Портфолио

Васюков Игорь
И.Л.Васюков, А.Н. Волков,
Череповецкий государственный университет

Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента


  В настоящее время в педагогике высшей школы наметилась очевидная тенденция поиска каких-либо объективных, но, одновременно эффективных методов оценки учебных и иных достижений студентов и повышения их личной активности.   Все они исходят из различных научных и идеологических предпосылок, образов студенчества. Мы, в практике работы своего вуза, сталкиваемся с ситуацией, когда модель оценки достижения студента (т.н. рейтинг) возникает и складывается внутри административной верхушки вуза, отражает, прежде всего, ее интересы и стереотипы, откровенно навязывается студентам и преподавателям и, в столкновении с реальной жизнью, сталкивается с открытым, реже, а чаще со скрытым сопротивлением других субъектов образовательного процесса, недовольных новыми нагрузками, ужесточением контроля за своей деятельностью, формализмом и бездушием предлагаемой системы.
  Мы, в свою очередь, не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, предлагаем новый метод оценки достижений студента, рейтингования и контроля за его деятельностью. Этот метод известен как портфолио (    ). Его огромное преимущество перед всеми административными способами контроля и стимулирования       учебной и деловой активности заключается в том, что он «нужен», в первую очередь, не администрации, не преподавателям, а самим обучающимся в вузе студентам. Нужен как действенный метод самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента в вузовской и, далее, в любой профессиональной и деловой среде.
  Отметим наиболее существенные предпосылки выдвижения метода портфолио на передовые позиции в оценке индивидуальных достижений студента:
- Во-первых, как известно, студент далеко не всегда объективен в оценке своих учебных и иных достижений и возможностей;
- Во-вторых, далеко не всегда объективна оценка вузом достижений и возможностей самого студента;
- В-третьих, используемый в большинстве вузов административный рейтинг выступает в сознании студентов и, преподавателей, как безличная форма навязывания, давления;
- В-четвертых, у студента, как развивающейся личности, есть глубинная, но не всегда актуализируемая потребность, видеть и «чувствовать» свои достижения не только в виде отдельных контрольных срезов, но и в динамике, в развитии;
- В пятых, каждому обучающемуся необходим такой внутренний инструмент оценивания, который бы мотивировал студента «изнутри», опирался бы на его внутренние потребности и мотивы саморазвития.
 
  Опыт использования портфолио, относительно новый для высших учебных заведений, уже довольно широко используется в деловой жизни многих профессиональных групп, а также начинает осознанно применятся в среднем образовании в целях более оптимальной подготовки ребенка к профильному обучению, которое активно развивается на Западе, а сейчас проникает и в нашу российскую действительность. В нашей личной практике мы тоже использовали метод портфолио при работе со студентами ЧГУ во время подготовки и проведения 1 корпоративного конкурса «Студент года».
  В наиболее простом понимании портфолио – это папка достижений, как личных, так и групповых. Таким образом, в применении к вузу мы можем рассматривать как личный портфолио, так и портфолио группы, портфолио специальности, портфолио института или университета в целом. Но это уже тема другой, выходящей за рамки данной, работы, открывающей перед любым вузом и его подразделениям совсем иные, чем формальный рейтинг, перспективы самооценки, самообследования и саморазвития, с опорой на субъекта образовательного процесса и его естественные потребности и мотивы поведения.
  Если рассматривать понятие портфолио более широко, чем лишь как папку  достижений, через контекст социальной – экономической жизни,  то можно уже говорить об этом методе как эффективном способе рационального и прозрачного продвижения будущих профессионалов на рынке труда, способе очень точно оценивания имеющихся у них ключевых и иных  компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.
  Рассмотрим некоторые другие понятия портфолио наиболее часто используемые в практике обучения. Итак, портфолио это:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося;
- коллекция  работ и результатов учащихся;
- сбор доказательств, систематический, специально организованный, и используемый для мониторинга знаний, навыков, отношений, шире – компетенций;
- рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта обучения;
- своеобразная выставка работ задачей которой является отслеживание его относительного роста (относительно самого себя, эталонной группы);
- отчет по процессу обучения о том, что узнал учащийся, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
  Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Для студентов высшего учебного заведения мы предлагаем следующую структуру портфолио, разбитого на части, разделы, главы и подглавы.
  В качестве основных частей портфолио, мы предлагаем разбить его структуру на 3 части:
1. «Мои достижения», свидетельствующей о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта;
2. «Я в мире людей», свидетельствующей о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах  и т.п.;
3. «Взгляд на себя и в будущее», которая предполагает самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опастностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

  В целом мы видим такую структуру портфолио студента вуза:

Часть 1. «Мои достижения»
1.1. «Официальные документы»  (документы об окончании школы, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы,  сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован).
1.2. «Жизненный опыт» (автобиография, эссе «Взгляд в прошлое», анали важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)
1.3. «Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка (ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ).
1.4. «Научная деятельность» (список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, отзывы на ваши работы, эссе «О науке» и т.п.)
1.5. «Курсы по выбору и творческие работы» (список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.).
2 часть «Я в мире людей»
2.1. «Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность.
2.2. «Друзья» (ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера из занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.)
2.3. «Любимые люди» (мама, папа, братья, сестры, девушка, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты)
2.4. «Мои кумиры» (те люди, актеры, ученые, писатели спортсмен и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты);
2.5. «Хобби, интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности).
3 часть «Взгляд на себя и в будущее»
3.1. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни).
3.2. «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете).
3.3. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях).
3.4. «Мои жизненные планы (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.)
3.5. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).

  Что делать дальше? Можно, с одной стороны,  ограничиться процессом построения портфолио и выделением критериев и параметров для его оценки (например, зрелость создателя портфолио, умение решать прикладные задачи. Сформированность основных профессиональны умений и т.п.)
  Мы же, со своей стороны, предлагаем вузу использование портфолио для построения образовательного рейтинга студента. В нем, как это обычно делается, две части. С одной стороны мы оцениваем формальную сторону обучения студента в вузе. С другой стороны мы оцениваем созданное им порфолио. Если в средней школе «рейтинговый вес» первой части обычно превышает «вес» второй (соотношение 3 к 1 или 1,5 к 1), то в нашем случае, хотя конечный рейтинг должен определяться на основе последующего профессионального пути студента, это соотношение выполняется в пользу второй части, при соотношении 2/3.

  В первой, формальной,  части нас интересуют:

Позиция Компоненты Вес
1.Средние оценки по общим дисциплинам
2.Средние оценки по профессиональным дисциплинам
3.Средние оценки по специальным дисциплинам
4. Курсовые работы
5.6.7.8.
 Дипломная
9. Практики
10.11.12.13. Иностранный язык
14.Второй иностранный
15.Третий иностранный
16. Педагогическая и преподавательская деятельность
17. Любые сертификаты об обучении, связанные с профессией. (оцениваются комиссией, не более 20)
18. Обучение за рубежом по направлению университета
19.Отзывы преподавателей, руководителей учебных практик  (оценивается комиссией) По первой, формальной части, студент может набрать максимум 120 баллов

По второй, неформальной части, нас интересует

Позиция Компоненты Вес
Олимпиады
Профессиональные конкурсы
Научные публикации
Методические разработки и публикации(Разработка учебного курса, деловой игры, тренинга, конференции, сайта по профессиональной теме)
Участие в научной конференции
Участие в общественных проектах:
Участие в профессиональных проектах
Участие в спортивных мероприятиях
Иные сертификаты, документы(до 20)
Отзывы, характеристики от профессионалов –практиков, руководителей предприятий, организаций  (оценивается комиссией)

Максимальный балл по неформальному рейтингу около 300-350 единиц. Однако, реально, неформальный рейтинг для студента не будет превышать 150-200 единиц.
   Мы считаем, что рейтинг студентов на основании портфолио может подводиться по итогам учебного года и в целом за все годы учебы. В зависимости от профессиональной ориентации, направления будущей деловой активности вес оценок может быть пересчитан.