Ни для кого не секрет, что западная массовая культура, сформированная в обществе чистогана путём манипулирования средствами массовой информации и навязчивой пропагандой толстосумов, владеющих индустрией развлечений, поглотившей практически всю культуру капиталистического общества, создала множество диких по своей невероятной жестокости, абсурду и тупости образов. Здесь и кинг-конги всех мастей, и вампиры, и зомби, и зловещие мертвецы, и Микки Маус, и прочая нечисть.
Однако советская литература (в том числе и детская) имеет достаточно своих кровавых и ужасающих героев, нисколько не уступающих западным аналогам.
Мне хотелось бы рассмотреть сегодня абсолютно жуткую и потрясающую в своей жестокости культовую детскую сказку "Бармалей" известного мастера "кровавого"
жанра Корнея Чуковского.
Сам дедушка Корней задолго до написания "Бармалея" был известен как создатель леденящих душу образов Мойдодыра - человека мутировавшего в умывальник; таракана,
терроризировавшего население одного из курортных городков, и многих других.
Однако, "Бармалей" стал пугающей вершиной творчества писателя, невероятной кровавой драмой, которую мы сегодня и проанализируем.
Начинается поэма строгим предостережением отдельным легкомысленным представителям молодёжи: "Не ходите в Африку гулять!" Хотя, на дворе в ту эпоху стояло не средневековье
и во многих странах Чёрного Континента ширилось и крепло национально-освободительное движение против империализма и колониализма, мы знаем, что Африка - это ещё континент,
где и поныне в отдельных регионах процветает анимизм, каннибализм и неграмотность.
Вскользь упомянув об акулах, гориллах и злых крокодилах и о возможных последствиях контактов с ними ("...будут вас кусать, бить и обижать..."), автор затем акцентирует
всё внимание читателя на характеристике местного "чикатило" по-фамилии Бармалей.
("Он бегает по Африке и кушает детей -
гадкий, нехороший, жадный Бармалей!").
Затем следует ещё одно предупреждение - уже из уст родителей - тружеников сельского
хозяйства:
"И папочка и мамочка
под деревом сидят,
и папочка и мамочка
детям говорят:
"Африка ужасна, Да-да-да!
Африка опасна, Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!"
Но родительский авторитет - ничто для молодых людей, кумирами которых являются пресловутые "битлазы" и "ролингстоуназы" и жизненные ценности которых заключаются в штатовских джинсах с заплатками, иностранных дисках и сигаретах "ява".
И вот они (Танечка и Ванечка), бросив семью, школу, и комсомольскую организацию, бегут в Африку.
Поначалу, как и должно быть в традиционном хоррор-сюжете, всё развивается идиллически:
("Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают,-
Ну и Африка! Вот так Африка!
Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду" и т.д.).
Вместе с тем, пренебрежение местными обычаями и общим правопорядком вызвало нарекания местного населения и правоохранительных органов:
"Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:
"Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?"
Однако молодые люди проявили неуважение к укладу жизни африканских граждан и повели себя с необычайной агрессивностью:
"Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!"
Это повлекло трагическую гибель акулы ("Испугалася акула и со страху утонула").
Затем Иван и Татьяна совершили попытку надругательства над бегемотом:
("...Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
"Ну и брюхо,
Что за брюхо -
Замечательное!"
Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт..."
Подростки не знали, что бегемот работает под "крышей" вышеупомянутого Бармалея.
А Бармалей по прибытии на место немедленно исполнил устрашающий монолог, в котором ярко охарактеризвал сам себя, как отвратительного садиста-каннибала и сексуального извращенца:
"Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!"
Последующие действия мерзавца напоминают не то языческий, не то сатанинский ритуал:
"Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"
И в этот момент в драме появляется новое действующее лицо - сотрудник Международного Красного Креста Доктор Медицинских Наук Д.Д. Айболит, которые стал посредником в переговорах с Бармалеем, захватившим советских комсомольцев в заложники.
Миссия Айболита, к сожалению, закончилась провалом.
Он сам стал заложником нелюдя, который обошёлся с ним просто, как фашист.
"...злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
"Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!"
В дальнейшем ход произведения приобретает остро-политический характер:
"Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!"
Все мы помним, что во время арабо-израильской войны того времени советские военные дислоцировались на теpритории Египта ("за Нилом"). Под Гориллой в данном случае явно подразумевается тогдашний президент Египта Гамаль Абдель
Насер, а под Крокодилом - военная мощь Советского Союза.
"Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!
Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра."
Конец данной поэмы, как и большинства произведений "большого Чука", подвергся
значительной цензурной правке ЦК КПСС и ВЦСПС.
Первый вариант заканчивался смертью педофила-садиста. Однако автору было предложено изменить текст, показав тем самым преимущества Советской пенитенциарной системы над западной.
И Чуковский "помиловал" извращенца. Он отправил его в Северную Столицу, где после долгого срока в Исправительно-Трудовой Колониии усиленнго режима, Бармалей, наконец,
предстаёт перед нами значительно "подобревшим", но всё же не избавившимся окончательно от своей порочной "любви" к детям:
"Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!...
...Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!"
Но не только творчество Корнея Чуковского пронизано подобными садистскими мотивами.
Народные сказки - вот настоящий ад - кромешный, ужасающий, вызывающий дрожь и холодный пот.
Однако об этом - в следующий раз.