Памяти Кена Кизи

Александр В.Руденко
Перевод статьи опубликованной на сервере CNN

Кен Кизи, чье ЛСД-путешествие на автобусе, стало символом психоделических 60-х , а позже завоевавший признание как романист, скончался утром  10 ноября 2001 года, в возрасте 66 лет.
Кизи умер от осложнений после хирургической операции на печени по удалению раковой опухоли.
Изучив писательское мастерство в Стэндфордском университете, Кизи ворвался на литературную сцену  "Полетом над гнедом кукушки" в 1962 году, а вскоре появился роман "Порою нестерпимо хочется" (1964), затем, спустя 28 лет, был опубликован его третий роман.
В 1964, он совершил рейд по стране в старом школьном автобусе Further, которым управлял  Нил Кэссиди, герой классического  романа поколения битников  "В дороге" Джека Керуака.
Автобус был полон парней,  называвших себя Веселые Проказники, которые стремились найти просветление, употребляя психоделический наркотик ЛСД. Одиссея была увековечена отчетом Тома Вулфа "The Electric Kool-Aid Acid Test." (1968).
"Если кто-нибудь захочет ощутить пульс нашего времени, пусть лучше читатет Кизи", - написал Чарлз Бауден, когда "Лос-Анджелес Таймс" наградила Кизи "Премией Роберта Кирша - 1991" за пожизненные достижения. "И если все будет хорошо и не изменится порядок вещей,  его будут читать и в следующем веке. "
"Порою нестерпимо хочется", величайшая книга Кизи, получившая широкое признание, сага о семейном клане Стэмплеров, грубых независимых лесорубов живущих в лесах Орегона под девизом "Не отступим ни на дюйм". Этот роман был экранизирован. В нем снялись Генри Фонда и Пол Ньюмен.
Но "Полет над гнездом кукушки" стал более известен благодаря фильму, который Кизи ненавидел. В нем рассказывается история  МакМерфи, который симулировал сумасшествие, дабы избежать тюремного лагеря, но который подвергся лоботомии, после того как вступил в конфликт с властями психбольницы.
Фильм 1974 года собрал "Оскары" за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучших актера и актрису, но Кизи возбудил дело против продюсеров, поскольку они отошли от авторской позиции в отношении  главного героя романа, больного шизофренией индейца Вождя Бромдена.
Кизи писал историю на основе опыта работы в Госпитале Ветеранов в Пало Альто, Калиф. В то же время он посещал курс лекций Уолласа Стегнера в Стэнфорде
Затем Кизи продолжал писать различные автобиографические очерки, журнальные статьи и детские книги, пока не выпустил в свет еще один большой роман "Песнь моряка" в 1992 году. Его долгожданную книгу об Аляске можно охарактеризовать как историю "любви во время конца света".
"Это действительно старомодная форма" - сказал он о романе. "Но это вроде Ватикана в мире искусства. "Ведь хоть раз в жизни, да бывает, что вы желаете получить благословение священослужителя".
Кизи всегда рассматривал всяческие проделки как неотделимые от искусства, поэтому в 1990 году он заявил через Смитсонианское Общество, что отправится на своем старом психоделическом автобусе в Вашингтон и передаст его нации. Музей опознал его автобус как новый, не имеющий исторической ценности и отверг дар.
В 1990 году, в интервью Ассошиэйтед Пресс, Кизи сказал, что писать ему стало значительно труднее , с тех пор как к нему пришел успех.
"Когда я работал над "Порою нестерпимо хочется" одной из причин написания было то, что я должен был это написать, ибо был неизвестен," - сказал он. - "Я должен был заполучить все те разлетающиеся воздушные шарики и держать их вместе, ни на что иное не отвлекаясь. Сейчас все изменилось, изменилось  именно потому, что я стал известным. А известность - это плохо для писателя. Вы не можете полноценно наблюдать, если сами находитесь под наблюдением."
Выпускник Орегонского Университета, Кизи вернулся в альма матер в 1990, чтобы учить писательскому мастерству. Курс выпустил "Пещеры" под псевдонимом  ОУ Намор (УО Роман - наоборот), писалось это, буквально из под плетки, каждым студентом, и каждый из них был одним из персонажей.
"Жизни этому произведению придает  то, что  люди верят -  все герои дышат, встают на ноги, отбрасывают тени, и проживают свои жизни, и чувствуют агонию", сказал Кизи позднее. " И это шутка. И эта шутка из тех, что заставляют задуматься. Это ни что иное, как вещь навеянная музами."
Среди его величайших достижений рассматривалась книга " Бельчонок-шалун и Медвежище-хитрище" написанная по мотивам сказки Озаркских гор, рассказанной его бабушкой. Она включена Библиотекой  Конгресса США (1991) в список рекомендованных для прочтения детьми книг.
"Я попал туда вместе с доктором Сьюз", - ликовал он. 
Кизи нравилось устраивать представления. Иногда он декламировал отрывок в высокой шляпе и фраке, под аккомпанемент оркестра; накидавал на голову шаль, когда брал на себя роль своей бабушки-прототипа, читая детские стишки, "Полет над гнездом кукушки".
Другие его работы, включая "Продается гараж Кизи" и "Сундук демона", сборники эссе и коротких рассказов. "Дальнейшее расследование" - еще один взгляд на путешествие 1964 года, в котором душа Кэссиди привлекается к суду. "Морской лев" - еще одна детская книга, рассказывающая историю мальчика-калеки, который спас свое Северозападное индейское племя от злого духа, вызванного во время церемонии жертвоприношения.
Родился Кен Кизи в Ла Хунта, Колорадо, в 17 сентября 1935 года. В 1943 году он покинул  сухие прерии и переехал на молочную ферму своего деда, расположенную в лесистой равнине Вильяметт, Орегон. Он получил степень бакалавра журналистики в Орегонском Университете, где также занимался спортивной борьбой.
После четырехмесячного заключения в калифорнийской тюрьме, за хранение марихуаны, он в 1965 г. обосновался в Плизант-Хилл со своей университетской подругой Фэй, и воспитал четырех детей.  Их наскорую руку выстроенный, похожий больше на сарай, красный дом, с большой звездой голландских поселенцев на стене, стал вехой психоделической эры, привлекающей  бесчисленное количество странников в облегающей аляповатой одежде, ищущих просветления.
Автобус Further заржавел на болотистом пастбище, пока Кизи выращивал коров.
Диагноз "диабет" был поставлен Кизи в 1992 году.
Его сын Джед, погибший в 1984 году, когда попал в аварию микроавтобус борцовской команды Орегонского Университета, был похоронен на заднем дворе.