4. Три этапа развития Вселенной

Виталий Иванов
В рождении и развитии новой Вселенной можно выделить три глобальных этапа.

Первый этап - до возникновения жизни.
-----------
После взрыва разрушившейся предыдущей Вселенной новой Вселенной не существует. Случайностное накопление информации в мало организованной, хаотично движущейся материи, первоначально располагающей минимальным, близким к единице количеством исчерпывающей информации.
В результате случайностного "открытия" и установления атомных, гравитационных и электромагнитных связей происходит образование некоторых простейших элементов материи и из них - уже необходимо (в рамках физических взаимодействий) - туманностей, звезд, планетарных систем.
Дальнейшее случайностное усложнение структуры объектов путем химических реакций, диффузии, слабых и сильных воздействий. Вероятность появления все более сложных структур без участия Разума очень быстро снижается. Однако в бесконечной вселенной она оказывается достаточной для возникновения жизни - простейших индивидуальных информационных систем, каждая из которых располагает относительно обособленным материальным, собственным идеальным миром, а также некой «инстанцией», простейшим «я».
Жизнь возникает!
Случайностный процесс накопления и утери информации непрерывно идет в бесконечной вселенной. Момент возникновения первого элементарного субъекта можно считать моментом рождения Вселенной во вселенной. Центром новой Вселенной является этот первый субъект.

Второй этап - развитие бессознательной жизни.
-----------
Накопление индивидами (ИИС) и видовыми их совокупностями исчерпывающей внутренней и внешней информации в результате стихийного приспособления к окружающей среде. Естественный и понятийный отборы. При этом понятийный отбор выступает, как стержень развития. (Подробнее о понятийном отборе в книге "Свободный полет", т. III, "Эволюция информационных систем".)
Все более сложные организмы со все более сложным понятийным миром рождаются во все более сложной среде. Возникновение объединенных информационных систем - сообществ индивидуальных. Объединенная информационная система (стая, стадо, косяк и т.д.) становится носителем долговременной памяти группы индивидуальных информационных систем. В ней вырабатываются единые для данного сообщества звуковые или другие сигналы, позволяющие передавать понятия. Развитие у некоторых видов животных психики - идеального мира, располагающего значительным количеством информации, обладающего сложной понятийной структурой, дающего некоторую цельную картину материального мира, достаточно ему отвечающую. Появление у отдельных видов животных бессознательной трудовой деятельности (строительство гнезд и т.д.). Биологические индивидуальные и объединенные информационные системы - первый активный, но еще бессознательный инструмент в самопознании и саморазвитии материи.
Выделение объединенной информационной системы человека как общности индивидуальных информационных систем, обладающих наилучшим сочетанием: развитого мозга - носителя оперативной памяти, инструмента синтеза и анализа; развитого голосового аппарата, пригодного для создания сложного языка - носителя долговременной памяти; хорошо развитых конечностей, пригодных для трудовой деятельности и физических возможностей, достаточных для значительного воздействия на окружающий мир. Развитие у человека мышления, речи, осознанной трудовой деятельности путем дальнейшего накопления внешней и внутренней информации. Труд - целенаправленное воздействие активной составляющей информационной системы на материальный мир по схеме ее идеального мира или развитие самого идеального мира. Труд - главное условие дальнейшего развития новой Вселенной (глобальной информационной системы), в основном исчерпавшей другие пути собственного развития.
Второй этап развития Вселенной заканчивается созреванием в ней разумного начала (в нашем случае - человечества) и осознанием этим активным разумным началом главного своего назначения - познания и развития мира.

Третий этап - деятельность Разума.
-----------
Сознательное самопознание и саморазвитие материи. Последовательное объединение Разумом все новых пространств бесконечной вселенной - строительство, творение новой Вселенной.

Жизнь на Земле - второй этап эволюции, развития новой Вселенной. Где-то в другом месте старой, разрушившейся Вселенной он может быть совершенно другим. Точно так же могут быть другими, самыми разными, и третий, и последующие этапы развития новых Вселенных в различных участках разлетающейся погибшей Вселенной. Когда же новые развивающиеся Вселенные соприкоснутся, возобладает, будет далее расширять собственные границы та, которая даст миру лучшие перспективы в накоплении информации.
 Однако, возможно и взаимопроникновение различных способов развития мира, как это происходит, например, в природе или человеческой цивилизации. Множественность различных Разумов так же естественна во Вселенной и, видимо, необходима, как множественность народов и стран.