Пауло Коэльо Мактуб пер. с англ

Марианна Шихарбеева
***

На рыночной площади остановился жонглер, достал три апельсина и начал жонглировать. Собралась толпа. Люди смотрели и удивлялись ловкости и грации его движений. "Вот на что более или менее похожа наша жизнь" - сказал кто-то рядом со странником. "У нас всегда есть по апельсину в каждой руке, а один всегда в воздухе. Но важен именно тот, который в воздухе. Его подбрасывает ловкая рука, но он летит по своей траектории. Как жонглеры мы бросаем в мир нашу мечту, но не всегда можем ею управлять. Тогда надо знать, как поручить себя в руки Господа и просить о том, чтобы в свое время мечта, точно следуя своему курсу, упала воплощенная обратно к нам в руки"





























***


Старый китайский мудрец шел как-то раз через снежное поле и увидел плачущую женщину. "Отчего ты плачешь?" - спросил он её. "Я плачу оттого, что думаю о своей жизни, о юности и красоте, когда я могла любовалаться собой в зеркале, а ещё - о человеке, которого я любила. Бог поступил жестоко наделив человека памятью. Он знал, что я буду помнить весну своей жизни, и плакать, вспоминая" Мудрец стал внимательно смотреть на снежное поле, сосредоточив взгляд на одной точке, вглядываясь в неё. И женщина перестала плакать: "Что ты там видишь?" - спросила она. "Я вижу поле, полное роз" - ответил мудрец. "Бог был ко мне милостив, одарив памятью. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну... и улыбнуться"





























***

Жил-был испанский король. Он очень гордился своей родословной и был жесток к слабым. Одним прекрасным днем гулял он со своей свитой по полю в Арагонской области, где много лет назад пал в сражении его отец. И вот встретился им святой, который сидел рядом с большой грудой человеческих костей, перебирая их. "Что ты здесь делаешь?" - спросил король. "Ваше величество, когда я узнал, что сам король Испании едет сюда, я решил отыскать кости вашего батюшки, чтобы вручить их вам. Но как бы усердно я ни искал, найти их мне не удалось, так как они выглядят так же кости пахарей, нищих и слуг"





























***

На ярмарке к торговцу вазами подошла женщина и увидела, что одни вазы украшены рисунком, а другие нет. Женщина спросила о цене. К ее удивлению все вазы торговца стоили одинаково. "Как же может расписанная ваза стоить также как и простая?" - спросила она. "Зачем брать те же деньги за вазу, создать которую стоило больше времени и труда?"
"Видите ли, я - художник" - отвечает продавец. "Я могу брать плату за вазу, которую я сделал, но не за красоту. Ее продать нельзя"





























***

Учитель говорит: "Дух Господа в нас можно сравнить с экраном в кинотеатре. На экране чего только ни увидишь - люди влюбляются, разлучаются, отыскивают сокровища, открывают новые страны. Неважно какой идет фильм, экран остается прежним. Не так уж важно, плачет человек или истекает кровью - ничто не может запятнать белизну экрана. Как и экран в кинотеатре, за горестями и радостями человека всегда есть Господь. И когда наш фильм кончится, мы увидим их все"





























***

"Есть ли что-нибудь важнее молитвы?" спросил ученик у учителя. Учитель попросил ученика пойти к дереву и отломить у него ветку. Ученик так и сделал. "Дерево осталось живым?" - спросил учитель. "Таким же живым, каким оно было до этого" - ответил ученик. "А теперь пойди и отруби его корни" - сказал учитель. "Если я сделаю так, то дерево погибнет" - ответил ученик. "Молитвы - это ветви дерева, чьи корни и называются верой" - сказал учитель - "Бывает вера без молитвы. Но молитвы без веры нет"





























***

Гусеница, к примеру, целую жизнь проводит на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму тела. "Я самая нелюбимая из всех созданий" - думает она. "Уродливая, с отталкивающей внешностью я обречена ползать по земле" Но приходит день и природа-мать приказывает гусенице сделать кокон. Гусеница удивлена - до этого ей никогда не приходилось делать кокон. И она решает, что ей приказали сделать себе могилу, и готовится умереть. Хотя и до этого она была несчастна, она жалуется Богу: "В тот самый момент, когда я, наконец, начала привыкать к своему положению, Господи, ты забираешь то малое, что есть у меня". В отчаянии, она запирается в коконе и ждет конца. Проходят дни, и она видит, что превращается в красивейшую бабочку. Теперь она может лететь в небо, и все восхищаются ею. Удивлению ее смыслу жизни и воле Господа нет конца.





























***

В долине Пиренейских гор взбирался по склону человек, когда на пути ему встретился старый пастух. Он разделил свою трапезу с ним, и долго еще они сидели, толкуя о жизни. Человек сказал, что тот, кто верит в Бога, должен понять, что в таком случае он лишен свободы, так как Бог управляет всем и каждым его шагом. В ответ пастух повел его к ущелью, в котором отчетливо было слышно эхо любого звука. "Жизнь - это стены ущелья, а крик человека - это его судьба", - сказал пастух. "Все, что мы делаем, отзывается в сердце Его и таким же вернется обратно к нам" "Бог отзывается эхом на все наши дела"




























***

Мильтон Эриксон - автор новой теории, последователями которой стали тысячи американцев. Когда ему было 12 лет, он заразился полиомиелитом. Десять месяцев спустя он стал свидетелем того, как доктор говорит его родителям: "Ваш сын не переживет эту ночь". Эриксон слышал, как заплакала его мать. "Кто знает, если я переживу эту ночь, она не будет так страдать" - подумал он. И решил не спать до тех пор, пока не взойдет новый день. Когда появилось солнце, он крикнул матери: "Эй, а я еще живой!" Радость в его семье была настолько велика, что он решил, что и дальше будет стараться прожить хотя бы еще один день, чтобы отсрочить страдание родителей. Он умер в 75 лет (в 1990 году), оставив несколько книг о необыкновенных возможностях, благодаря которым человек может преодолеть трудности.
_____
ПОЛИОМИЕЛИТ (от греч . polios - серый и myelos - спинной мозг), острое вирусное заболевание преимущественно детей. Заражение от больного или носителя через пищу, воду, грязные руки и через воздух - при кашле, разговоре. Характерно поражение нервной системы, часто с развитием параличей. Профилактика - иммунизация.





























***

Учитель говорит: "Все мы нуждаемся в любви. Любовь нужна человеку так же, как еда, вода и сон. Иногда мы остаемся совсем одни и, наблюдая за красивым закатом, думаем: Эта красота не имеет значения, так как я не могу разделить ее ни с кем. В такие мгновения надо задуматься: сколько раз нас просили о любви, а мы отворачивались? Сколько раз мы боялись подойти к человеку, которого мы любим и без обиняков признаться ему в этом? Страшитесь одиночества, так как оно вызывает привыкание как опасный наркотик. Если закат не трогает ваших чувств, смиритесь и отправляйтесь на поиски любви. И знайте, что, как и со всяким духовным опытом, неизменным остается закон - чем больше вы готовы отдавать, тем больше вы получите взамен"





























***

Набожные евреи молились в синагоге, когда услышали, как детский голос читает: "А, Б, В, Г, Д". Они пытались сосредоточиться, читая священные тексты, но все тот же голос повторял "А, Б, В, Г, Д". Когда они попытались найти, чей это голос, они увидели мальчика. Раввин обратился к нему: "Почему ты это читаешь?" "Потому что я не знаю священных стихов" - ответил тот. "Я подумал, что если я буду повторять алфавит, Господь сам сложит буквы для нужных слов". "Спасибо тебе за урок" - сказал раввин. "Хотел бы я посвящать мои дни Господу, так же как ты посвящал ему свои буквы"





























***

Пабло Пикассо как-то сказал: "Господь - это художник. Он выдумал жирафа, слона и муравья. Как ни удивительно, он никогда не задумывался о стиле - он просто творил все, что ему только хотелось" Учитель говорит: "Когда мы вступаем на дорогу, в нас возникает величайший страх. Мы чувствуем, что обязаны поступать правильно. В конце концов, поскольку у нас одна жизнь, мы не можем полагаться на кого бы то ни было в вопросе того, что правильно, а что нет. Господь создал жирафа, слона и муравья - почему же мы должны следовать стандартам. Стандарт служит только для того, чтобы показать нам, как другие определяют свою действительность. Часто мы восхищаемся тем, как живут другие, и иногда можем избежать ошибок, увидев как их совершают другие. Но только мы сами можем знать, как жить правильно нам"
_____
ПИКАССО (Picasso) (собственно Руис , Ruiz) Пабло (1881-1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. ("голубой" и "розовый" периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям ("Девочка на шаре", 1905). С 1907 основоположник кубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение ("Герника", 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок "Голубь мира", 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).





























***

Одна из легенд о пустыне говорит о том, как человек хотел перебраться и одного оазиса в другой и стал нагружать своего верблюда. Он навьючил на него ковры, кухонную утварь, тюки с одеждой - животное безропотно подняло все это и, когда они уже трогались в путь, человек вспомнил, что забыл взять с собой красивое голубое перышко, которое подарил ему отец. Он отыскал его и положил на спину верблюда. В тот же миг животное рухнуло на землю и умерло. "Мой верблюд не мог поднять даже перышка" - должно быть подумал человек. Иногда точно так же мы думаем о других, не понимая, что маленькая шутка может стать каплей, переполняющей чашу страдания.




























***
Виолончелист Пабло Касальс написал: "Я всегда словно рождаюсь заново. Каждое утро моя жизнь начинается вновь. Вот уже 80 лет мой день начинается совершенно одинаково, но его вовсе нельзя назвать подверженным рутине. Вот что важно для моего счастья: я просыпаюсь, иду к фортепьяно и играю две прелюдии и фугу Баха. Эти пьесы служат благословением моему дому. Но это также и способ воссоздания связи между тайной жизни и чудом человеческого бытия. И хотя я делаю это вот уже 80 лет, музыка никогда не звучит одинаково - каждый раз она учит меня чему-нибудь новому, фантастическому, невероятному"
_______
КАСАЛЬС (Казальс) (Casals) Пабло (1876-1973) , испанский виолончелист, дирижер, композитор. Выступал около 75 лет. С 1939 жил в г. Прад (Франция), с 1956 - в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Интерпретатор сочинений И. С. Баха и др. Основатель многих музыкальных коллективов и организаций. Известен как борец за мир. В 1957 основал международные конкурсы им. Касальса. Пьесы для виолончели, "Гимн миру" (1971) для оркестра (1971) и др.





























***

Из всех видов оружия разрушения, которые только способен был выдумать человек, самым ужасным и самым трусливым является слово. Кулаки и ружья, по крайней мере, оставляют кровь. Бомбы разрушают дома и целые улицы. Яд можно распознать. Учитель говорит: "Слово может разрушать, не оставляя следа. Дети годами воспитываются своими родителями, люди подвергаются несправедливой критике, мужья ежедневно убивают словами своих жен. Верующие находятся вдали от религии благодаря тем, кто считает себя интерпретатором голоса Господа. Убедитесь в том, что вы не используете это оружие. Проверьте, не используют ли против вас это оружие. А если используют, попытайтесь избежать этого"





























***

Когда лидийский царь Крёз думал атаковать Персию он решил посоветоваться с греческим оракулом. "Ты разрушишь огромную империю" - сказал оракул. Счастливый, Крёз объявил войну. После двух дней битв персы вторглись в Лидию, столица была окружена, а Крёз был взят в плен. Разъяренный, он приказал своему послу в Греции вернуться к оракулу и сообщить, что он совершил ошибку в своем предсказании. "Нет, ошибку совершил Крёз" - сказал посланнику оракул. "Он разрушил великую империю - Лидию". Учитель говорит: "Язык символов тайного мира является нам, чтобы научить нас как поступать. Но часто мы стараемся приспособить эти знаки так, чтобы они согласовывались с тем, чего хотим мы сами"
_____
КРЕЗ (595-546 до н . э.), последний царь Лидии с 560, значительно расширил территорию своего царства. Разбит и взят в плен Киром II, а царство присоединено к Персии (546). Богатство Креза вошло в поговорку.
ЛИДИЯ , в древности страна на западе М. Азии, населенная племенами лидийцев. В 7-6 вв. до н. э. независимое государство. В 6-4 вв. до н. э. под властью персов, затем входила в державу Александра Македонского, государства Селевкидов, Пергама и Рима (составляла часть пров. Азия).





























***

"Кто на свете лучший воин?" спросил ученик учителя.
"Пойди в поле рядом с монастырем" - сказал учитель "Там есть камень. Я хочу, чтобы ты оскорбил камень" "Но зачем мне это делать?" - спросил ученик. "Камень все равно не ответит". "Тогда побей его своим мечом" сказал учитель. "И этого я не сделаю" - ответил ученик. "Мой меч сломается. А если я нападу на камень руками, я пораню пальцы и не нанесу ему вреда. Я не об этом спрашивал. Я хотел знать, кто может называться лучшим воином?" "Лучший тот, кто как камень" - сказал учитель. "Не доставая меча, он показывает, что никто не может победить его"





























***

Однажды еврейские мудрецы собрались, для того чтобы написать самую короткую конституцию, какая когда-либо существовала. За правило они приняли, что тот будет признан самым мудрым, кто сможет, стоя на одной ноге, за этот короткий период времени сформулировать законы, по которым надо управлять людьми. "Да покарает Господь нечестивых" - сказал один, на что другие заметили, что это не закон, а угроза, и отвергли этот вариант. В этот момент к ним подошел раввин Хилель. Встав на одну ногу, он сказал: "Не делай другим того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Это закон. Все остальное - просто юридические комментарии". Так раввин Хилель был признан самым мудрым из них.





























***

Пятнадцать лет назад в Рио-де-Жанейро в период повсеместного отрицания веры один странствующий (хиппи?) со своей женой и другом решили выпить чего-нибудь. В это время в бар вошел старый знакомый этого человека, с которым они были друзьями в сумасшедшие 60-70-е. "Чем занимаешься?" - спросил хиппи. "Я стал священником" - ответил его друг. Когда они выходили из бара, хиппи обратил внимание на спящего на обочине ребенка: "Видишь, как Иисус заботится о нашем мире?" - спросил он. "Конечно вижу" - ответил священник. "Он оставил ребенка прямо у тебя перед глазами, чтобы убедиться в том, что ты видишь его и можешь что-нибудь предпринять"





























***

Странник шел со своими друзьями по улицам Нью-Йорка. Неожиданно прямо посреди обычного разговора его друзья начали спорить, почти оскорбляя друг на друга. Позже, когда они успокоились и сидели в баре, один из них извинился перед другим: "Я заметил, что мы очень легко обижаем тех, кого знаем близко" - сказал он. "Если бы ты был малознакомым мне человеком, я бы не позволил себе так выражаться. Но так как мы друзья, и ты знаешь меня лучше других, я завелся и наговорил грубостей. Такова человеческая натура". Может быть, человеческая натура и в самом деле такова, но мы должны стараться, чтобы так не было.





























***

Во время трапезы один из обедающих разбил стакан. Его сосед сказал: "Это хорошая примета". И все за столом знали об этой примете. Среди них был раввин и он спросил: "Почему это хорошая примета?" "Не знаю" - ответила жена странника. "Может быть это древняя традиция говорить так, чтобы гость не почувствовал себя неуютно". "Нет, это не объяснение" - сказал раввин. "В еврейских верованиях есть понятие, что каждому человеку отмерена своя мера удачи, которую он использует в жизни. Человек может с пользой применить ее, если воспользуется ею именно тогда, когда она ему более всего необходима. Иначе он ее тратит зря. У нас, евреев, мы тоже говорим "Удачи тебе", когда кто-нибудь разобьет стакан. Но это значит следующее: "Хорошо, что ты не использовал свою удачу, стараясь чтобы стакан остался целым. Теперь ты сможешь использовать ее для более важных задач"





























***

У учителя была сотня учеников. Все они молились в назначенные часы, все кроме одного, который безбожно пил. В день, когда учитель умирал, он велел позвать этого пьяницу к себе и передал ему все тайные знания своего учения. Другие ученики возроптали: "Какой стыд! Мы пожертвовали всем, что у нас было, а учитель не оценил наших качеств" - говорили они. На что учитель ответил так: "Я должен был передать свое знание тому, кого я хорошо знаю. Те, кто кажутся добродетельными, на самом деле таят в себе тщеславие, гордыню и нетерпимость. Вот я и выбрал единственного, чьи недостатки были явны - пьяницу"





























***

Однажды набожный человек потерял все свое состояние. Зная, что Бог пошлет ему все, что о чем он только попросит, он стал молиться: "Господи, пожалуйста, сделай так, чтобы я выиграл в лотерею" - просил он. Год за годом он молился, но оставался в нищете. И вот он умер, и отправился прямо на небеса, так как был очень набожным, но, оказавшись там, он не пожелал войти. Он сказал, что всю свою жизнь провел в согласии с религиозным учением, а Бог не позволил ему выиграть в лотерею. "Все, что Ты обещал мне, было неправдой" сказал человек с досадой. "Я всегда был готов помочь тебе выиграть" - отвечал ему Господь. "Но как бы я ни хотел этого, ты ни разу не купил лотерейный билет"






























***

Скульптора Микеланджело однажды спросили, как ему удается создавать такие красивые произведения. "Это очень просто" - ответил он. "Когда я смотрю на глыбу мрамора, я вижу скульптуру внутри нее. Все, что мне надо сделать - это убрать лишнее" Учитель говорит: "Каждый из нас рожден для того, чтобы создать произведение искусства. В этом - главная цель нашей жизни, и как бы мы ни старались обмануть себя - мы знаем, насколько это важно для нашего счастья. Обычно это произведение искусства закрыто от нас годами боязни, рефлексии и нерешительности. Но когда мы отваживаемся отбросить все ненужное, не сомневаясь в своих талантах, мы способны пойти вперед к цели, достичь которую определено нашей судьбой. И это единственный путь жить с честью"