Об относительном и абсолютном

Виталий Иванов
Атеист. Зло и добро относительны выбранной системы отсчета. В качестве таковой могут быть: - тот или то, кто действие совершает; - тот или то, на кого направлено действие; - некто или же нечто конечное третье, непосредственно не участвующее в данном взаимодействии.
 В разных относительных системах отсчета зло и добро могут меняться местами. Для одних некоторое совершенное действие - зло, для других же оно будет добром. И это случай обыкновенный. Можно утверждать, что для любого совершенного действия всегда найдутся минимум две такие относительные системы отсчета, что в одной системе отсчета данное действие будет добром, а в другой - злом.

 Верующий. Что же тогда, по-Вашему, добро и что зло? Можно ли понимать их абсолютно?

 А. Можно, но только в абсолютной системе отсчета. Таковою является уровень развития материи во Вселенной, определяемый относительно субстанции.
 Если некоторое взаимодействие ведет к развитию, т.е. к увеличению количества исчерпывающей информации во Вселенной, это - абсолютное добро. И, наоборот, если взаимодействие ведет к невосполнимому разрушению материальных или идеальных структур, снижению количества исчерпывающей информации, тогда это - абсолютное зло.
 Разрушение отдельных участков материальной или идеальных Вселенных, являющее собою случайностную перегруппировку структур и не ведущее к снижению общего количества исчерпывающей информации во Вселенной, зло относительное, которое также есть и относительное добро.
 Если такая перестройка приводит к фактическому рождению нового, т.е. к возрастанию исчерпывающей информации во Вселенной, это - добро абсолютное; которое, впрочем, относительно некоторых, и, может быть, даже многих систем отсчета, будет злом, но злом относительным.
 В абсолютной системе отсчета добро и зло всегда вполне определены и разграничены. В этой системе любое движение и взаимодействие можно однозначно классифицировать по шкале "зло - добро".
 Один человек и все человечество - не абсолютные, но лишь относительные системы отсчета. Некоторое совершенное добро или зло по отношению даже ко всему человечеству не совпадают автоматически с абсолютной мерой добра и зла во Вселенной. Хотя здесь относительные и абсолютные меры существенно пересекаются, поскольку сегодня именно человек в основном движет развитие мира.
 И, пока человечество является главным двигателем развития, зло по отношению к нему близко к злу абсолютному. Если же человечество отойдет от исполнения функций сознательного или, пусть бессознательного, но все же развития, поиска и создания нового, наоборот, станет сдерживать рост количества исчерпывающей информации, зло по отношению к такому человечеству будет еще менее близко к злу абсолютному.
 То, что сегодня добро, завтра может стать злом; и наоборот. Открытие атомных сил и создание атомной бомбы - добро, как открытие нового, расширение материальной и идеальной Вселенных. Первое применение атомной бомбы в абсолютной системе отсчета - добро, как новый опыт, дающий существенный толчок развитию идеального мира всего человечества, а соответственно, через него, через инструмент познания и развития, человека, к развитию материального мира Вселенной. Однако, относительно уничтоженных сотен тысяч людей, материального и идеального мира большого сообщества, применение атомной бомбы - безусловное зло. Но результаты такого, относительного все-таки зла, в других относительных системах отсчета, для других общностей людей - добро, т.к., видимо, это - необходимый и неизбежный на пути развития человечества опыт. Не будь этого опыта, был бы другой, возможно, много более страшный.
 Если человечество уничтожит себя в ядерной катастрофе, относительно него это - зло. А в абсолютной системе отсчета?
 Представим себе, что человечество, выйдя в межзвездный космос, наткнется где-нибудь на погибшую от атомного конфликта цивилизацию. Будет ли чужая катастрофа человечеству уроком, а через него - опытом и материи? Безусловно. Так же и опыт катастрофы Земли послужил бы, возможно, уроком кому-нибудь и когда-нибудь. И, вероятно, такой урок неизбежен во вселенских масштабах; где-то, когда-то это должно случиться или случилось уже. Материи нужно перепробовать все.
 Будем надеяться, что "проба" эта состоится не на Земле. Гарантом здесь может быть только Разум, осознавший место свое и значение.
 Абсолютное зло, как и абсолютное добро, неизбежно приходят к самоотрицанию. Для значительных количеств материи, обладающих достаточно сложной структурой, в которой непрерывно происходит значительное число изменений, и то, и другое в абсолютном смысле, т.е. так, чтобы все изменения были только абсолютным добром или, наоборот, одним злом, невозможно. Абсолютное добро, как и абсолютное зло, движутся маленькими шажками среди бесчисленных перекрестных движений относительного зла и добра. За относительным очень трудно разглядеть абсолютное. Но я утверждаю, что абсолютное добро в целом делает больше шагов, чем абсолютное зло, т.е. во Вселенной происходит процесс развития, по крайней мере,в нашей Вселенной.
 Почему - маленькими шажками? Потому что взаимодействия, пусть и поддающиеся многим ограничениям, все же процесс случайностный. И для любых структур процессы непрерывного абсолютного совершенствования или, наоборот, всеобщего, полного разрушения - одинаково невероятны. Поэтому абсолютное зло и добро на практике трудно достижимы, редки и элементарны в своих явлениях. Чем ближе к абсолюту, тем труднее движение; материя как бы сопротивляется новому, предпочитая уже существующие, привычные для нее формы. От абсолютного зла и добра структуры материального и идеального миров отбрасываются к золотой середине, которая реально обеспечивает стабильность в условиях возрастающей множественности. Это относится к большим сообществам - природе, всему человечеству и, конечно же, ко Вселенной.
 Сознание одного человека много менее устойчиво, чем коллективное сознание миллионов людей. То же можно сказать и об отдельных понятиях и представлениях, меняющихся, конечно, быстрее сознания человека.
 Стратегия выживания вида, сообщества не позволяет слишком приближаться к максимальному злу относительно себя - к глобальному уничтожению себе подобных; так же, как и к пределу добра - какому-то всеобщему альтруизму, где каждый жертвует собой ради других. Во всем хороша мера. Именно она ведет к выживанию и, в конечном счете, к развитию.
 Жить! И тогда естественное движение случайностей закономерно, а может быть, и с минимальными потерями создаст новое.
 Границы добра и зла со временем - течением изменений - расширяются. В этом проявляется развитие за счет появления нового. То, что вчера казалось ужасным и аморальным или, наоборот, недостижимо прекрасным, несбыточным, невозможными достижениями ума или тела, сегодня входит или когда-нибудь непременно войдет в круг обыденного, привычного для сознания. Но это, конечно, в идеальном мире. В мире материальном рамки зла могут и должны целенаправленно сужаться с развитием. Параллельно неизбежному возникновению нового зла, которое надобно понять и освоить, т.е. познать, старое, уже известное, излишнее, неплодотворное, ненужное сейчас для развития зло необходимо убирать из практики мира материального. Но все знания о зле, имеющиеся в идеальном мире, надо бережно сохранять и знакомить с ними всех, кто хочет и способен познать. Самое ценное - опыт, отрицательный же - в особенности. При утере его неизбежен повтор с новыми, уже абсолютно напрасными разрушениями мира материального.

 В. Мне представляются Ваши рассуждения о добре и зле совершенно безнравственными. Как Вы можете холодно рассуждать о гибели человека, многих людей?! Разве собственная смерть для каждого не абсолютна? Да, Бог и Вселенная - это одно. Но разве Богу нужны смерти людские? Ему нужны жизни!

 А. А что же есть жертва? Жизнь это? Или смерть одного ради многих? По-Вашему же, один смертью своею искупает грехи всех. Значит, смерть все-таки нужна Богу? И смерть - лучшего! Потому что никто, кроме него, не сумеет исполнить желания. А ведь это - Его Желание! Один, лучший из всех, сам пробует на себе или дает другому, другим на нем попробовать, отдавая себе отчет, что принимает, может быть, смерть, но смерть - чтобы что-то узнали, научились чему-то и жили другие! В этом - великий подвиг предотвращения ошибок других, или искупления грехов их, как Вам более нравится; и здесь - смысл жизни и путь развития. У такой жизни есть смысл, есть ли он у других жизней?
 Без жертв нет откровений и нет пути.

 В. Но в жертву человек может принести только себя. Кто же на себе испробует бомбу? Атомную! О чем Вы?!.. Здесь одни хотят погубить многих, и нужны - миллионы.

 А. Вы хотите сказать, что, чем могущественнее человечество, тем менее один человек может дать и более - взять; тем незначительнее для всех его жертва, несущественнее добро и тем опаснее зло, которое способен он совершить?

 В. Как можно мерить добро?..

 А. А зло можно взвешивать? По Вашему-то, сравнимо зло и зло? Что страшнее убийство единственного у матери ребеночка или смерть всего человечества?

 В. Как можно ставить такие вопросы?!..

 А. Их ставит нам жизнь, которая вся - непрерывный выбор. И не между добром и добром, или добром и злом, а между злом и злом. Потому что, если рассуждать так, как Вы, но быть честными до конца, все, что бы ни делалось в мире, зло. Все живое, одним лишь существованием собственным, уже - зло для кого-то другого. Каждый из нас в любое мгновение убивает миллиарды мельчайших существ. Это зло или добро? Зло. Одни образования, какие-то слои материи, перемещаясь, неизбежно влияют на другие, изменяют и разрушают их; а те - изменяют в результате своего изменения первые. Все влияет друг на друга в той или иной степени. Можно сказать, все разрушает друг друга. Но и все созидает! Все материальное и все идеальное. Все течет, все изменяется; так?

 В. Не нравится мне Ваша логика. Материализм всегда заводит человека в тупик. Отрицая Бога, Вы отрицаете человека, обесцениваете его жизнь; хотя утверждаете сами обратное.
 Именно материалист может сбросить на человечество бомбу, познакомившись и проникшись именно Вашею, пожалуй что, философией. Почему нет? Он ведь окажет услугу материи и Вселенной в их самопознании и саморазвитии, пожертвовав собой вместе с другими. И тогда, когда-нибудь, иная цивилизация назовет его избранным героем Вселенной, Богом-Спасителем и будет молиться две тысячи своих лет, склоняя Его имя по-всякому. Если найдет таковое среди останков нашей планеты, до тех пор, пока не найдется новый "Спаситель".

 А. Планета "Христос", сгореть всем сразу за свои и чужие грехи, - неплохо придумано! Но это всего лишь одна из возможностей, которая не будет реализована потому, что того, кто знает ответ, перестает волновать вопрос. Что может принести людям атомное оружие, все уже знают. Теперь это просто неинтересно.

 В. Вот как? Неинтересно и все?!..

 А. И все. Атомное оружие можно уже уничтожить. Перепробовали идеально все почти варианты. А некоторые - даже материально. Ни один из них не продуктивен, за некоторыми исключениями. Атомную энергию надо осторожно использовать в мирных целях. Кстати, заметьте, что бы ни изобрело человечество, оно, в первую очередь, пробует это для уничтожения подобных себе, т.е., по существу, пробует на себе, и лишь потом только, удостоверившись в результатах, приходит к пользе для мира. Нет ли здесь жертвы и жертвенности во Вселенских масштабах? Всем ясно уже: с некоторыми опасными экспериментами надо остановиться. Но возможно ли это?
 Надеюсь, Вы понимаете, что я-то не призываю абсолютно все новое пробовать на человечестве?

 В. Хочется думать...

 А. Когда технологией, позволяющей делать, в том числе, и оружие, могут пользоваться уже практически все желающие, тогда использовать ее, как оружие, просто теряет смысл. Война будет не на победу, а на взаимное полное уничтожение.
 Но довольно об этом.

 В. Да. Давайте лучше рассмотрим пути добра. Попробуем найти такие пути, которые ни для кого не являются злом. По крайней мере, ни для кого среди человечества...