Поистине, широка страна моя родная. Так много городов, так много селений. Кто знает, куда занесет его судьба, в какую сторону? На Колыму ли, в Новгород ли? Мне же выпало оказаться во Владимире. Городе, который не хуже и не лучше тысяч подобных местечек в России.
Что поражает почти сразу - отношение жителей к своему городу. Кажется, что жители его не любят и не уважают. Кажется, что они забыли о той многовековой истории, о том прошлом, когда город, оправдывая свое гордое имя, действительно владел всем славянским миром. Даже в музеях на самых видных местах висят очень показательные выдержки из каких - то владимирских газет конца ХIХ века. Приведу некоторые из них. “Музеи, театры и прочие учреждения, способствующие умственному и духовному развитию, в нашем городе пока блистают своим отсутствием”. “Во Владимире находится 117 питейных учреждений. То есть по 1 на 108 человек, тогда как по всей России в среднем 1 на 1200. Каждый владимировец от 21 до 75 лет выпивает в год 5,6 ведра водки”. “Торговля в городе если и была когда - то, то теперь исчезла совершенно”...
Но на все смотришь по-другому, когда пройдешься по городу. Говорить о Золотых воротах, о Дмитриевском и Успенском соборах не обязательно, они всегда были и будут украшением Владимира. Прекрасное здание бывшего женского монастыря, возвышающееся над всем городом, также не нуждается в описании. Надо сказать о том, что совсем не заметно для простых туристов, главная цель которых - сделать пару фотоснимков около памятника, название которого они даже не потрудились узнать.
Город этот древний. Может, в этом его беда, а, быть может, и благо. На его улицах редко встретишь “крутые” мерседесы и джипы, “пацаны” в спортивных костюмах не «разводят лохов». Во Владимире царит редкое спокойствие. Здание католического костела мирно соседствует с православными храмами, которые, в свою очередь, спокойно уживаются с главной улицей, которая носит гордое имя III Интернационала. В центре нет даже десятой доли той суеты, которую можно было бы наблюдать на Тверской в Москве или на Невском в Питере. Питейных заведений, действительно много, но жители особо этим не злоупотребляют. Пьяный на улице - явление необычное.
Проблем, конечно, хватает и во Владимире. Люди месяцами не видели зарплаты, потому коммерция в городе - дело не очень то и прибыльное. Цены ниже московских. Но даже по таким ценам люди редко позволяют делать покупки... На улицах много нищих. Половина из них пенсионеры, вторая же, что самое страшное, - молодые люди. Просьба и оправдание у них одни - сократили на работе. Причем, это не нахальные московские нищие, которые считают, что произнеся магические «Поможите пожалста», «Ми сами не местные», «двадцать семей беженцев на вокзале»…облагодетельствовали подающих. Владимирские нищие - действительно жалкие и несчастные люди, которые через стыд идут просить милостыню. Но помочь им редко кто может. Работу здесь гораздо легче потерять, чем найти. Да и если найдешь, неизвестно, будут ли платить…
Владимир делится на две части. На первый взгляд, старый город отличается от нового так же, как телега отличается от самолета. Но, приглядевшись, осознаешь, что отличия только кажущиеся. Если в старом городе дома либо деревянные, либо кирпичные, но прошлого века, то в новом дома, хотя и возведены в семидесятых годах нашего столетия, ремонта требуют ничуть не меньше. Если в старом городе реконструируется и не работает несколько церквей, то в новом также почти не работают заводы. Люди же одинаковы и тут и там. Кажется, что они уснули, но это обманчивое ощущение. Они просто живут так, как умеют. Живут, как жили их предки, и как, вероятно, будут жить их потомки.