Смысл жизни и смерти

Виталий Иванов
Все, что рождается, все умирает. И в этом больше смысла и справедливости, нежели было б в обратном.

Рассмотрим какие могут быть варианты соотношения смертей и рождений.

1. Ничего не рождается, ничего не умирает.
Этот вариант, очевидно, ни для чего не годится. Хотя можно все же допустить следующее: ничего не рождается, ничего не умирает, но что-то в мире присутствует вечно. Что-то независящее от смертей и рождений.
При простейшем анализе становится ясным, что это "что-то может быть только либо абсолютно статичным, либо поддерживающим свое состояние в кругу бесконечно повторяющихся изменений замкнутого цикла. Это "что-то" не может ни развиваться, ни деградировать и, безусловно, не может обладать разумом. Таковой может быть только субстанция, обладающая единичной исчерпывающей информацией. Однако, как мы несколько раз уже разбирали, субстанции в мире реальном не существует.

2. Ничего не рождается, все умирает.
Этот вариант еще хуже первого. В такой постановке даже то, что есть уже в мире, все исчезает, последовательно переходя во все более простые структуры и состояния. Этот процесс имеет пределом все ту же субстанцию, вечно движущуюся, везде себе равную и равномерно распределенную и, потому, не вступающую сама с собою во взаимодействия.

3. Все, что рождается, не умирает.
Довольно тяжело представить себе такую картину. Однако, попробуем.
Допустим, материя может быть пассивной и активной. Активная - несет в себе "я", от самых простейших до высших ступеней человечества; пассивная - все остальное. Пассивная материя путем все новых рождений последовательно переходит в активную. Развитие идет до тех пор, пока есть и та и другая материя. Так же, как костер горит до тех пор, пока есть дрова, и, когда больше их нет, гаснет.
В процессе развития мира активная материя, однажды возникнув, начинает перерабатывать пассивную в себя. Появляются все новые "я", и "я" все более высокого уровня. Когда не останется вовсе пассивной материи, активная замкнется на самою себя, наступит предел развитию мира.
Т.к. ни что не будет умирать, даже и простейшие частицы и атомы (ведь либо все умирают - от высшего до низшего, либо не умирает ничто), ни что уже не сможет рождаться и ни что не сможет далее развиваться. Не из чего уже будет далее развиваться, т.к. для развития необходимо увеличение количества охваченной процессом развития материи.
Такой мир может принять вид какого-то статус-кво, всеобщего состояния зацикливания.
Можно рассмотреть под вариант данного варианта. Все рождается, что-то умирает, а что-то не умирает никогда. И пожелать, чтобы не умирали никогда именно структуры самые развитые, высшие, например, человек. Возможно ли это? Очевидно, что в замкнутой материальной сфере сие невозможно. Когда-нибудь обязательно наступит ее заполнение высшими иерархиями, низших же практически не останется. Наступит тупик. В открытой вселенной, однако, такое возможно, т.к. в ней нет материальных ограничений.
Но тут есть другое соображение. То, что вечно, то, что не умирает, нуждается ли оно в творчестве? Смертные люди желают бессмертия, хотя бы духовного, вообще имеют массу желаний. И в этом двигатель развития мира. Чего желать вечному? То, что вечно, ни в чем не нуждается, ни в чем не заинтересовано. Зачем вечному желать собственных изменений? Они могут привести только к худшему, к потере бессмертия. Потому, даже и бессмертие какой-то части от Целого также отрицает развитие и может привести только лишь к некому статус-кво.

4. Все рождается, все умирает.
Из рассмотрения предыдущих вариантов становится очевидным: мы живем в “лучшем из миров”. Только там, где непрерывно происходят рождения и случаются смерти, возможно развитие мира. Только там присутствует творческое начало.
То, что мы умираем, предоставляет возможность нашим детям рождаться. Бессмертному не нужны дети, не нужны изменения.
Лишь в мире, где непрерывно происходит гибель и разрушение частей его, возможно вечное развитие, плодотворное, творческое бессмертие Целого.