Девочка и Кот

Алексей Ратушный
Она нашла его на пляже.
Вышла погулять и бродила вдоль берега реки.
Поблизости было безлюдно.
Вдруг она обратила внимание на старого облезлого серого кота, который замер в нескольких шагах перед нею, всматриваясь куда-то в сторону воды. На девочку кот не обращал ни малейшего внимания.
Ей было скучно и поэтому невесть откуда взявшийся кот привлек ее взгляд. Он был так нелеп на этом месте, так жалок и смешон, что она тоже невольно замерла и стала наблюдать за ним.
Кот же неожиданно смешно поднял заднюю лапу, странно подрыгал ею, затем осторожно поставил ее рядом со второй задней лапой, задрал хвост и смешно завертел попкой. После чего двинулся прочь от девочки с таким важным видом, словно ее вовсе не существовало на свете и он был здесь единственным живым существом самого высшего порядка.
Все это было так смешно и нелепо, что девочка невольно рассмеялась.
И тогда кот вновь остановился, повел ушами и вдруг повернул к ней голову и, не опуская по-прежнему высоко задранного хвоста, открыл пасть. И тут девочка услышала совершенно нормальную человеческую речь: «Ничего смешного я тут не нахожу!»
Пасть закрылась и кот уставился ей прямо в глаза.
Девочка от изумления перестала смеяться и просто не поверила своим ушам. Кот говорил! На всякий случай она осмотрелась по сторонам и убедилась, что пляж абсолютно пуст.
Рядом не было ни одной человеческой души.
Говорить мог только сам кот.
Но кот по ее представлениям говорить совершенно не мог.
Тут кот вновь открыл пасть и поинтересовался:
- Ну, каково! А ты решила, что я старый, толстый, серый облезлый смешной кот. И тебе стало весело!
Девочка совсем растерялась.
Все происходящее не укладывалось ни в какие известные ей рамки.
Кот не просто разговаривал.
Кот разговаривал именно с нею!
И, похоже, читал ее мысли!
-Вместо того, чтобы стоять и удивляться, - заявил кот, - могла бы быстренько отвести меня к себе домой, покормить, уложить спать и почитать мне на сон грядущий сказки Пушкина. Тогда бы я научил тебя, как мы вместе могли бы тут неплохо заработать! Я стою бешеных денег, и со мною ты станешь дико богатой!
- Ничего себе! – вымолвила девочка, наконец, самые первые слова в этой их встрече.
- Как это понимать? Ничего себе, в смысле, что все бабки достанутся мне одному, или ничего себе, в смысле моего речеговорения? -поинтересовался кот.
- С ума сойти можно! – воскликнула девочка.
- С ума, - важно возразил кот, - сойти нельзя. Можно сойти с небес на землю, можно сойти с пьедестала. Можно рехнуться, можно вольтануться, можно опупеть. Но сойти с ума нельзя. Ввиду того, что сойти можно только с того, на что можно взойти. Но где вы слышали, чтобы хоть кто-нибудь восходил на ум? Вот на Эверест, я слышал, восходили.
Девочка ущипнула себя за нос. Потом за щеку. Потом закрыла глаза и сосчитала до десяти.
- Хватит дурачка валять! Я есть! И я никуда не денусь. Берешь меня к себе, или я зря старался?
- Ничего себе, погуляла! – сказала девочка сама себе вслух и вновь уставилась на кота. Тот сидел мордой к ней и вылизывал переднюю лапу. Лапа была грязной и расцарапанной.
-Господи! Последний раз я знакомился с девочкой пять лет назад. Извини, но я совсем забыл, что люди на меня не реагируют адекватно. Вот если бы я залез к тебе в кухне на стол и стащил бы курицу, ты бы ни капельки не удивилась бы. Равно как не удивило бы тебя и то, что я роюсь в помойке. А вот стоило мне открыть рот и заговорить, как на тебе уже и лица нет! Прости меня, грешного! За пять лет можно и подзабыть, как это может быть неприятно в первый раз, встретить говорящего котика.
-Мамочки мои! У меня глюки! – обратилась девочка неизвестно к кому, и вдруг заплакала и бросилась бежать прочь. Отбежав от кота на изрядное расстояние, она остановилась и несколько секунд смотрела в землю. Затем резко обернулась назад. Кот сидел на том же месте, где она его оставила, и невозмутимо лизал свою расцарапанную лапу.
И тогда она решила вернуться.
-Если у меня глюки, - сказала она сама себе, - то по крайней мере я могу ими наслаждаться. Хочу узнать, каково это: быть ненормальной!
Когда девочка приблизилась к коту, он возмущенно поднял лапу, как бы отстраняясь от отступницы, и зашипел: «Ты же не веришь тому, что слышишь!»
-Теперь уже верю, - со вздохом проговорила девочка, и, словно спохватившись, добавила: «Ой, мамочки! Я разговариваю с котом!»
-Эка невидаль заявил кот. – Чего удивительного в том, что человек разговаривает котом? Дело приобретает совсем другой оборот, когда кот разговаривает с человеком! Вот это воистину и невиданно и неслыханно!
-Вы волшебный кот? – спросила девочка.
-Самый обыкновенный, -сказал кот, и скромно потупился в землю. При этом он ухитрился задней лапой выковыривать какую-то мелкую гальку из под себя. Девочка невольно рассмеялась.
-Ну что? Рассмотрим мое предложение серьезно? – кот почувствовал момент развязки.
-Рассмотрим! Я принесу вас домой и скажу маме и подружкам, что вы – говорящий кот.
-Нет, этого нельзя будет делать ни при каком раскладе карт! – возразил кот. – Пусть это будет нашей общей тайной! Чтобы никому ни-ни!
-Обожаю тайны! – воскликнула девочка и подхватила кота на руки. Котик оказался довольно тяжелым. Тем не менее он тут же прижался к ее плечу и завел любимую песню всех ластящихся к хозяевам кошек: «Р-р-р-р-р-р».
Так они встретились, познакомились и сошлись.
Когда девочка принесла кота в свою однокомнатную квартирку, там не оказалось никого: ни ее мамы, ни подружек.
-А где же родственники? - поинтересовался кот, расположившись на ковре напротив тахты, на которой устроилась хозяйка.
-Мама живет в другом городе и редко сюда приезжает. А подружки приходят раз в неделю. Но это будет не сегодня.
-Так ты холостякуешь! – обрадовался кот, - А как, кстати, насчет парней?
-Ничего личного! Никто меня не выбирает, - грустно сообщила девочка. – Наверное, я некрасивая, и поэтому никому не нравлюсь!
-Все девочки считают себя крайне уродливыми! – радостно сообщил кот. – Это их общий бзик!
-Что такое «бзик»? – заинтересовалась девочка.
-Ну это такой свих, такой как бы съезд! Иначе говоря, некоторая заумь!
-А, это когда крыша едет! – поняла девочка.
-Ну да! Совсем немного съезжает. По-другому говорят «пунктик». – Кот явно старался подобрать наиболее понятное выражение.
-А еще употребляют выражение «сдвиг по фазе», - продолжила девочка общие усилия подыскать наиболее подходящий синоним.
-И все-таки «бзик» - самое краткое и точное выражение! – подытожил кот, затем зажмурил глаза, сладко зевнул и растянулся на ковре.
-Придется вас помыть, - сообщила ему девочка.
-Чем? – кот приоткрыл один глаз и навострил уши.
-Хорошим шампунем! – засмеялась девочка.
-Ни шампуня, ни шампанского! – отрезал кот. Только хозяйственным мылом!
-Это что еще за капризы?
-Меня уже сто пятьдесят лет моют хозяйственным мылом, а шампунь в мои лета – это просто дикость!
-То есть как это – сто пятьдесят лет? Вам что, больше века?
-Ничего я такого не говорил. Я говорил, что меня полтораста лет хозяйственным мылом моют. А родился в год Ледового побоища.
-Ну и ну! Вот это враки, так враки!
-А то, что я резво говорю на трех языках, - тоже ведь враки!
-Да кошки живут двадцать лет! Максимум!
-Кошки живут десять-пятнадцать лет. Потому что много рожают. Но где вы тут обнаружили кошку? Где?
-Послушайте! Кошка – это вид.
-Вот именно! И я всем кошкам говорю: кошка, это только вид. А я – содержание!
-Да нет же! Я совсем в другом смысле это сказала.
-Текст, милая моя крошка, не содержит никакого смысла. Все смыслы в тексты мы вкладываем сами. Каковы мы, таковы и смыслы!
-И все-таки все коты и кошки вместе называются одним словом: «кошки».
-Во-первых, сами себя они никак не называют, ни вместе, ни порознь. Во-вторых, я тут в единственном числе, и кошкой себя не считаю. А в-третьих, несовершенство вашего языка не позволяет вам увидеть совершенство мира, впрочем в отношении лично вас, несравненная маркиза, это последнее обстоятельство вне всяких сомнений поправимо. А сейчас я хочу жрать!
-И что же кушает говорящий кот? – поинтересовалась девочка.
-Не побоюсь показаться нескромным, - заявил кот, - но выбор пищи всецело лежит на хозяине редкостного зверя, каковым я имею честь являться. Моя же функция, - тут кот озорно шаркнул задней лапой по полу, - заключается в том, чтобы либо благодарно принимать подаяние хозяйки, либо молча, гордо и достойно отвергать его путем полного игнорирования как блюда в целом, так и отдельных его частей.
-Но может быть мне будет дозволено осведомиться о ваших предпочтениях? – в тон коту повторила девочка свой вопрос.
-Льщу себя надеждой, - кот надул щеки и напыжился, - что вслед за таким же вежливым обращением ко мне, а в вашем вопросе чувствуется тонкий вкус и превосходный выбор из меню слов, - тут кот сделал многозначительную паузу, - последует не менее тщательный выбор из прилагаемого к этому редкому по красоте и краткости заявлению списка блюдов.
-Может быть «блюд» - девочка робко сделала ударение на последнем слове.
-Ах, несравненная маркиза моих снов! Иллюзия легкости в управлении языком иногда порождает удивительные химеры сознания собственной власти над этим, казалось бы хрупким и весьма легким объектом! Но в нашем, далеко не редком случае все обстоит намного хуже. Именно блюдов. А не блюд, как вы только что изволили выразиться, и уж конечно же не блюдей, как выразился один неизвестный кавказский пленник известного российского анекдота!
-И что же это за анекдот такой? – искренне удивилась девочка.
-Извольте отведать, - откликнулся кот и зачем-то лизнул себе лапу. – Грузин в ресторане обращается к прехорошенькой официантке: «Принесите список блюдей, пожалуйста!» «Может быть вам меню?» - отвечает официантка. «И тебю!» - восклицает грузин.
Когда девочка перестала смеяться и смахнула слезы, выступившие на ее глазах в приступе смеха, кот продолжил свою речь о своих предпочтениях, а девочка стала в такт его перечислению извлекать все, что соответствовало предложенному котом перечню. Впрочем таких элементов в ее распоряжении оказалось совсем немного.
Она покормила его и они принялись обсуждать тему заработков. Потому что желание кушать порождает необходимость зарабатывать. И вот тут кот сделал ей весьма привлекательное и неожиданное предложение:
- Давай будешь выставлять меня на прогулочной аллее. Напишешь объявление: «говорящий кот - одно его слово – один рубль». Почистишь меня и принарядишь бантом.
Так они и поступили.
Теперь они целыми днями сидели на скамейке на прогулочной аллее. Шедшие мимо люди удивлялись. Пытались поговорить с котом. Но знал он как будто только три слова: «ага», «ого» и «угу». Поэтому им бросали в консервную банку рубль-два и шли дальше.
Однажды возле них остановились два мужчины и, не обращая ни на девочку ни на кота ни малейшего внимания, продолжили свой весьма ученый спор. Речь шла о физике.
-Вполне достаточно в уравнениях Лебедева отказаться от аппарата гиперкомплексного переменного и формула Эйнштейна превратится в банальное ничтожество – заявил один.
-Фрахтальный подход не позволяет нам вообще опираться на формулы Лебедева, - ответил второй.
-Лебедев неплохо владел фрахтальным подходом и под усеченным дискриминантом понимал не интегрированный, но дифференцированный фрахтал! – воскликнул кот возмущенно.
Оба спутника начали озираться и искать того, кто произнес столь интересное возражение. Однако поблизости не было вроде бы никого, кто мог бы обладать басом.
Кот очень смутился. Он допустил явную оплошность. Такого уговора у них не было. Поэтому он сделал вид, что умывается, а девочка быстренько спрятала объявление. Пораженные явлением говорящего невидимки оба физика спешно удалились прочь.
Текли дни за днями. Постепенно все гулявшие по аллеям привыкли к коту и ручеек рублей начал иссыхать. Все реже звенела в банке веселая монетка.
Однажды вечером кот сказал девочке: « Я вижу, тебе стало скучно со мной, тебе пришла пора искать друга».
Весь вечер она проплакала над его словами.
Наступила ночь.
Кот очень плохо себя чувствовал.
«Вынеси меня на балкон» - попросил он девочку.
Когда она сделала это, он попросил ее уйти в комнату.
«Я хочу побыть немного один».
Она сначала обиделась и убежала с балкона хлопнув дверью.
Однако вскоре она вспомнила одно из его высказываний в последние вечера: «Коты всегда уходят умирать в одиночестве».
Она бросилась назад на балкон, но кота там уже не было.
И больше она его никогда не видела.

2001, Тюмень, Алексей Ратушный