В царстве Ринальди. - Ораниенбаум Из писем о путеш

Лера Сейгина
В царстве Ринальди. ОРАНИЕНБАУМ
|Из писем о путешествиях|

«Следы» Ринальди пронизывают весь Петербург, до самого сердца города - алтарной части Исаакиевского собора... Нет другой аналогичной судьбы зодчего в жизни Петербурга... А Ломоносов - Ораниенбаум - постройки еще молодого Ринальди и его команды, по заказу Екатерины Второй.

На мой взгляд, это его шедевры. («Весна гения» - назвали их на архитектурно-строительном сайте http://build.rin.ru).

Почему именно рассказываю, а не_упоминаю вкратце, - о его существовании сравнительно меньше известно. Вот про то, что есть Петергоф с фонтанами, знают все. Потому что прекрасно поставлена реклама и информация. В Петергофском музее-заповеднике десятки лет подряд такой директор! С бизнес-жилкой, и постоянно терзающий журналистов, и вообще активный... Он же и ловлю рыбы развел там, и рикшей-экскурсоводов... Молодец, конечно!.. Год назад, насколько знаю, его «владения» расширили - Ораниенбаумский заповедник присоединили к Петергофскому. Поэтому, с одной стороны, радуюсь - уж он-то может разрекламировать! а с другой стороны - надо поспешить увидеть - уж он-то знает толк в уникальности, вдруг переведет Ораниенбаум вообще в закрытый режим, эксклюзивно для первых лиц государства )) .


...Так вот, это - летние увеселительные постройки в стиле РОКОКО. И к тому же не_разрушенные в войну (знаменитый «Ораниенбаумский пятачок», там стояли советские части, артиллерия...). Ничего подобного на территории нашей страны нет. А что до некоторых интерьеров, так подобного нет и во всей Европе. Так всегда заявляют экскурсоводы. Только не_могу понять, где же подобное есть - в Африке, Америке, Индии??

Главных, абсолютно уникальных, произведений в Ораниенбауме два - Китайский дворец и павильон Катальной горки. Еще там дворец Петра Третьего (тоже от Ринальди), павильон китайской кухни... (ну и недовосстановленный дворец Меньшикова из предшествующей эпохи... частично достроенный Ринальди, но и другими архитекторами) - Это всё может быть очень красиво и интересно, но по сравнению с главным - сущие пустяки. :) Да, а в Китайской кухне находится часть экспонатов из интерьеров дворца и павильона - еще и поэтому ее стоит посмотреть. Изысканно!!!... И остатки печей там чУдные, живописные очень.

- - -
Китайский дворец называется так просто по курьезу - одно его крыло предназначено для хранения китайских и «псевдокитайских» коллекций, вот так и закрепилось это название. А изначально у Екатерины это называлось что-то вроде «малого голландского домика в верхнем парке».

Самое-самое из интерьеров Китайского дворца - ореховый будуар и Стеклярусный кабинет. Тут я молчу. А то разрыдаюсь. Всегда рыдаю.

Екатерине был нужен специализированный дворцовый комплекс для охмурения иностранных делегаций (говоря современным языком))). Этак выехав на прогулку из Петергофа, мимоходом, давайте заедем на пару часов, тут в лесу у меня есть домик для отдыха... И он, точно, изящный такой розовеющий домик на берегу живописного озерца. Снаружи никак нельзя предположить, что ожидает внутри!.. Коварный замысел :) * - как вошли, то чтобы от красоты им сделалось УМОПОМРАЧИТЕЛЬНО и легче бы стало выдавливать из них желательные политические уступки. И еще, конечно, для паблисити, для рекламы на весь мир о фантастическом блеске, богатстве, красоте и роскоши русского императорского двора.

* -----
Наверное, распространенный тогда в Европе прием?.. здания-обманки ))
В Гатчинском парке так называемый «БЕРЕЗОВЫЙ ДОМИК»,
грациозная альковная «безделушка» из голубого шелка и хрустальных огней,
прорезные канеллюры пилястров и сквозь них «играют» зеркала!
А снаружи - в виде поленницы березовых дров :)
--------


- Поэтому профинансировала она ВСЁ, что только ни придумал этот удивительный, изощренный мастер, с богатейшим вкусом и исключительной способностью наслаждаться красотой.

Например, паркетные полы всего Китайского дворца изготовили в технике маркетри - я в этом не_разбираюсь, но просто на взгляд сразу видно, что это не_«обычный» художественный паркет, как во всех прочих дворцах... Экскурсоводы рассказывают, что в технике маркетри принято было вырезать шкатулочки, украшения и отделку в столешницы, - слишком уж дорогая и роскошная техника была... для Европы убогой... Людовиков там каких-нибудь... )))

Но суть - даже не_столько дороговизна и редкость технологий и материалов - а чтО он придумал из них сотворить.
- Какая личность! под кровом его построек чувствуешь себя Богом!!
целая философия артистического мировосприятия, упоение красотой мира как «стержень» существования Человека на Земле...

- - -

Ораниенбаум это по направлению Петергофа, туда и морем тоже можно приплыть. Или - 2-3 остановки после Петергофа по железной дороге. А самое простое - от станции метро Автово маршрутными такси и автобусами-экспрессами. (Как и в Петергоф тоже.) Они там постоянно челнокуют. И еще от какой-то станции метро, но не_помню.

Вход в здания открыт только летом. Но в сырую погоду, тем более в дождь, Китайский дворец закрывают. Надо ловить момент. Иной раз можно провести несколько часов в окрестностях, дожидаясь, и вдруг, в самом деле, возьмут и откроют кассу на полчаса, час! Тут уж не_зевать )))

Внутри очень холодно и сыро. (Это чисто летние постройки, они никогда не_отапливались, да там и нет ни печей, ни каминов). Желательно даже в жару иметь с собой теплую вещь и надеть ее там при входе.
А так порядок обычный. Вещи сдают в гардероб, надевают музейные тапочки. Фотографировать нельзя. Есть возможность индивидуальных экскурсий, в прошлом году (2005) это было за вполне разумную плату. Обычные - групповые экскурсии - длятся около 45 минут, в группе человек 15, даже 20... Конечно, на групповой экскурсии, как бы захватывающе ни вел ее экскурсовод, впечатление о дворце всё-таки чертовски ущемляется! Например, рисунок паркета «дракон, играющий с жемчужиной» нужно непременно посмотреть с разных сторон света, и чтобы фигуры коллег-экскурсантов не_загораживали, - тогда он играет как... как... !!!!!

- - -
Очень красивый парк с редкими растениями. Видимо, настолько редкими, или как-то на редкость по-особенному высаженными, что, по правилам, фотографировать запрещено даже в парке. Конечно, туристы нарушают )) . Но вообще-то охрана ходит и бдит. В целом всё запущено немало, рабочих рук не_хватает, чтобы содержать. А мне там удалось в 2005 году, представьте, поработать полдня, в честь Ринальди!! в музеях как раз был выходной - вторник*, и я с полным счастьем присоединилась к бригаде волонтеров ВООПиК. Мы выгребали граблями скошенную траву, полевые цветы и всё, чем заросли газоны. Их спешно выкашивали специальной машиной вдоль подходов к Китайскому дворцу (назавтра ждали визит английского посла), - так трава была ростом мне и по колено, и выше! Это в «регулярном парке»-то...

- - -

Павильон Катальной горки был в прошлом году поставлен на длительную реставрацию. Поэтому про него уж молчу. Или - в двух словах.

Сама Катальная горка не_сохранилась. Павильон служил, чтобы взобраться наверх и сесть там в саночки, в которых съезжать с горки. А также для проведения балов.

Винтовая лестница и всего три помещения наверху - зал и две комнаты. - Но такие, что, имея любовь к созерцанию красивого, можно ходить по этим трем, млея от счастья, с утра до закрытия - до 17:00. В одной комнате всё решение - тридцать восемь оттенков белого. В другой - другое...
(Подробности рассказала в дневнике "Георгиевский зал с уголком для папарации" http://www.liveinternet.ru/users/653960/post3439942/ - "Из петербургской Розовой коллекции - ОРАНИЕНБАУМ" 20 Ноября 2004 г.)

Вот смотрю и чувствую: ничего прекраснее этого на свете нет! Постою, поброжу... Перехожу через зал в другую комнату - чувствую: ой не_так... - ничего прекраснее ВОТ ЭТОГО на свете нет! Постою, поброжу... Перехожу... ))) И опять. - Живая воплощенная бесконечность восторга. - Ринальди и его команда создали такое, что каждый раз всё чувствуешь, словно в первый раз. И с каждым разом всё ярче всё видишь. Подлинные художники! т.е. люди, которые умеют о-т-к-р-ы-в-а-т-ь красоту другим людям. Волшебники.

- - -

...Да, так вот павильон Катальной горки в этом году, наверное, все еще закрыт.
Зато Китайский дворец, как говорили мне год назад сотрудники музея (дарила туда диск с фотками собора постройки Ринальди в далеком оттуда городе Почепе), - дворец собирались закрыть только в 2006 году. Поэтому - советую постараться успеть. Чесслово :) . А то ведь закроют лет на десять-пятнадцать, да и неизвестно, чем кончится... Состояние его, конечно, аховское... Без фундамента лежит ведь на сырой петербургской земле более двух сотен лет!.. со всеми своими неповторимыми паркетами, инкрустациями и стеклярусами...


--------
12 июля 2005 г., Москва.
немного иллюстраций и стихов: http://genuinelera.narod.ru/rinal_00.htm и там по ссылкам.

* «В музеях как раз был выходной — вторник». Да, в те годы (и, скорее всего, в течение многих лет) именно вторник был выходным днём в музеях Ораниенбаума. А вот после присоединения их к музеям Петергофа, к сожалению, выходной день стал общим: в понедельник. Это произошло (очень примерно) где-то в середине 2010-х гг.
Давно собиралась сделать это уточнение. Сегодня же был особый повод: отсюда, с Прозы.Ру, зашёл посетитель на страницу моего народовского сайта со стихами, посвящёнными Ринальди. Такое крайне редко случается.
13 февраля 2023 г., Москва

Подробнейшее, самое подробное из всех виденных мною, видео о Китайском дворце:
https://dzen.ru/video/watch/64e3bc3ee6c100299afe743d
27 августа 2023 г., Москва