Мы вернемся

Славарик
 Это было восхитительно. Экипаж, затаив дыхание, как зачарованный, любовался невиданным зрелищем. Юпитер, размером в четыреста Лун, словно гигантский круглый экран на черном фоне неба, излучал какие-то удивительно теплые тона: от нежно-кремовых до ярких оранжевых. Плавно переходя друг в друга, они создавали чудесную картину: широкие, степенно движущиеся в противоположных направлениях, но строго вдоль экватора, полосы, на размытых границах порождали огромные причудливые завихрения, которые придавали этому великолепию грандиозность, законченность, динамику.
Немного левее величественной планеты, превосходя свою хозяйку яркостью, огромной розовой жемчужиной, сиял Ио. А внизу простиралась мертвенно-бледная поверхность Европы, изрезанная шрамами гигантских трещин пересекающихся под разными углами.
Это ледяное царство и было целью экспедиции.

 Первый десант на загадочный спутник, предпринятый около пяти лет назад, закончился пугающе странно. В состав той экспедиции входили опытные астронавты: командир Джон Роуз, бортинженер Пол Мюррей и планетолог Ник Булз. Успешная посадка корабля была осуществлена в районе одной из неглубоких трещин. На следующий день, вездеход с Полом и Ником, преодолев несколько километров замерзшей ледяной шуги, достиг края этого гигантского разлома. Они очутились перед высокой ледяной стеной и сообщили командиру о том, что приступают к взятию пробы льда. Через несколько минут, постоянно переговаривающиеся до того, Пол и Ник вдруг замолчали. При этом связь с командиром не прерывалась, Джон отчетливо слышал их дыхание. Это странное обстоятельство сразу насторожило командира, о чем он и доложил в центр управления.
 По прошествии примерно часа командир корабля Джон Роуз последний раз вышел на связь с Землей. Находясь в сильном волнении, он заявил о принятом решении покинуть корабль и направиться к вездеходу. Понимая, что это решение противоречит инструкции, он ссылался на довольно странные причины: якобы Пол Мюррей и Ник Булз лишились рассудка, и без помощи не смогут добраться до корабля.
 Назад никто из них так не вернулся.
 
 Это были практически все сведения о своих предшественниках, которыми располагали участники новой экспедиции на Европу. Знали они также и то, что этот спутник Юпитера под толстым ледяным панцирем имеет многокилометровую толщу воды, обогащенную аммонием и другими примесями и перемешанную в верхнем слое с ледяной шугой.

 Сделав несколько витков, они точно выбрали место посадки. «Space Warrior – 2» коснулся ледяной поверхности всего в нескольких сотнях метров от своего собрата. Сутки на Европе более трёх земных. И хотя Юпитер на ночном небе светил как пятьдесят полных земных Лун, люди решили дождаться утра. Команда нового Космического Воина состояла из, командира Дика Доуни, бортмеханика Стэнли Майлса, биолога и врача Майка Редли, а также планетолога Артура Брэдли.
На рассвете Стэнли с Майком посетили корабль предшественников. Как и ожидалось, он был пуст. Прихватив запись переговоров экипажа, они вскоре вернулись. Прослушивание записи мало что прояснило, но оставило гнетущее впечатление: Пол и Ник после десятиминутного молчания, там, у стены, вдруг стали издавать какие-то непонятные звуки, временами похожие на смех или плач. Они не отвечали на обращения Джона.
Примерно через полчаса после связи с Землей он нашел их по следам вездехода. Далее с Джоном видимо произошло нечто подобное.

Прокрутив запись на шесть часов вперед, люди услышали хрипы, стоны и плач обреченных. Было ясно: состояние, в котором те находились, не позволило им воспользоваться вездеходом или, хотя бы, резервными запасами кислорода на нем.

 …С тяжелым сердцем Артур и Стэнли двигались на вездеходе по отчетливому следу. Вот и та самая ледяная стена. Но вездехода или погибших людей не было видно. На месте, где кончались следы от гусениц, они решили выйти. Вблизи стало ясно видно, что след обрывался большим квадратом из более темного льда. Замеры его толщины подтвердили догадку – лед квадрата был в два раза тоньше десятиметрового окружающего.
Вдруг Артур обратил внимание на какой-то предмет у стены. Подойдя, они обнаружили лежащего ничком человека в скафандре. Перевернув его, Артур и Стэнли вглядывались в заиндевевшее лицо. Это был Джон.
Тут Стэнли боковым зрением заметил едва уловимое синее свечение, которое хаотично перемещалось в ледяной стене…

Командир и врач непрерывно находились на связи с товарищами, ушедшими на вездеходе.
С огромным волнением они восприняли сообщение об обнаружении командира первой экспедиции. Но фраза Стэнли: «Вижу све…», оборвавшаяся на полуслове, стала для них настоящим потрясением. Было ясно – проклятая ситуация повторялась.
Майк Редли первым пришел в себя.
- Я попробую спасти их. Готовим второй вездеход, - в голосе биолога звучала решительность.
- У тебя есть какие-то предположения? – устало спросил Дик.
- Об этом я тебе расскажу, когда вернусь с ребятами. Хорошо? – невесело усмехнулся Майк.
- Ладно. Только будь предельно осторожен.
- Обещаю.

…Вездеход медленно шел по уже двойному следу. Когда до стены оставалось метров сто Майк остановил машину и направился к Артуру и Стэнли, - те бесцельно слонялись недалеко от вездехода.
Вдруг он почувствовал некоторую сонливость и, не дав этому состоянию овладеть собой, быстро вернулся к своему вездеходу. Немного отъехав от ледяной стены, понял, что необычное состояние постепенно проходит. Выйдя из машины, он стал усердно жестикулировать, отчаянно стараясь привлечь внимание товарищей. При этом, зная, что они слышат его, все время повторял их имена. Такие усилия возымели успех: сначала Стэнли, а затем и Артур сначала медленно, затем быстрее пошли к нему. Майк слышал их радостный лепет…

После возвращение на корабль стало ясно, что как у бортмеханика, так и у планетолога, помимо речи отсутствуют даже самые простые навыки…
Приходилось заново учить их всему. При этом безусловные рефлексы были сохранены.

- Видимо «европейцы», считывая каким-то образом память, случайно или нет, разрушили связи определенных структур мозга, - высказал предположение Майк.
- Хорошо еще, что ребят, скорее всего, удастся, постоянно обучая, вернуть в нормальное состояние, - заметил Дик.

 …У большого иллюминатора рядышком сидели Стэнли и Артур.
- Га-ни-мед, - ткнув пальцем в стекло, медленно, с трудом выговаривая, произнес Артур.
- Ю-пи-тер, - глядя на медленно убывающий полосатый диск, промолвил Стэнли.
 Они уже знали много слов.