Чукотская сказка

Александр Балашов
Люди рассказывают. Жил охотник с женой. Очень удачлив охотник был. Никогда без добычи не возвращался. Летом в море уходил, на морского зверя охотился, а зимой из тундры дикого оленя приносил. И было у него всегда много мяса, только детей не было.
Как-то раз говорит жена мужу-охотнику:
- Ты славный охотник, но почему мы не едим мантака, знаешь же сам, как я люблю китовую кожу.
Ничего не сказал охотник, стал в море собираться. Каяк новой лахтачьей шкурой обтянул, к гарпуну крылья приладил, поплавки надул. Сел в каяк, потуже ремни стянул и в море ушел. Далеко ушел, уж и берега не видно, но и кита не видно. Вдруг видит, касатки фонтаны пускают. «Худо мне будет, – думает охотник, - съедят меня касатки». Подумал так и стал каяк свой разворачивать. Гребет со всей силы, а каяк на месте стоит, не двигается. Тогда снял с себя шапку, бросил в море. А шапка была из волчьей шкуры сшита, и как полетела, так сразу в воздухе в волка обратилась, а до воды коснулась - в касатку превратилась. Тогда говорят касатки охотнику:
- Ты зимой волков убивал, кухлянки из их шкур твоя жена шила, за это мы тебя съедим, но жалко нам тебя. Ты нашего брата освободил, говори, чего хочешь.
Испугался охотник, но виду не показал. Говорит касаткам:
- Кита хочу взять, один убить хочу, да вот не вижу я кита.
- Хорошо, - ответили касатки, - плыви домой, готовь упряжку.
Сказали так касатки и глубоко в море нырнули. Оглянулся охотник, не видит он никого вокруг, решил домой плыть. А в какую сторону - не знает: туман опустился. Тогда снял охотник свои торбаза, шнурки к каяку привязал и в море бросил. Подмётки на торбазах были из лахтака сшиты. Превратились торбаза в лахтаков. Видит охотник, лахтаки за рыбой поплыли, он за шнурки держится, как каюр, только по морю едет. Приплыли лахтаки к месту, где река в море впадает. Много там рыбы собралось, косяками ходят. Лахтаки есть стали. Отрезал охотник ремни, отпустил Лахтаков. Зашел в лагуну, видит землянка на берегу стоит. Его с женой землянка. Вышел он из каяка, пошел упряжку готовить. Проверил все ремни, накормил собак, потом залез в полог и спать лёг.
Будит жена охотника, говорит:
- Просыпайся, касатки кита на отмель привели, смотри как много касаток.
Вылез охотник из полога, сел в каяк. Подплывает к киту, видит - небольшой кит, маленький, всего в два его каяка в длину. Бросил гарпун в кита. На гарпуне был с наконечником из черного камня и оленьего рога. Гарпун кита не убил, кожу пробил. Кит под воду нырнул, поволок гарпун на дно. Отскочил наконечник с гарпуна, в коже остался. А к наконечнику поплавок из нерпы привязан. Но и поплавок под воду ушёл, кит хоть и маленький, но нерпа еще меньше. Охотник гарпун достал, другой наконечник приладил, из моржового клыка и прозрачного камня.
Долго кит не выныривал, но кит же не рыба, не может совсем под водой быть. Фонтан выпустил, хочет опять под воду уйти. Тогда охотник еще один гарпун бросил. Попал в кита. Наконечник в коже застрял, два поплавка не дают киту под воду уйти. Говорит охотник:
- Прости меня кит, должен я тебя убить.
Сказал так, на спину кита прыгнул и копьём сердце пробил. Убил кита. Привязал поплавки к каяку, и к берегу поплыл, тяжело ему грести, кит хоть и маленький, но больше охотника. Тогда охотник привязал ремни к поплавкам, а сам к берегу причалил. Потом вышел из каяка, к упряжке подошел, к нарте ремни привязал. Крепко привязал. Стал он вместе с упряжкой кита из моря вытаскивать, не получается. Тогда позвал охотник жену. Пришла жена, взялись они кита вытаскивать. Вытащили кита к берегу. Охотник покормил кита, он ведь правильный охотник был и настоящий человек. Поел кит своей крови, и душа его вернулась обратно в море. И стала  жена разделывать кита. Охотник попил крови, чая ведь тогда не было, и стал мясо в яму таскать. Долго таскал, в моржовые шкуры оборачивал, на всю зиму хватит.
Потом наелась и жена мантака. Так было, а родила жена охотнику детей или нет, я про то не знаю. Всё.