Пять признаков графомании

профиль удален
 ВСТУПЛЕНИЕ.

Не секрет, что всякого пишущего человека волнует вопрос о том, чем является
его склонность - талантом ли, даром свыше, плодом учёбы и воспитания в
выбранном с детства направлении или обычной болезнью людей праздных, и вместе
с тем, тщеславных - графоманией, то есть, страстью к письму.

 В рамках этой статьи я попытался, на время отойдя в сторону от творчества,
затем снова приблизившись к нему, дать основные, базовые понятия на предмет
того, чем настоящий писатель отличается от графомана.

 Предварительно надо оговориться о том, что, должно быть, известно всем, но
всё же... Ни "чистых" писателей, ни "чистых" графоманов в природе не
существует. Есть лишь так или иначе пишущие люди, в которых либо одни,
дибо другие признаки перевешивают.

 Надеюсь, некоторые понятия об этих признаках помогут графоманам стать
преимущественно писателями или бросить безнадёжное дело и пуститься искать
славу на другом поприще, а писателям - избежать пут порока и стать в своём
творчестве светлее и чище.

 1.ВСЯКИЙ ГРАФОМАН ВСЕГДА ПИШЕТ О СЕБЕ, И ТОЛЬКО О СЕБЕ.

Даже когда он повествует о других людях (от третьего лица), он, тем не менее,
всегда имеет в виду себя, любимого. Собственные переживания и комплексы он
проецирует на своих героев, тем самым делая их носителями своих собственных
свойств, сам при этом оставаясь в тени.  Иные, не столь щепетильные, просто
пишут от первого лица свои мысли, говоря, что это только стиль такой, и ничего
больше, однако очень обижаются, когда этот "стиль" начинают критиковать, так
как воспринимают это так, будто ругают при этом их самих.

Да, и писатель тоже опирается на свои чувства и воспоминания, так как
кроме них, человеку никаких других способов восприятия не дано, но всё таки
искушённый читатель легко отличит настоящее произведение от подделки: вторая
не так глубока, не так многогранна, не так чиста. Имея в виду лишь себя,
графоман тем самым играет в игру с самим собой, а тех, с кем стоило реально
играть, делает лишь наблюдателями, что весьма неприятно как для последних, так
и для самого автора. Читатель, к которому он стремится, оказывается "лишним"
- он не понимает смысла текста, не видит в нём места для себя, и потому
неосознанно от него отталкивается, что удивляет графомана и делает его ещё
более озлобленным и замкнутым на себя.
 
 2.ВСЯКИЙ ГРАФОМАН ОЧАРОВАН СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ.

Подобно тому, как любитель спиртного, соорудив у себя дома самогонный аппарат
и, приведя его в действие, не в силах удержаться от того, чтобы не отведать
свежевыгнанного зелья, пьёт, пьянеет и одуревает, порой даже не доведя процесс
до логического конца, так и фанат собственного таланта, начав сочинять, в
мыслях своих уже видит себя увенчанным лаврами, а потому спешит перечитать
и угостить других ещё не остывшим текстом. Конечно, на волне творческого
экстаза всё, что сделано, воспринимается как верх гениальности, и это первое
впечатление интерпретируется как признак своего рода "силы" произведения. На
самом же деле это далеко не всегда так. Пьющий самогон быстро косеет, и
долго "отходит". Ему хорошо, но тот, кто сидит рядом, при этом лишь морщится
и старается не дышать.

Очарованность от слова "чары". Графоман бывает часто оглушён, околдован продуктом
собственной умственной активности, и впоследствии, стремясь добиться именно
этого эффекта, он забывает, что пишет для себя, а не для людей, тогда как
должно быть наоборот. Он продолжает накручивать порочные круги, выйти из
которых без посторонней помощи (толчка) зачастую не может. Но столкнуть его с
выбранного пути непросто - он не считает себя больным, и, покуда есть силы,
вновь и вновь варит себе новое зелье, заменяющее порой все остальные радости
в жизни.

 3.ГРАФОМАН НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, НО ОБОЖАЕТ УЧИТЬ.

Наклонность эта происходит от тщеславия и гордости с одной стороны, и от лени
и невежества с другой. Графоман полагает, что знает уже достаточно, и настала
пора взять реванш и все свои знания с выгодой реализовать.

Отчасти это верно, поскольку информация, достаточная для питания мозгов, есть
в нём самом - это его дорогие переживания и комплексы. Сырьё для переработки
может быть любым. Графоман всеяден, как рыжий таракан, и столь же неприхотлив.
Любая история, услышанная в общественном транспорте, на вечеринке, газетная
статья, прочитанная книжка, просмотренная видеокассета, могут стать основой
для его новой нетленки. Не особо утруждая себя размышлениями о смысле жизни,
графоман берёт любой понравившийся ему момент из жизни, яркую фразу, и
быстренько облекает это в довольно стандартные фразы и штампованные сюжетные
ходы. Дело сделано.

При этом он не сомневается. Он уверен, что все так делают, а мучения и страдания
- это выдумки романтиков. Текст должен рождаться легко, как у кошки. Всё
остальное, что необходимо для его утверждения - это жёсткий пиар.

Когда графоману дают советы, он злится, так как в своих глазах он и так хорош,
а люди просто завидуют и хотят принизить его достоинства. Правда, те, что
поопытнее, злость свою умело скрывают. Однако и те, и другие, никогда не
согласятся в душе с тем, что им надо ещё многому учиться.

 4.КОГДА ГРАФОМАН ИЩЕТ СЮЖЕТ ДЛЯ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОН В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
   ВСПОМИНАЕТ О СЕБЕ, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ - О СВОИХ ДРУЖКАХ.

Настоящих друзей у графомана, как правило, нет. Есть лишь прихлебатели и
подпевалы, специализирующиеся на лести, взаиморецензировании и прочих видах
сотрудничества.

Писатель, в каком бы жанре он не работал - это член общества, государства.
Его книги - это то, что способно объединить представителей разных
национальностей, религий, профессий, поколений, социальных слоёв. В этом
достоинство и ахиллесова пята писателя: он раб общества, зависимая от него и
обслуживающая его часть. Если он принят и угоден, то живёт хорошо. Если не
пришёлся ко двору, то...

Графоман же изначально противопоставляет себя обществу. Если писатель,
образно выражаясь, это пёс (друг человека), то графоман в лучшем случае -
волк, а большей частью просто шакал. Может, в его сочинениях об этом
прямо не говорится, но смысл их именно в этом.

У графомана могут быть поклонники - потребительски настроенная часть
обывателей, живущая по инерции, ничего не создающая и ничему, кроме себя,
не служащая, обожающая деньги и развлечения, особенно жестокие, и плохо
себе представляющая, до чего это может их довести.

Так и он: пишет потому, что это прикольно. Прототипы его героев - он сам и
его знакомые. Дела и мысли их мутны и примитивны. И это особенно парадоксально,
так как в массе своей графоманы - люди очень образованные и умные.

 5. КОГДА ОН ЧТО-ТО УЖЕ НАПИСАЛ, ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ НЕ ЛЮБИТ.

Каково бы ни было качество вышедшего из-под его пера текста, он считает его
уже совершенным. Вне зависимости от степени уверенности в себе, графоман
уверяет, что править - дело последнее, и требует от критика, чтобы тот
читал внимательнее и искал положительные моменты.

Зато с каким рвением он старается указать другим авторам на их недостатки, при
этом не делая разницы между между такими же, как он, графоманами, и известными
авторами, порой даже классиками литературы. Графоман всвязи с этим - изгой,
отморозок. Он считается только с собой, сам для себя он кумир и идол, что
прямо-таки прёт из него, и больше ничего святого для него нет. Если он и славит
кого-то, то только из соображения привлечь внимание к себе. Как легко он
помогает, так же легко и предаёт. Хотя, справедливости ради надо сказать,
что предательства как такового при этом не происходит - он никогда никого и не
думал уважать.

 6. ГРАФОМАН ЛЮБИТ ПИСАТЬ, НО ЭТО ЕГО УТОМЛЯЕТ.

И тогда он начинает сочинять либо коротенькие рассказы, либо, наоборот, излишне
большие и неумеренно подробные, перегруженные как нужными, так и не нужными
деталями и украшениями.

Трудолюбие - это не его стиль. Скорее, одержимость. Но и она не вечна, и быстро
проходит. Вообще, "любовь" - слово здесь мало уместное. Графоманом движет
страсть, он стремится к удовольствию, к гормональному всплеску, который
сопутствует творчеству. Со временем привычка жить с повышенным эмоциональным
фоном переходит в своего рода зависимость. Лишённый возможности заниматься
своим делом, он испытывает стресс, становится сонливым, озлобленным, порой
агрессивным.  Ну, и по мере привыкания организма требуются всё более и более
высокие дозы гормонов. Начинается поиск более сильных компонентов "дури", или
комбинирование способов самореализации: от круга родных и друзей - к интернет-
сайтам, от них - к публикациям в периодических изданиях, посещение собраний
себе подобных (как правило, в пьяном виде)...

Увы, но за пределами своего круга он так и остаётся никому не известным, а
если и каким-то образом растиражированным, то малоуважаемым как со стороны
коллег, так и со стороны читателей - таких же, как он, эгоистов. Любовь
приходит через самопожертвование, а графоман делает из себя идола, и требует,
чтобы жертвы приносились ему. Желающих, как правило, не находится.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ну вот, вы всё прочитали, и выяснилось, что ничто графоманское вам не чуждо.
Впрочем, как и мне. :0(

Что делать?

Конечно, во-первых отнестись ко всему этому с здоровым чувством юмора, и не
принимать близко к сердцу. А во-вторых, взять на заметку кое-какие моменты,
и постараться сделать из них конструктивные выводы. Иногда это помогает
избежать в будущем самых элементарных ошибок, из-за которых, собственно,
случается большая часть разочарований.