тот и заказывает музыку. И когда журналисты начинают говорить о свободе слова, владелец телеканала им отвечает примерно так: «Это не ко мне, господа. Я живу по законам свободы собственности. И уж позвольте мне решать, какой свободе быть в моём владении».

Покупают же телеканалы, как вы понимаете, не во имя высоких целей и не забавы ради, а чтобы получать прибыль, которая целиком зависит от того, как хозяин канала манипулирует сознанием зрителя. Вот здесь и начинается магия, которую активно использовали ещё древние правители. Её приёмы совершенствовались на протяжении тысячелетий и были доступны только посвящённым. Важнейший принцип технологии обработки чужого сознания состоит в том, что клиент должен быть убеждён: «Я сам делаю выводы, сам всё решаю и действую по собственной воле». Именно это стремятся внушить публике руководители и вожди сект, партий, общественных движений – словом, любой политизированной структурой, где собирается более 3 человек. Телевидение же в этом преуспела как никто. «ТВ – ящик» как бы говорит «Вы всё это видите собственными глазами. Вы – непосредственный свидетель событий. Значит, всё, что вы видел, - правда». Но как сказано в одном американском вестерне, всё, что кажется слишком правдоподобным, - ложь. Прямой эфир может быть также блистательно срежессирован, как и рекламный видеоролик. Все вроде бы об этом знают, возмущаются, и тем не менее массовый зритель склонен считать мнение хозяев телеканала своим собственным. Чего и добиваются маги – манипуляторы.

Воздействие подобных технологий на людей можно сравнить с оружием массового поражения. Так, именно на информационном поле Россия потерпела поражение в первой чеченской войне. Телеканалы, обслуживавшие чеченские интересы, били по России прицельным словесным огнём. Российскую армию, победившую Наполеона и Гитлера, телеведущие называли «федеральными войсками», а русского солдата – уродливым новообразованием «федерал». Точно просчитанная подмена слов привела к тому, что народ воспринимал «федералов» лишь как карательно – истребительные войска.

А кто противостоял «федералам» в этой войне. Не бандиты, а «полевые командиры», «мятежный Джохар», «боевики». Эти термины не могли не вызывать симпатии зрителей, поскольку рождали ассоциации с национально – освободительными движениями, которые в своё время рьяно восхваляла советская пропагандистская машина.

Расчет на «железную» руку

Современные технологи манипулирования сознанием способны вбить в голову человек необходимое мнение незаметно, даже, казалось бы ничего не говоря о конкретном предмете. Нужные сведения и убеждения рождаются как бы сами собой. Так, на вопрос, кто впервые создал атомную электростанцию, атомный ледокол, искусственный спутник земли, вывел человека в космос, одержал решающую победу во второй мировой войне значительная часть российской молодёжи отвечает: США. Список таких псевдодостижений Америки можно продолжать до бесконечности. В то же время некоторые действительные достижения запада телевидение почему- то не афиширует. Например. Приоритет в изобретении атомной бомбы, а затем её испытании на мирных жителях Хиросимы и Нагасаки. По данным вопросов, сегодня 30% молодых японцев убеждены, что эти города и их населения истребили русские, а американцы самоотверженно спасали пострадавших. Что уж говорить об американской или европейской молодёжи!... А откуда нынешнее поколение почерпнуло подобные сведения? Всё оттуда же – из телевизора!

Интересно во все эти телевизионные псевдознания встраивается распространенный в нашем обществе миф о том, что в Москве живут богаты люди, которые с жиру бесятся. Не будем пересказывать всё то, что говорят телеведущие. Отметим лишь то, о чем они умалчивают. Во всяком случае, в год президентских выборов. В частности, жители Твери или Вологды не слышат самых простых рассуждений: «В Москве в основном живут выходцы из той же Твери, Вологды и других российских городов. У них очень разные уровни доходов и расходов, но какими бы они ни были их кошельки, они наполняются не за счет провинций, а благодаря умению столичных предпринимателей привлекать инвестиции в развитие своих предприятий …»

Телевидение служит доказательством того, что люди готовы смотреть что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга.

Энн Ландерс ,американский психоаналитик

По телевизору предпочитают также не говорить, что на счетах в банках у населения находится почти 40 миллиардов долларов, а еще столько же лежит под матрасами. И олигархи к ним не имеют никакого отношения. Нам едва ли скажут, что сегодня 6 миллионов российских семей строят загородные дома, что ежегодно в России продаётся около 25 млн. биллетов в ближнее и дальнее зарубежье.

С подачи телевидения у на в сознании будет доминировать мысль, что живём мы в нищей стране, которой должна управлять «железня рука». Только она может навести порядок в Москве, поставить на место олигархов, пересажать спекулянтов и взяточников. Как показывают опросы общественного мнения, именно такой точки зрения придерживаются большинство россиян. Здесь уже вся жизнь страны предстаёт в анфиладе кривых зеркал.

Телевидение – это богатство бедных, привилегия непривилегированных, элитарный клуб для людей из толпы.

Ли Ловингер, американский критик

Защищайтесь, господа!

Можно ли что-то противопоставить телевидению? Простейший прием психологической защиты от пропагандистского «промывания мозгов» - прерывание контактов с источником информации. Как утверждает сотрудник кафедры психологии калифорнийского университета, достаточно время от времени на 2 недели прекращать смотреть телевизор, чтобы произошло «восстановление» сознания. После этого включаются мозги, и человек начинает замечать, из каких телепередач «торчат уши».

…Если вам нужна объективная информация – отправляйтесь в библиотеку. Если же хотите уйти в мир зазеркалья – включайте телевизор. Главное – чётко знать, что вам нужно…

Наталья Фомина.