Учебник клоунады для студентов гуцэи первая глава

А-Др Грог
ВСТУПЛЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ШАГИ
(рождение клоуна, ценности клоуна, клоун по имени «Завтра», ввод в начальный курс, борьба с комплексами, кто есть кто, первая страничка терминов, памятка дилетантам, мозговой штурм)

А-др ГРОГ

РАЗМИНКА К УЧЕБНИКУ КЛОУНАДЫ
(ТРАКТАТ)

Если признать за истину, что весь наш мир - это анекдот, который господь бог рассказывает самому себе, то должны у него быть и свои агенты, чтобы время от времени тормошить это людское болото...
 
РОЖДЕНИЕ КЛОУНА

Театральная богема без почтения и без зависти взирала на рождение этого хулигана.
А он - молодой, задорный, насмешливый, парадоксальный – платил ей тем же. Живой, здоровый, непосредственный он шумно и бесцеремонно утверждал себя на задворках официальных искусств, там, где бурлила настоящая, не выхолощенная жизнь.
Ему, бесспорно, нравилось это непрерывное кипение жизни. Она сопровождала его раскатистым смехом. Такого звонкого хохота, такого шумного веселья, такой живой, сочной "простонародной" речи еще не знали.
(Следует отметить, что вплоть до наших дней клоун представляет собой своеобразный театральный феномен.)
Он держался с непринужденностью, самонадеянностью и даже с нарочитой развязностью. Он говорил - о чем хотел и как хотел. Суждения его были более честны и правдивы, чем принято традициями, потому во многом он представлялся ограниченным и односторонним. Суждения выглядели смехотворными в своей наивности, а его оценки нередко вызывали чувство внутреннего протеста. Одновременно же было чрезвычайно трудно противиться обаянию этой насмешливой, задорной натуры.
Он высвобождал скрытую энергию жизни, обнаруживая ее везде, практически во всех неодушевленных предметах.
А что еще было делать, если мирный клоун и по сей день живет в молчаливом (это заговор молчания!), почти всегда по отношению к нему враждебном окружении различных бытовых предметов? Борьба с ними (ожесточенная с попеременным успехом) долгое время составляла основное содержание его жизни. До тех пор, пока у него не появился партнер… (Но об этом позже.) А пока клоун воюет с предметами, вселяя в них души...
Суматошный, деятельный, суетливый, шумный, бесцеремонный, клоун бушует, находя характеры людей в вещах. Конфликтуя с ними, он  превращает мир в веселый ералаш.
И во всех баталиях, конфликтах - шутливых и гротескных, он был реалистом, первым настоящим реалистом в мире.
Хотя иногда казалось, что реальность отступала перед яркой выдумкой и иронией, что клоун ничуть не заботится о правдивости создаваемых им картин. Но в конечном-то счете эти картины оказывались куда правдивее, чем жизнь в ее обыденном облике. Скольких людей заставил он смеяться до слез, но все это для него оставалось лишь техникой, а не сутью творчества. Он еще не задумывался о сути…

КТО ОН

Действительно, кто он?
Разночтение мнений слишком велико. Можно считать, что Клоун - бесполое существо, инопланетянин - чужак, которому кажется, что он свой на этой планете. Он чужак, хотя существует с момента зарождения жизни, и всей своей царапанной душой стоит за эту жизнь.
Он общепризнанный гражданин галактики, но ему глубоко начхать на это гражданство.
Клоун - это взрыв. Разрушитель.
Это вызов окружающей действительности, ее кривое зеркало.
Это диверсия под шаблоны и стереотипы.
Это умение преподнести знакомое, привычное под новым совершенно неожиданным углом, вскрыть проблему или разрешить ее, но обязательно так, как никто до этого не делал, заглянуть в суть вещей, и тут же превратить все в фарс.
Это уникальность во взгляде на жизнь.
Это непредсказуемость.
Это путь бесконечных открытий, подчас таких же старых, как мир. Это непрерывность усилий в бесконечных попытках открыть людям глаза на многообразие, многокрасочность этого мира, и, вместе с тем, на удивительную несуразность, неустроенность его.
Но...
Но все это, если клоун - действительно - Клоун (с большой буквы), а не ремесленник...

ЦЕННОСТИ КЛОУНА

Люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее ценности, к труду, к преобразованию бытия, смыслу человеческого существования, к радостям жизни, к нравственным нормам. Временами возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают и умирают свои ценностные ориентации.
Свободное существо, не имеющее не только определенной программы существования, но и точек, на которые мог бы опереться – вот, что такое Клоун.
Данная коллизия глубоко трагична. Своей наивности он близок к Адаму только что выгнанному из Рая и теперь плохо ориентирующемуся в миру. У него нет плана деятельности. Ему не ясна система отношений в обществе. “Изгнанный”, ставший “вольноотпущенником природы” (так назвал человека Гердер), он оказывается существом свободным: не имеющим позитивной программы существования.
Ценности клоуна – это не столь “осознанное”, как материальное. Они характеризуют его как ничто лучше, поскольку пропущены через его личность, через его внутренний мир. Это личностное и особо окрашенное (какой подбор красок!) отношение к миру, которое возникло не столько на основе знания и информации, как собственного опыта.
А уж жадного стремления набраться опыта ему не занимать! Пусть наивно, по-детски, но он вырабатывает личный, собственный, диктуемый стилем поведения.
Можно оспорить. Его ценности не всегда находят прямое отражение в его практике. Он может, например, воспринимать доброту как ценность, однако реальных добрых поступков не совершать. То есть, иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации не подкреплять реальными поступками.
Не имея четких жизненных ориентиров и программы (кроме инстинкта, который ведет его удивительными зигзагами), не ведая, как вести себя в конкретных условиях с пользой для себя, он бессознательно стал присматриваться к другим, более прочно укорененным в природе, и пытается копировать их. Но как! После нескольких «провалов», он уже с опаской относится к чисто умозрительным рекомендациям партнера, но все равно им следует – и будет обманут в очередной раз.
Он деятелен, чрезвычайно деятелен, если способен погрузиться в теплый мир мечты, то лишь на секунду.
Он бессмертен. Но ведет себя так, словно и не знает это. Он боится боли. По детски. Но сунет палец в пламя свечи, проверить насколько оно горячее.
Воспринимает ли он жизнь как некую ценность?
Как только он увидит ужасы и скорби мира, так смысл жизни для него потеряется. Стоит только повседневной действительности войти в его сознание, она станет восприниматься с отвращением. Повсюду абсурды и ужасы бытия. Стало быть, жизнь при этом условии утрачивает ценность...
Но, по счастью, клоун «видит – не видя». Его мироощущение трактует все иначе. Земля для него полна жизни и красоты, сама жизнь прекрасна и таинственна… полна загадок, которые ему не терпится отгадать.
Клоун не просто перебирает ценности, не зная, что с ними делать. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Но его ценностные ориентации нередко противостоят, противоречат друг другу.
Процесс смены ценностей у человека, как правило, длителен. Но не у клоуна. Его ценностные ориентации могут мгновенно меняться, возвращаться и обретать новое звучание. У него нет некого фонда абсолютов и святынь. Он постоянно (мгновенно) воспроизводит определенные жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Идет ли речь о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, и поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково. Каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра. Но клоун и здесь - чемпион
В период, когда происходит бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ориентаций одновременно усиливает его меру ответственности. Поляризация ценностей ставит Клоуна в положение нелегкого выбора собственных жизненных установок...

Казалось бы, навечно ушли от нас клоуны, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской  мысли.
Или, может быть, мы идеализируем прошлое?
Нет! Скорее мечтаем о будущем.
Действительно, почему бы, не помечтать? Ростки нового, живого прорастают рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена…

О КЛОУНЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

(От автора: Фамилии и Имени его еще нет – возможно они Ваши…)
…этот Клоун – несомненный гений – ворвался в цирковую комедийную культуру, как «беззаконная комета». До того как снизойти до клоунады, всего лишь несколько человек знало о его существовании, а через несколько месяцев он уже мог считать себя самым знаменитым комедийным актером.
На закате эпохи, в период безвременья и идейных брожений его незамысловатые клоунады пришлись, как нельзя кстати, – в них была мощь, была жизнеутверждающая сила, которой явно недоставало анемичной, деградирующей культуре тех лет.
Рассказывали, как обычно невозмутимый профессор Н…, по случаю занесенный в цирк, даже пустился в пляс перед своими остолбеневшими студентами с криком: «Вот это клоун! Наконец-то клоун!».
В этом начинающем актере молниеносно признали властителя дум, признали огромный, граничащий с гениальностью талант, который с яркостью творит невиданные, яркие, манящие миры.
На фоне всеобщей деградации он вдруг поднял планку ценностей, и то, что это было сделано не столпами от … искусств, а именно клоуном, чье ремесло должно было традиционно принижать, а не возвеличивать, вдруг совпало с курсом Возрождения – пример, что такое возрождение способно происходить давлением снизу пресытившегося отклонениями человечества. Спешно доставалось затоптанное в грязь и очищалось от навешанных ярлыков.
Конечно, нашлись у него и противники (главным образом деграэстеты из лагеря Х…), но и они не смели отрицать дарование всеобщего любимца, а нападали на комика осторожно, исподтишка, укоряя за безыскусность стиля, а то (уж совсем безосновательно с их стороны) за вульгарность. Они пытались судить о нем по имеющимся критериям, не замечая, что теперь с его появлением критерии изменились.
Однако очень скоро к виртуозному мастерству Клоуна попривыкли, ощущение новизны притупилось… но ему снова повезло - в ход пошли критерии политические, тем более что своих пристрастий «Железный Клоун» никогда не скрывал. Его идеи, увлекшие многих, были весьма просты…
(Мы не будем перечислять их здесь – сегодня они всем известны, у всех «на слуху».)
На какое-то время эти «азбучные истины» совпали со всеобщими умонастроениями, с веяниями эпохи, но уже в конце …тых годов, когда наметился разрыв между официальной идеологией и устремлениями большей части недовольной интеллигенции, его комедийные проповеди начали резать слух, а упорное нежелание Клоуна идти в ногу со временем навлекло на него раздражение былых единомышленников.
Разрыв мнений увеличился. От «абсолютно сверхъестественного таланта» до «терпеть не могу…»
В прессе по привычке еще обязательно добавляли несколько дежурных комплиментов. Но менее щепетильные уже называли его «комедийным хулиганом».
Дальше – больше: «…этот жупел, посмешище, олицетворение всего ретроградного и антигуманного…» Наконец, ему даже отказывают в самом праве числиться по ведомству клоунады
Были ли для подобных инвектив реальные основания?
Он всегда оставался художником, а не пропагандистом (каким хотели его видеть) и, следовательно, сохранял суверенное право быть судимым «по законам, им самим над собою признанными», о чем забывали его противники. В результате Клоун и современная ему культура все более и более отчуждались друг от друга, и между ними росла стена взаимонепонимания и взаимоотвращения.
Изоляция Клоуна достигла высшей точки после … в ххх году, когда господствующее положение в комедийных жанрах заняли модные комики …исты, демонстративно не желавшие замечать «мастодонтов» «прошлой» культуры – этой «стухшей цивилизации». Его стали попросту игнорировать.
И когда в 20хх году «забытую знаменитость» хоронили в … (честь, которой удостаиваются немногие), в торжественной церемонии не согласился участвовать ни один крупный деятель от искусств того времени – для культуры похороны «Железного Клоуна» состоялись несколькими десятилетиями ранее.
Трагедия Клоуна – художника, пережившего свое время и так и не сумевшего с этим смириться, - в большой степени определялось тем, что в первом столетии нового тысячелетия мало кто сумел рассмотреть его внимательно и непредвзято.
Это сейчас записи его выступлений разошлись миллиардными тиражами. Сотни и сотни подражателей, клубы и престижные международные премии его имени.
Да и кому могла тогда прийти в голову идея вглядываться в его работы, искать в них и его непревзойденной пластике потаенный смысл? Ведь либеральные критики (и консервативные защитники) уже заранее знали, о чем будет петь «этот комик …изма», а молодым ниспровергателям основ и авторитетов было абсолютно неинтересно, как работает любимый клоун их собственного детства.
Инерция идеологического неприятия, впрочем, оказалась значительно более стойкой, чем инерция неприятия эстетического.
Хотя не угасающая полемика последующих лет вокруг Клоуна, в конечном счете, лишь не позволила его забыть (ведь, на протяжении десятилетий о бездарях не спорят!), вернула ему утраченную славу крупнейшего художника столетие следующее…
Ситуация сложилась уникальная: за целый век критика не смогла выработать объективную, уравновешенную оценку творчества Клоуна, который, по ее же критериям, был то ли прост чуть ли не до примитивности, то настолько сложен, что едва ли сам понимал смысл того, что делает. Критика так и не смогла определить его место в мировой культуре.
Но Клоуна вопреки всем приговорам критики, продолжают смотреть в …записях в разных странах мира. (Причем в некоторых даже, несмотря на строгий запрет.)
В различные годы собирались различные международные консилиумы, пытаясь разобраться - каким образом, положительным или отрицательным, он может повлиять на неокрепшие умы. Видно, есть в его выступлениях некая таинственная магнетическая сила – это Клоун с загадками, ключи к которым еще предстоит подобрать.
Чтобы разгадать «феномен Клоуна», необходимо прежде всего обратиться к его биографии.
Известно, что клоунадой и комедийными жанрами он занялся уже не по годам зрелым человеком, с оформившимся мировоззрением, со сложившейся системой ценностей. Проявив уникальные способности в … И в …
… почти мгновенный успех, казалось бы, должен был удовлетворить его амбиции, но…
(От автора: «К сожалению, дальнейшие записи не дошли из будущей эпохи…»)

ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ

На осмысление того, что написано перед этим, у вас нет времени. Вы не театральный актер, у кого за спиной ШКОЛА, к услугам которого множество классических произведений и наглядных примеров, как эта классика «игралась». Вы - Актер-Эксцентрик. Комик. Клоун.  А раз так, то – универсал. Который, в первую очередь, сам себе должен создать репертуар, во вторую – на этом репертуаре создать (найти) образ, выгодно отличающий его от других, и одновременно с этим решить кучу проблем (от постановочных до реквизита).
Понадобится только знание и умение. Всего лишь…
Умение зиждется на запоминании, обобщении. Быстром узнавании и преобразовании ситуаций. Чтобы овладеть умением, мало одних природных способностей - требуются годы - запоминание тысяч ситуаций, которые потом гибко и талантливо используются. Одновременно это и основа, на которую упираются, из которой черпают. Из нее вырастает высшее в актерском мастерстве - improvisatiion (фр.) – импровизация (сочинение в момент исполнения… то, что создано таким образом… выступление с чем-нибудь не подготовленным заранее…)
Импровизировать на пустом месте невозможно. Необходим огромный багаж жизни и внутренней энергии. Или талант. А лучше совокупность того и другого. Тогда есть шанс стать гениальным актером.
Но природа, к сожалению, не столь щедра. Хотя по счастью она и пометила каждого своей печатью - талантом к чему-либо. Одного к музыке, другого к умению шевелить ушами…
Каждый, кто распознал свой талант, несет его перед собой прикрываясь им как щитом.
Клоун, умеющий решать сложные задачи, как правило, обладает хорошей памятью, бережно хранит и освежает и знания, и приобретенные умения, и успешно или неудачно решенные задачи, и возникшие при этом обобщения - иные новые правила действий. В памяти клоуна, достигшего в своем деле высшего мастерства, содержатся десятки различных версий каждого из ситуационных узлов.
Но память лишь одна из основ умения. Другая - способность быстро распознавать незнакомые ситуации, восполнять, опираясь на аналогии, недостающие им черты, сводить новые ситуации к наиболее близким из известных ему.
Каким образом?
Опять возвращаемся к литературе. Почему нет учебников обучающих комическому? Почему блистательные мастера не оставили после себя ничего кроме автобиографических мемуаров, увы, не содержащих никаких рецептов?
Эти мастера возможно и при имеющемся желании не могли рассказать нам о том, что нас интересует...
Прежде всего, человек, обладающий определенным умением, не способен полностью выразить его в словесной форме: ведь главное - переход от фактов к действию (решению) - чаще всего происходит подсознательно. В конкретном случае эксперт без колебания примет правильное решение, а вот сформулировать общие правила - что и как надо делать в определенных ситуациях - это требование почти наверняка поставит его в тупик.
Непростое умение приобретается не за короткий срок, и обучать будущих специалистов лучше всего на конкретных примерах.


ВВОД В КУРС

Руководства тому, - как стать клоуном нет, не было, и ничто не говорит о том, что оно вскоре появится. Слишком индивидуален путь. Слишком анекдотична ситуация, чтобы тиражировать ее в массовых изданиях. Мало кто из сторонних наблюдателей способен достаточно серьезно отнестись к одной из самых творческих профессий мира. А ведь клоун - единственный, кому предоставлена неограниченная свобода распоряжаться самим собой.
Философ, изобретатель, шут. В иных случаях, соединение этих качеств способно дать миру гения. Но клоуна, просто хорошего клоуна, подчас творит цепь случайностей.
Каждый из живущих на земле, хотя бы раз в жизни, вольно невольно, но сыграл роль, о которой впоследствии если и вспоминал, то с усмешкой или досадой.
Возможно, разрушив в себе какую-то невидимую преграду, перешел рубеж и, как никогда, оказался близок к открытию, которое могло весьма круто изменить жизнь. Именно в тот момент, впервые поступив неординарно, вопреки ожиданию окружающих, вопреки логике и своим желаниям, вызвав смех, оказавшись на одном уровне с профессией не приличествующей положению…
Что бы произошло? Неизвестно. И неизвестно теперь будет никогда...
Открыли бы для себя новый закон? Но каждый новый закон строится на разрушении старого. А как страшно, неловко, неприлично отказываться от канона! Хотя, рано или поздно, и он разрушается, когда кто-то впервые поступает вопреки. И (так чаще бывает) первой реакцией будет смех. Смех удивления, недоверия, восторга.
Затем, когда-нибудь, и новый закон, примелькавшийся, притершийся, ставший привычным и непоколебимым, нарушит кто-то, вдруг поступив по-своему. И опять разорвется кольцо...
Однако, единственная профессия мира, чья суть и состоит в том, чтобы "рвать кольца" - профессия клоуна.
За что в первую очередь любят эту профессию? За свободу, которую она дает. За то, что от того, как этой свободой воспользуешься, и зависит твой успех.
Успех еще не есть признание.
У каждого, в достаточной мере известного, актера есть в жизни мгновение, которое он мог бы считать началом. Когда "Его Величество Случай" вознес его на вершину славы. Но есть точка размазанная во времени. Это когда пришло мастерство. И период от этой вот точки до времени, когда мастерство перешло в ремесленничество, и есть вершина творческой биографии.
(Увы, сколь часто не совпадающей с официальной!)
Эти записи – даже не учебник, а скорее серия трактатов на определенную тему – предназначены не столько для того, чтобы приблизить первую и отодвинуть вторую, (объяснив причины с ней связанные) сколько надежда, наконец, более глубоко разобраться во всем, что окружает эту профессию, что сопутствует ей, что требуется для нее. Если при этом мы излишне будем опираться на личные рецепты, то лишь в той мере, которой они действительно нам помогли (т.е., с позиции практиков). Стоит ли бояться повторить изобретение велосипеда? "Открытие велосипеда", особенно если оно происходит независимо от первоисточника, способно внести конструктивные изменения. Будут ли они лучше или хуже? Время как всегда расставит все по своим (и чужим) местам.
Через несколько страниц перед вами начнет разворачивать система комического, (так, как мы ее видим) - "формула смеха". Наша теория.
В какой мере теория, пусть даже самая совершенная, оригинальная, модная планирует открытие? Да ни в какой! Она лишь определяет направление поиска, а открытие происходит в процессе эксперимента. Этим и подтверждается ее правильность. Когда-то нам пришлось пройти через кучу мелких открытий. Практика доказала их правильность, а систематизация найденного натолкнула на новые приемы (уже полностью свои). Главная же сложность, с которой позднее пришлось столкнуться, - это необходимость упрощения этих приемов. Но об этом в свое время...
Итак, перед нами трактат на тему: «Каким должен быть учебник комического (клоунады)?»
Или (что, пожалуй, еще вернее) наиболее полная инструкция по подготовке комедийного актера по системе «грог».
Кто бы в настоящем не пролистывал эти записи, над ним довлеет его личностный багаж, своя теория. Любитель, профессионал, студент циркового училища, просто сторонний человек - с каждым необходим отдельный разговор. У каждого свой багаж знаний и догм... Людям вообще свойственно тяготение к стереотипам, как ко всему привычному, устоявшемуся, непреходящему. Подсознательно мы противимся всему, что расходится с нашим видением мира.
Каждый человек, как и народность, к которой он принадлежит, накапливая исторический опыт, привыкает смотреть на мир под собственным углом зрения. Вы, как правило, не отдает себе отчета в том, что такой угол зрения существует, но не в силах обойти его. Но существует и обратная связь.
«Проникнувшись, под каким углом зрения человек смотрит на мир, можно понять его прошлое и предвидеть будущее…» Это аксиома. Как и то, что, смысл - это не то, что вложено в понятие кем-то и когда-то, а то, что ты сам в него вкладываешь...
Под каким углом смотрит на мир клоун?
Попробуйте им стать. Одно дело - знать, что огонь обжигает. Совсем другое - узнать эту истину, положив руку в пламя. Но чем дальше проникаешься таинством смехотворства, тем более кажется, что знания твои скудны. Это для валяющегося на земле горизонт весьма близок. Дорогу почему-то предстоит осилить тому, кто на ногах. Но какой бы путь познания вы не выбрали, любой, как говорили древние, приведет к печали. Чем легче вам будет "делать" смех, тем… Хотите стать клоуном? Что ж, каждый имеет право сотворить себе собственный ад.
С чего начинается понимание профессии? Может с полуобморочной бессознательности первых выходов, когда зритель словно в дымке, все на одно лицо, да и лиц не разобрать, сливаются в белые пятна, и какой-то шум пробивается в будто заложенные ватой уши? Ты подходишь к форгангу, и сердце начинает биться так, будто сейчас прорвет грудь, и умчится, забьется под что-нибудь. Ты чувствуешь удивительную тоску. Ты задаешь себе вопросы без ответов. "Какого черта! Зачем мне все это? Живут же другие по другому. Но, все! Это в первый и последний! Надо только перетерпеть, а там..."
Схожее чувство можно испытать лишь при первых прыжках с парашютом. Та же невозможность отступить, отказаться перейти порог, что отделяет тебя от пропасти незнания дальнейшей судьбы. И первый смех зрителей подобен куполу раскрывшемуся над головой.

МЕТОДИСТЫ

О методиках преподавания такого предмета, как КОМИЧЕСКОЕ, об их сильных и слабых сторонах, приверженцах той или иной системы, стоило бы говорить в том случае, если б все это существовало на самом деле. Их попросту нет! И ничего с этим не поделаешь. Кроме того, как… постановку режиссером какой-либо работы для комического актера, так или иначе, можно соотнести с преподаванием своего метода. Но можно ли каждого режиссера-педагога рассматривать как родоначальника направления? Есть ли в этом необходимость?
Да! Если режиссер действительно является сильной личностью, как, например, Леонид Швачкин (ГУЦЭИ 1983-1990), который не знал, какой должна быть клоунада, но, несмотря на это, ставил ее, и каждая его постановка производила фурор, работал страстно и открывал новые стили, направления…
Или – Анатолий Смыков, который сам был выдающимся клоуном-коверным, знатоком вековых традиций, в своих постановках отталкивался от позиций практика. Если его работы не вызвали сенсацию, но зато гарантированно служили ученикам, когда они направлялись в «свободный полет», долгое время составляя «верный кусок хлеба».
Когда подобным педагогам везет с учениками, и те также оказываются сильными натурами, постоянно вносящими свое, а не только послушно готовыми следовать всем указаниям педагога, то… несмотря на множество мелких и крупных недоразумений, конфликтов, обид, огорчений, есть шанс, что именно эти артисты-ученики углубят данные направления клоунады.
Можно ли, собрав лучшее, создать универсальную систему подготовки комедийного актера и репертуара для него? И кто посмеет определить это лучшее и отрезать, отмести остальное?
Почти у каждого режиссера можно почерпнуть только ему присущее, его индивидуальный подход-метод.
На миг представим невозможное:
Если бы дирекция (речь идет о «золотом периоде» ГУЦЭИ) не распределяло студентов-выпускников отделения клоунады и эксцентрики по педагогам, а, напротив, обязало бы всех режиссеров-педагогов поставить к выпуску определенному студенту (или группе) одну работу... (Каждый всего одну работу – клоунаду или репризу...)
Опасность создать "кашу" - ничто по сравнению с надеждой получить разнообразнейший репертуар, и, наконец-то, наглядно предъявить-сравнить стили-направления-мнения-характеры всех педагогов «от комического», что имеются на тот момент в стенах ГУЦЭИ.
Но эти фантазии уже выходят за рамки нашего трактата. Оставим их.
Еще есть вещи, которым не научит ни один педагог. Их открываешь в первые два года самостоятельной работы. Затем воспоминания об этих открытиях притупляются, и далее ты следуешь им механически, просто, раз от раза, все реже повторяя предыдущие ошибки.
В экспериментальном пути тоже есть свои прелести. Но (черт подери!) сколько глупостей можно было избежать в самом начале! Насколько можно было усилить работу, соблюдая элементарнейшие правила, простейшие законы темпо-ритма программы, взаимосвязи номеров и реприз, расстановки клоунад относительно друг друга, взаимоотношений между партнерами и теми, кто стоит сверху, кто диктует, заказывает (вернее, считает, что имеет право заказывать) "музыку"... И еще многое другое, о чем пока не время говорить. Все это потом. А пока...

БОРЬБА С КОМПЛЕКСАМИ

А если мучают комплексы? Если ты сегодня – НИКТО, и НЕТ НИЧЕГО, и НЕ ЗНАЕШЬ, как подступиться.
Советы?
Можно вызубрить, как молитву примерно следующее:
"Пусть сегодня я бездарнейший из актеров, трус, теряющий сознание, когда на него обращают взоры, ничего кроме пустоты не ощущающий… но зато я – знаю! Я знаю, что при определенных обстоятельствах, смогу стать мировой звездой. И я стану! Никто, кроме меня, так и не узнает о моей бездарности, но тайну эту я похороню в глубинах своего сердца. Я буду! Я состоюсь! Почти все, что они видели до сих пор, – не то, что им надо. Изменить существующее – в моих силах. И я сделаю это, потому что знаю главное. То единственное, что имеет здесь стоимость. Я буду прожорлив, как птенец. Славу, признание, деньги может принести мусор валяющийся под ногами, мельком брошенное слово, старый приевшийся анекдот. Я вывернусь наизнанку, но не упущу своего шанса. Все сделаю сам, никогда не буду рассчитывать на то, что кто-то возьмется за меня..."
Первый этап борьбы с комплексами – это попытка отрешиться: «Я – не Я».
Не могу по этому поводу не рассказать, как один мэтр занимался с начинающими молоденькими актрисами:
«…Если режиссер говорит – здесь нужно раздеться догола, то единственный вопрос, который вы ему можете задать, это – «Быстро или медленно?». Потому как раздеваться будете не вы, а ваш персонаж. Вы должны научиться разделять персонажи от собственного «я»! Ваш персонаж цинично раздевается на глазах у нескольких сот зрителей, а вы сами краснеете и просите выключить свет, когда раздеваетесь перед любимым человеком… и хотя одновременно знаете, что он видел этот спектакль – там были не вы! Персонаж! Всем все понятно? Приступаем к практическим занятиям!..»
Каюсь, я задержался на этих практических занятиях. И, поверьте, они стоили того… Ну, а если серьезно?
Борьба с комплексами – это одновременно уже и работа над актерским мастерством.
Ваши первые шаги?

ЗАДАНИЕ №…
 
Попробуйте зайти в лифт (выбрав тот, что побольше) в час, когда он обслуживает максимальное число пассажиров (лучше офисном или административном здании). Зайти и проделать следующие «бессмертные» манипуляции:

1. На каждом этаже говорить: “Динь-динь!”...
2. Рассматривать других пассажиров в бинокль...
3. Прослушивать стены лифта при помощи стетоскопа...
4. Изображать ловлю блох у себя на голове и усиленно чесаться, когда кабина лифта переполнена...
5. Приветствовать каждого входящего в лифт дружеским рукопожатием с просьбой называть вас адмиралом...
6. Приоткрывать дипломат или сумку и, украдкой туда заглянув, спрашивать: “Ну, как? Хватает воздуха?”...
7. Просвистеть гимн Советского Союза... полностью, периодически делая знаки остальным подпевать.
8. На верхнем этаже бросить вниз монетку и держать дверь открытыми пока не услышите, как она звякнет.
9. Сучить ногами и приговаривать: “Скорее, скорей, скорей”. Затем огорченно вздохнуть и сказать: “Поздно!”...
10. Нарисовать небольшой квадрат на полу и сказать, что это ваше место...
11. Положить себе в карман что-нибудь увесистое (типа пистолета) и периодически по нему похлопывать...
12. Объявить всем демоническим голосом: “Я должен вселиться в более подходящее тело…”
13. Когда лифт наполнится полностью, протиснуться и заглянуть каждому в глаза, стараясь коснуться носом носа.
14. Рассказать пассажирам, как однажды вам пришлось застрять в лифте, и вы просидели там более двенадцати часов, прежде чем подоспела помощь.
15. Обхватить голову руками и воскликнуть: «Да заткнитесь вы все, идиоты!»
16. Предлагать всем входящим прилеплять бирки с номерами. Свою нацепить вверх ногами.
17. Молча и не шевелясь стоять, отвернувшись лицом в угол. И не выходить...
18. Прибыв на «свой» этаж, громко вскрикнуть, попробовать раздвинуть двери руками, а когда это удастся, искренне удивиться.
19. Выбрать какого-нибудь пассажира и с глупой ухмылкой уставиться на него. Потом объявить: «А у меня новые носки!»
20. Когда в кабине лифта наберется, по меньшей мере, 8 человек, прикрывая рот руками, сгибаясь и хватаясь за тела других, прокричать: «Только не сейчас! Опять!.. Блин, всегда рвет в лифте!..»
21. Периодически мяукать.
22. Предложить 10 долларов тому, кто засунет и вынет лампочку изо рта.
23. Показывать всем свою болячку и спрашивать: «Как вы думаете, это не заразно?»
24. Войдите в лифт с контейнером с надписью: «Человеческий орган – голова».
25. Пристально уставьтесь на какого-нибудь пассажира, затем скажите: «А, вы – один из НИХ!» и демонстративно перейдите в дальний угол лифта.
26. Отрыгнув, скажите: «Мммм… вкусно!»
27. Принюхайтесь и скажите: «Сдается мне, что кто-то тут из вас испортил воздух…»
28. Когда станет тихо, оглядитесь кругом и спросите: «Это не ваш пейджер?»
29. Скажите: «Интересно, а это для чего?» и нажмите красную кнопку.
30. Начните что-нибудь с шумом и чавканьем жевать и предложите попробовать остальным.
31. Производите взрывоподобные звуки каждый раз, как кто-нибудь нажмет кнопку.

Считайте лифт – первым обращением к практике.
Тот день, когда удастся проделать все вышеизложенное без усилий над собой, можете считать той точкой, после которой вам будет подвластно «все». И потребовать вручения диплома...
Однако, зритель, заплативший деньги за зрелище, жесток. Он не намерен делать скидок на твою неопытность. Ему и в форме репризы не предъявишь диплома об успешном окончании курса клоунады. И нет ему дела, что по специализации у тебя крепкая четверка. Начинающий в кольце тысяч глаз и предвзятых мнений…

«НАЧАЛО»

"Он стоял на сцене, настороженный и напрягшийся, оценивая настроение публики, и был похож на чуткое лесное животное, ловящее ноздрями запах приближающейся опасности.
Публика представлялась ему стоглавым зверем, и все эти голову были разными. А ему предстояло рассмешить этого зверя. Тоби сделал глубокий вдох. "Пусть я вам понравлюсь!" - взмолился он.
И начал работать свой номер.
Никто его не слушал. Никто не смеялся. Тоби ощущал, как его лоб покрывается испариной. Номер не получался. Он продолжал улыбаться наклеенной улыбкой и говорить, несмотря на громкий шум и разговоры в зале, чувствуя, что не может завладеть их вниманием. Они опять хотели смотреть голых баб. Слишком много было у них субботних вечеров, когда им приходилось смотреть на лишенных таланта, несмешных комедиантов. Тоби продолжал говорить, несмотря на их безразличие, продолжал, потому что ему ничего другого не оставалось. Он посмотрел в глубину зала и увидел Клифтона Лоуренса (менеджера) и ребят, которые с обеспокоенными лицами следили за его выступлением.
Тоби работал. В зале не было публики, люди разговаривали друг с другом, обсуждали свои проблемы и свою жизнь. Им абсолютно наплевать, здесь ли Тоби Темпл или за миллион миль отсюда. Или вообще на том свете. У него пересохло в горле от страха, и стало трудно произносить слова. Боковым зрением Тоби увидел, как директор направляется к возвышению, на котором сидели музыканты. Он скажет им, чтобы начинали играть, собирается "отключить" его. Все кончено! Ладони Тоби взмокли, а внутри все превратилось в кисель. Он почувствовал, как струйка горячей мочи побежала у него по ноге. Тоби был в таком смятении, что начал путать слова. Он не смел взглянуть ни на Клифтона Лоуренса, ни на писателей. Чувство стыда переполняло его. Директор клуба уже подошел к музыкантам и что-то говорил им. Они посмотрели на выступавшего и кивнули. А Тоби в отчаянии все продолжал и продолжал говорить, желая, чтобы все поскорее закончилось, чтобы можно было убежать куда-нибудь и спрятаться.
Женщина средних лет, сидевшая за столиком прямо напротив Тоби, хихикнула в ответ на какую-то его остроту. Ее соседи умолкли, чтобы послушать. Тоби продолжал говорить в каком-то припадке безумия. Теперь уже слушала и смеялась вся остальная компания за столиком. Потом смех перекинулся на соседний столик. Потом на следующий.
Мало-помалу разговоры начали стихать. Они его слушали. То тут, то там стали возникать вспышки смеха - продолжительного, настоящего; они становились громче и разрастались. Люди в зале превратились в публику. И он завладел их вниманием. Да, черт подери, он владел их вниманием! И теперь не имело значения, что он выступает в дешевом кабаке, набитом простыми рабочими, дующими пиво. Для него важны их смех и симпатии. И все это накатывалось на Тоби волнами. Сначала он заставил публику смеяться, потом визжать и плакать от смеха. Они никогда не слышали ничего подобного ни в этой вшивой забегаловке, ни в другом месте. Они аплодировали, одобрительно вопили, а под конец чуть не разнесли все заведение. Эти люди были очевидцами рождения феномена. Конечно, они об этом не подозревали. Но Клифорт Лоуренс и О Хенлон с Рейнджером это знали. И Тоби Темпл тоже знал.
Бог, наконец, дал о себе знать!"
(Сидни Шелдон – «Незнакомец в зеркале»)

БАГАЖ

Счастье, если багаж Комика достаточно велик. Но багаж не обуславливается количеством репертуара и реквизита. Иногда всего одна работа способна принести быструю популярность, но столь же быстро надоесть, "приесться". Влияние же "школы", влияние "сильного режиссера" будет ощущаться всю жизнь. И это тоже аксиома.
Чем большим авторитетом пользовался человек, который готовил и выпускал тебя, тем сложнее решиться на изменения в запрограммированном. Ты мертвой хваткой, как за спасательный круг цепляешься за работы, принадлежащие теперь только тебе, сделанные «под тебя и для тебя», но чувствуешь себя удивительно беспомощно.
Парадокс:
У сильного режиссера номер сразу завоевывает успех, и артист кормится этим успехом два года, три, иногда даже пять или семь. Короче, до тех пор, пока не набьет оскомину зрителю. Чаще всего после этого на актере можно ставить крест. Сам он ничего не создаст, а "зоб" к тому времени приобретет такой, что не позволит снова войти в полное подчинение к режиссеру. Номер, выпущенный слабым режиссером, не заметен два года, три, пять, всю жизнь, но вдруг, через некоторое время производит сенсацию.
Какая-то маленькая деталь, штрих, изменение внесенное отчаявшимся артистом, и столь разительная перемена? Все достаточно просто. Актер занялся режиссурой, и ему повезло. А могло не повезти, даже если бы он полностью искромсал номер. Почему так?
Познавшему секрет успеха, успех будет сопутствовать всю жизнь. (Как будут сопутствовать и неведомые ранее терзания…)

КТО ЕСТЬ КТО

Режиссер - главенствующая фигура в искусстве. И это не просто "rego" - управляю, это человек, который силой своего воображения способен облечь размытую мысль в конкретную форму. Режиссер - это изобретатель, фантазер-профессионал. Он лепит произведение подобно скульптору. Ему необходимо лишь знать "что" и "из чего". (Но очень часто он сидит без работы, так как не знает - "ЧТО"...)
Вот именно это, ему и предлагает Автор - идею. Пусть позже от первоначального ничего знакомого не останется (бывает и такое!), и автор с трудом сможет узнать свое детище. Но толчок даст он. (Лишь бы материал подобрать соответственный его «произведению»…)
Актер - фигура исполнительская, пластичная, он знает, что режиссеры любят качественный и податливый материал. Актер же универсал, способный сыграть что угодно вообще редкость.
Еще большая редкость - актер мыслящий, актер-режиссер. Такими становятся волею обстоятельств. И такие (к слову) чаще всего добиваются успеха. Именно им предоставлена полная свобода (право) выжать себя без остатка: как Автора своей работы, как Режиссера-постановщика ее и, наконец, как Актера, на которого упадут все шишки.