Собственный взгляд на воспитание детей в Германии

Наталья Шауберт
Немного статистики.

«Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в  России. Так же, как и в России, помощь в воспитании детей является в Германии одной из основных  общественных  и государственных задач.
 Существует в Германии  и еще одно выражение: «Дети – это памятник их родителям».
Моральную стоимость этого «памятника» оценить сложно,  а вот материально она  начинает ощущаться родителями буквально с первого дня жизни их малыша.

          Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии (в прошлом году она составила 8,7 новорожденных на тысячу жителей). Для  многих современных молодых немецких семей наличие наследников - непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.

Здравствуй, малыш!
         Но вот, в  семье появился малыш, его долго ждали, готовили приданое, придумывали имя, мечтали о  его будущем.  Наконец, он появился на свет!  Это – большой праздник для любой семьи. И не важно, где географически произошло  это чудо  – в Германии, или в России, оно наполняет радостью и гордостью сердца всех, сопричастных событию.  А вот дальше. Дальше все, или почти все по-другому, начиная, пожалуй, с  первых дней в родильном доме. 
         В Германии, вне зависимости от материального и социального положения родителей малыша, молодая мама и новорожденный получают отдельную палату и  персональный уход. Малыш может находиться в комнате с мамой (даже палатой это помещение назвать – язык не поворачивается). Никаких пеленок! Маленький человечек с первых дней одет в ползунки, нарядные рубашечки и кофточки. На столике, у входа в палату – первый фотоальбом для гостей, которые свободно  могут посетить маму и малыша в часы приема. Вспоминаю, как в первые дни  жизни моих детей, я получила строгий наказ от своей бабушки - малыша никому не показывать! Многие молодые родители в России  уверены, что ребенка могут сглазить. Беззащитный и беспомощный, он нуждается в ласке и тепле, постоянной заботе и внимании взрослых.
          Российской модели воспитания, на мой взгляд,  вообще присущи чрезмерная забота и опека. Очень хорошее русское слово, определяет наше отношение к детям – чадолюбие. Маленьких детей в российских  семьях принято баловать, настолько, насколько позволяют, конечно, возможности родителей. Ребенок - центр жизни, вокруг него и его интересов строится жизнь всей семьи. Порой, когда семьи живут под одной крышей, воспитание это эмоционально и непоследовательно: мама разрешает, а папа запрещает, бабушка и дедушка, как правило, активно участвуют в воспитании, оспаривая авторитетность родительских замечаний.
         Однако, именно в большой семье, вырастают открытые для общения и контакта люди. Думаю, именно этим характеризуются русские, мы всегда открыты контактам,  рады любому человеку, переступившему порог нашего дома,  любим шумные компании, можем постучаться в дверь к другу, без предварительной договоренности. Противоречивость и эмоциональность, пожалуй, главное свойство характера русского человека. А все мы – «родом из детства».
Немецкая модель дошкольного  воспитания.
          В противоположность нашему, немецкий  стиль  воспитания, это   - четкая организация и последовательность.
         Жизнь в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в пять- шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Меня первое время очень удивляли тихие дворы и пустынные улицы вечерних городов, без этой привычной детской колготни и шума у подъездов жилых домов. Кстати сказать, и в дневное время этот шум можно услышать только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах. Под окнами своего дома никто не шумит и не зовет маму, голося на весь двор  так, чтобы услышали на последнем этаже! Молодые родители, конечно, очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют:  Упал? – Вставай сам!  Мокрые штанишки? - Не беда, после прогулки сменим, испачкал руки или залез в лужу? -  Ребенок познает мир!
           С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В  каждой немецкой  квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей.  Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша  универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем.
         Телевизор тоже -  строго по расписанию. Днем  - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит. И не беда, если мама в его присутствии выкурит сигаретку-другую. Это ее приватная жизнь! Вон там песочница, качели, карусели – займись своей!
         С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности. Дочурка моей соседки  получила на  свое четырехлетие Terminkalender – записную книжечку, куда  они, вместе с мамой, записали все дни рождения и праздники, которые наметили посетить, получив предварительные приглашения.  Меня насмешила запись: «День рождения бабушки – 12 августа с 14-30 до 18-00».
         А еще у каждого малыша есть своя копилка Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки.  На рождество каждый малыш получает не только подарки,  но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета.
         Свои дни  рождения, маленькие именинники проводят вместе с мамами и другими детьми в кафе, устраивают совместные походы в кино, на концерты. Сидеть дома за столом не принято, главное – радость общения и сопричастия любому увлекательному действу, будь то театр или просто городской праздник в парке.
           И  немецкие  мамы,  тоже очень  любят собираться вместе, читать  книги о воспитании детей  и обмениваться собственным  опытом.  Создаются общества молодых мам, ищется дешевое     помещение, которое является неким  общим клубным пространством для мам и детей.  Дети играют, а мамы читают, обмениваются рецептами воспитания и просто болтают, за чашечкой кофе. Очень популярна сейчас  в Германии книга Элизабет Платтер  «Ребенок. Первые годы жизни». Я не раз слышала, что она также популярна в Германии, как у нас в свое время были популярны труды доктора Спока.
Привожу цитату из этой книги:
«Послушание здоровое и принудительное –различные понятия. И это различие мы должны точно зафиксировать, чтобы никогда больше не путать здоровое послушание с принудительным, достигнутым нами посредством хитростей и уловок ложным псевдо-послушанием, которое унижает человеческое достоинство. Послушание именно тогда является для ребенка необходимой защитой, когда он поступает в соответствии с договоренностями без нашего присмотра. Только подлинное послушание защищает ребенка и позволяет родителям освободиться от постоянного страха».
У мамы тоже есть своя жизнь!
         Материнство не должно исключать немецкую  женщину из общественной и семейной жизни. Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой, даже если надо пойти на прием в солидное государственное учреждение. Это просто никому не придет в голову. Появился новый человек, член семьи, поэтому он участвует во всех семейных походах и мероприятиях.
          Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую  с малышом, которому и месяца еще нет, в "сумке-кенгуру" или вообще, привязанным  к маме большим платком, причем не имеет значения - на спине или на груди. Младенец  спокойно спит, а мама прогуливается по городу, посещает  супермаркет, останавливаясь у цветных витрин, или просто попивает кофе с приятельницами.  Ребенка с рождения приучают к тому, что мир вокруг принадлежит всем в равной мере, и у мамы есть другие дела, и с этим надо считаться.  Может быть, поэтому немцы - бесконфликтные люди и всегда с большим уважением относятся к внутреннему миру другого человека и никогда не нарушат границ условностей в общении.
          «Мой дом – моя крепость»!  Выражение это справедливо не только для  англичан, но и  вполне характеризует немцев. Здесь никто не побежит к соседу или другу просить десятку до получки. Нуждаешься в помощи? Обратись к государству! Особенно, если в этой помощи нуждаются мать или ребенок.
         В Германии социальная помощь, помощь по безработице и пособия на воспитание детей составляют суммы, позволяющие не только «сводить концы с концами», но и обеспечивать малышу до трех лет и его маме, необходимый прожиточный минимум. Не смотря на это,  многие  молодые мамы стараются, как можно быстрее,  вернуться к нормальной трудовой деятельности. В этот момент перед родителями остро встает   вопрос:  где будет находиться их ребёнок в часы, когда они работают или учатся? Кто будет заботиться о нем?
К бабушке? Никогда! Только в детский сад.
         Все мы с теплотой и нежностью вспоминаем наших бабушек. Мягкие руки, добрая улыбка, фартук в муке – классика! Это наша российская бабушка! Куда на каникулы (выходные, праздники, во время отпуска родителей)? Конечно к бабушке!
         Совсем другая картина в Германии. Бабушка, конечно, тоже присутствует в жизни малыша, но, только как член семьи, добрая родственница, которая всегда принесет на праздник подарок и не забудет памятных дат в жизни своих внуков, но не больше! У бабушки тоже своя приватная жизнь, своя «крепость». Детям поможет государство, воспитанием должны заниматься профессионалы, а родители, приняв решение иметь ребенка, должны хорошенько подумать и рассчитывать только на себя!
         Итак, варианты с  бабушкой или дедушкой не проходят. В Германии это просто не принято.  Поэтому там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее – многие мамы встают на очередь сразу после выхода из род.дома. Исходя из того, на сколько часов в день необходим уход и присмотр за детьми, можно использовать одну из двух существующих в Германии возможностей: Tageseinrichtungen и Tagespflege. Tageseinrichtungen - дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей от 4 месяцев до 14 лет. Под крышей Tageseinrichtungen могут находиться дети нескольких возрастных групп:
Kindergartengruppen - группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу;
Tagesstätten - группы дневного детского сада, работающие с 8.00 до 16.00, смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) - группы детского очага, для детей от 3 до 14 лет. Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций. Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем.
          Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться  о своих маленьких больных согражданах.
Трогательный праздник проходил в детском саду у Юльки – дочери моей подруги. В садик привезли малышей – даунов, праздник назывался так: «мы все очень похожи – и все разные, давайте дружить!».
После прощального застолья маленькая Юлька нежно целовала девочку-дауна и с восторгом рассказывала мне – какая она умница! Умеет петь по-английски! А Юлькина мама вытирала слезы,  - как она могла различить эту девчушку в толпе маленьких даунят, они же все на одно лицо? Юлька была рассержена: «Мама! Они все разные!» Терпимость к инвалидам, забота о них – это тоже большой плюс в воспитании детей. Я помню, каким изгоем рос в нашем  российском дворе мальчик-инвалид, переболевший когда-то полиэмелитом. Как сердце обливалось кровью, когда я видела его, одиноко сидящим на скамеечке – вдали от играющей детворы.

«Делаю только то, что хочу!» 

         В сегодняшней Германии все детские учреждения работают в системе воспитания детей, которая включает в себя богатый опыт немецкой культуры и педагогики, исключая авторитарные и подавляющие индивидуальность ребенка, методы воспитания. Основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом  детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку.
          Игры для детей организуют воспитатели и их  добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.
          В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы "Лего", машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна  отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек  в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад  надоевшие домашние игрушки.
         В чем главное отличие детского сада в Германии от российского? – спросила я 6-летнюю Юлю. «В немецком детском саду я могу делать то, что хочу я!», ответила девочка.
         И это действительно так. В каждом  детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то  всегда найдутся фрукты, "мюсли" и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.

        Есть в садике  и  комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто  на полу  лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка.  В этой   комнате  читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная  комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть  большой и обустроенный  двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания,  в каждом дворе устроены  песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше  имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там -  абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.
         Воспитатель не столько занимается с детьми, сколько соучаствует в их играх и занятиях. Главное, опять же,  не навязать и заставить, а понять – чего хочет ребенок, заинтересовать, увлечь и быть умным и добрым участником детских придумок и игр. И нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых. Чем меньше больничных, тем легче маме удержаться на своем рабочем месте!
         Кстати о пропусках в посещении детского сада. Причин не так уж и много, температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. Меня не перестает удивлять и то, как спокойно относятся в детских садах к невымытым рукам, но зато,  после каждого приема пищи – обязательно почистят зубы!  В  детских садах Германии очень распространен педикулез(!) это никого не пугает, кроме наших российских мам, внешний вид ребенка тоже не является чем-то важным. Главное, чтобы было удобно, чисто, функционально.  В шкафчиках  целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам.
          Мой маленький «эксперт» Юля сказала маме, после первого визита в немецкий садик, что она больше туда не пойдет. «Там все говорят не по-русски и совсем нет девочек!»  В своем российском садике, Юля и ее подружки носили нарядные платья и огромные банты. Девочки  в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться - в феврале во всей Германии проходит карнавал - это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят  костюмы, детям читают  сказки, и они  сами инсценируют маленькие  спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное.
Что такое праздник? Творчество!
         Очень популярны  на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на  городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ и... разгуливать потом по городу:  смешные котята, загадочные феи, страшные монстры и веселые клоуны.
         И еще  немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ.
         А рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Plätzchen, малыши пекут и украшают тоже  вместе с мамой и приносят потом в детский сад,  или дарят своим  бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества.
         Немецкие малыши, как мне   кажется, непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в  своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные  выставки детских работ, с вручением призов и подарков.
         А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные  курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми.
         В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами  дети продают свои поделки, а  потом, на выручку,  устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать  и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей.
«Счастлив мира обитатель только личностью своей».
         Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе  – улыбка. Если Вы спросите о том, – как дела у Вашего ребенка в садике, то ответ, как правило, будет  один – хорошо! Все проблемы, которые возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы, профессионалы и потому -  незачем загружать родителей!  Родительские собрания в садиках, конечно, проходят, но  только тогда, когда надо спланировать совместное проведение праздника, поездки, украсить зал для выступлений. И не более того. Никаких замечаний публично, никаких демонстраций типа: «Дети, все посмотрите на Колю, так делать нельзя»! Только улыбка и дружеский совет. Не понимаешь? Оставайся один и подумай, захочешь играть вместе со всеми – милости просим!
         В этом году Юлька попрощалась с детским садом и отправилась в школу. Она уже бегло читает по-русски и знает счет до ста (бабушка Юли в прошлом - учительница русского языка, и это целиком ее заслуга). Немецкий язык и  математику Юлька будет изучать в школе. Дошкольная подготовка в детском саду в Германии предусматривает: развитие логического мышления (все дети перед школой проходят веселые тесты на логику, образность мышления и умение правильно выражать свою мысль), навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование. Грамоте и письму немецкие дети в садиках не учатся. Не мне судить – хорошо это или плохо. Немецкая система образования, на мой взгляд, сильно отличается от Российской. Наверное, такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства.
           Может быть  еще и поэтому,  взрослые немцы так часто улыбаются, умеют радоваться, как дети и очень открыты для общения и сотворчества. Пусть не всегда универсально их мышление и не развита смекалка («меня этому не учили – я этого знать не должен!») , но это люди,  всегда готовые учиться новому, готовые  честно и кропотливо работать.
          Немецкое общество, - это общество, где растят не только узких специалистов,  но, главным образом, профессионалов.  Скучно? Может быть. Порядок – это не всегда весело. Но привычка к порядку и системе, это именно то, что помогает немецкому обществу оставаться  более или менее стабильным и благополучным.
         Моя немецкая подруга, преподаватель с большим стажем,  сказала мне, когда я спросила ее мнение об основных принципах воспитания детей в Германии,
- Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. К сожалению, воспитатели часто забывают об этом, заботясь в основном о собственном удобстве! А воспитать личность – значит подарить человеку целый мир, мир его собственного я!
И процитировала своего любимого Гете,- «Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Так хочется, чтобы дети и в Германии, и в России были  именно личностями. Со своей яркой индивидуальностью и богатством души, вмещающей богатство своего народа. Как хочется, чтобы были они счастливыми обитателями будущего мира!