Бо Рис - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
При всём желании не могу заставить себя видеть в этом хоть каплю художественного вымысла - уж очень типична ситуация, и даже кажется, что на бейдже какой-то кассирши в универсаме почти в самом конце Будапештской читал когда-то "Карина"...
Бо Рис 17.04.2010 16:54 Заявить о нарушении
Фу-ух, обойдёмся без теологических споров)
Рассказ понравился, очень "атмосферно" получилось. Спасибо за приятное чтение.
Бо Рис 18.03.2010 22:05 Заявить о нарушении
Интересные у Вас получились размышления... Не берусь сходу откомментировать всё, но кое-что отметить попробую:
1. Недавно где-то в сети видел рассуждение как раз о "религиозности" теории большого взрыва. Как и Вы правильно подметили, она на самом деле очень хорошо вписывается в христианские представления о мире. Однако сейчас Стивен Хокинг занят как раз доказательством того, что сингулярности (следовательно, и большого взрыва) могло и не быть. Не знаю, что из этого выйдет, тем более что ТБВ согласуется не только с христианскими, но с многими языческими представлениями.
Также остаётся открытым вопрос о начальной точке. Слишком сложно представить себе хотя бы отсутствие времени (а оно ведь когда-то началось и когда-то закончится), а уж как уместить в мозг представление о тотальном "ничто"?..
2. Антропный принцип, по-моему, слишком простое объяснение, но и сбрасывать его со счетов тоже нельзя. Равно как и пренебрегать крайне малыми вероятностями.
3. Рассуждение про Дарвина понравилось, но в нём видно Ваше неприятие некоторых церковных догматов. Я понимаю, что вера != религия, но по какому принципу Вы отбираете "правильные" и "неправильные" религиозные идеи?
4. По своему опыту говорю, что серьёзный программист "делает свой мир", чтоб потом его продать. Я не хочу такого бога)))
Хотел продолжить разбирать дальше, но задался более глобальным вопросом: почему люди всегда выдумывают себе богов по своему подобию, почему считают себя чем-то особенным, достойным "разумного создания"? Только потому, что человек смог подчинить себе весь остальной мир? Вернее, свою крохотную, никому в масштабах Вселенной не нужную планетку? Не плод ли тщеславия все мировые религии? Тут не докажешь ни одну точку зрения и ничего не познаешь. По крайней мере, не раньше собственной смерти)
Бо Рис 16.03.2010 15:55 Заявить о нарушении
Отвечаю по пунктам:
1. По моим наблюдениям, ни одна фундаментальная научная теория, будь то теория относительности, Большого Взрыва или теория Пригожина о способности материи к самоорганизации, не дает никаких преимуществ ни атеистическому, ни религиозному взгляду на происхождение Вселенной. Думаю, что с возможной теорией Хокинга будет то же самое. А то, что некоторые вещи сложно себе представить, свидетельствует лишь о неадекватности наших органов чувств как источников информации. Они хорошо служили обезьяне, но с тех пор в нашем сознании произошли некоторые изменения.
2. Смысл антропного принципа мне еще труднее представить, чем отсутствие времени и пространства.
3. Если церковный догмат противоречит научно установленным фактам, я делаю выбор в пользу фактов. Догматов, канонизирующих какие-либо научные теории, просто не должно быть. Наука и религия - совершенно различные способы познания мира, и не должны пересекаться, хотя предыдущий рецензент, К. Баландин, пытается убедить меня в необходимости их синтеза. Посмотрим, как это у него получится, я еще не прочитал его трактаты. Библия, да и другие священные книги, достаточно символичны, и в этом смысле не противоречат современной науке. А до представлений буддизма наука, по-моему, еще просто не доросла, хотя явно к ним приближается.
4. Согласитесь, что по части "серьезности" Всевышний на несколько порядков превосходит самого серьезного нашего программиста. Вряд ли его интересуют коммерческие вопросы. Предполагаемые Его мотивы я изложил в статье, но это только мои предположения.
Что касается подобия: из всех известных нам существ только человек обладает разумом и самосознанием. Бог - по определению - тоже. Только в этом и подобие, ни больше, ни меньше. ВБиблии Бог принимает разные обличья, огненного куста, например. А "достойными разумного создания", вернее, "разумно созданными" верующие считаютне только себя, но и весь мир. Кстати, в "антропном принципе" тщеславия, по-моему, намного больше. Вот и все пока.
Сергей Булыгинский 16.03.2010 21:51 Заявить о нарушении
По первым двум пунктам я с Вами согласен, а вот насчёт третьего... Не окажется ли рано или поздно, что наука опровергнет всё? Можно говорить о символичности текстов, но что-то мало кто на практике с этим соглашается. Даже весьма прозрачно доказуемый факт того, что в библии не упоминается дьявола/сатаны/люцифера встречает противодействие со стороны христиан. И они не то что не принимают фактов, они просто и разговаривать об этом не хотят. И такое упрямство проявляется у большинства. Что уж говорить о мусульманах, чей ислам - всего лишь "надстройка" над христианством.
4. Даже если предположить существование чего-то высшего, говорить о его мотивах не приходится. Много ли знают тараканы в наших квартирах о наших мотивах?
Я говорил не только о внешнем подобии... Вот Вы говорите о разумности человека - а так ли это? Можно ли считать себя разумными только потому, что мы сами придумали этот термин и его критерии?
Бо Рис 17.03.2010 01:06 Заявить о нарушении
Как кто интерпретирует тексты священных книг, это его дело, и я не считаю себя обязанным верить всем толкованиям, хотя убежден, что в основе каждой религии лежит не просто фантазия, а некое интуитивное прозрение, как и в науке, с той лишь разницей, что в последней правильность его можно доказать.
Я сам не сторонник идеи персонифицированного зла, хотя и написал небольшую трилогию под названием "Князь мира сего". Моей целью было вовсе не доказать существование Сатаны, а как раз переосмысление некоторых библейских событий, общепринятое толкование которых вызывает у меня протест.
Считать ислам надстройкой над христианством неверно, он гораздо ближе к иудаизму, хотя и признает Ису как пророка. Вообще у меня сложилось впечатление, что чем древнее религия(я говорю только о трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе), тем более великие интуитивные прозрения лежат в ее основе. Буддизм - вне конкуренции. Вероятно, это плата за технический прогресс.
Говорить о мотивах Всевышнего, конечно, большая наглость, но не я первый начал.
Сомневаться в разумности человека по той причине, что он сам придумал критерии разумности - нелепо. Все известные нам термины и критерии придумали мы сами, если сомневаться в нашем праве на это, то о чем вообще можно говорить? Другое дело, что до коллективного разума человек еще не дорос. Толпа всегда глупее и более внушаема, чем отдельный человек. О человечестве в целом я уже и не говорю. Моя статья, в частности, о том, как может появиться коллективный разум и к чему это может привести. Кстати, решающим отличием человека от животного я считаю не расплывчатое понятие разума, а самосознание. Об этом я тоже писал в рассказах "Первый" и "Час собаки"
Сергей Булыгинский 17.03.2010 17:18 Заявить о нарушении
Но только Вы не хотите отказываться от идеи чего-то высшего, работающего по удобным человеку принципам. Человек сам себя назначил высшим существом и согласно этому принципу функционируют почти все религии. На каком основании человеку приписывается душа, а кошке в ней отказывают? Почему бог занят единственными существами, которые могут обманывать, убивать без надобности и лицемерить? Скорее всего, просто потому, что настолько несовершенному существу понадобилось придумать себе бога, чтоб организовывать толпы, налагать запреты и не думать о смысле жизни.
Бо Рис 17.03.2010 23:56 Заявить о нарушении
А среди христиан нежелание слушать доводы атеиста чаще всего свидетельствует о недостаточности веры. Человек стремится к Богу, всячески старается укрепить еще не твердую интуитивную веру, а тут Вы со своими аргументами, подкрепляющими его сомнения. Соблазн, однако. Твердый в вере христианин доброжелательно выслушает все, кроме оскорбительного богохульства и попытается возразить, даже если противник заведомо более "подкован" и опытен в споре. И Вам не поколебать его веру не потому, что он не захочет слушать, а потому что логического опровержения существования Бога нет, как, впрочем, и доказательства. Его "религия для личного пользования" может не во всем совпадать с тем, что говорит церковь, но она как раз самая твердая. Взять хотя бы Александра Меня. Его взгляды во многом расходились с официальной церковью, но ни один из нынешних ее служителей не сравнится с ним. Лично мне он очень помог преодолеть вбитое с детства атеистическое воспитание.
Еще менее я склонен согласиться с тем, что Бог работает по удобным для человека принципам. Его заповеди, если им следовать, очень ограничивают наше священное право получать от жизни удовольствия и делать гадости другим.
А посмертная награда... Покажите мне христианина, который действительно верит, что после смерти будет блаженствовать в раю, с заслуженным удовлетворением глядя на корчащихся в аду грешников!
О душе. Я уже изложил в статье свое мнение, почему Бог уделяет особое внимание нам, грешным, повторяться не буду. А поиски смысла жизни - это, пожалуй, "привилегия" именно верующего человека. Я, в частности, не представляю себе смысла жизни без веры. В чем он тогда? В удовольствиях, котрыми быстро пресыщаешься и уж точно не унесешь с собой в могилу? В прогрессе человечества, который, того и гляди, приведет нас к самоуничтожению? В потомках, которые будут точно так же обманывать, убивать и лицемерить, как и мы?
А что касается животных - на хрена она им нужна, душа?Думать о смысле жизни? Без самосознания они прекрасно обходятся, а с прочими атрибутами разума - сообразительностью, чувством юмора и способностью к общению - у них и так все в порядке. См.http://www.proza.ru/2010/02/17/1431 Извините, опять я себя рекламирую, но это в самом деле интересное наблюдение.
Сергей Булыгинский 18.03.2010 15:32 Заявить о нарушении
Смысл жизни и понятие души - это ещё две бесконечных темы для споров... Скажу только, что "бездушные" животные оказываются куда выше и чище людей. Можно сказать, что у них просто нет свободы выбора. Но не велика заслуга в том, чтоб выбирать меньшее из зол (нам же зачастую не удаётся выбирать даже между злом и добром). Я хотел бы быть зверем)
Бо Рис 18.03.2010 22:02 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 19.03.2010 13:07 Заявить о нарушении
Бо Рис 19.03.2010 14:23 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 19.03.2010 15:42 Заявить о нарушении
Удачи, успехов!
Константин Баландин 07.04.2010 16:29 Заявить о нарушении
Кстати, тут, на Прозе, есть такая Академия Космореализма, я только бегло посмотрел их труды, но, по-моему, какие-то точки соприкосновения у них с Вами есть.
С уважением,
Сергей Булыгинский 08.04.2010 14:12 Заявить о нарушении
Константин Баландин 09.04.2010 22:57 Заявить о нарушении
Константин Баландин 09.04.2010 23:01 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 10.04.2010 18:39 Заявить о нарушении
Нет ничего проще, чем сбросить всё на какого-нибудь бога и опустить руки. Дешёвые сказки успокаивают и дают уверенность, а Новый мир открыт только тем, кто живёт своим умом и хочет идти вперёд.
Бо Рис 14.03.2010 17:39 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 14.03.2010 22:20 Заявить о нарушении
PS:
Да снизойдёт на Вас Всемакароннейшая Благодать!
Бо Рис 14.03.2010 23:26 Заявить о нарушении
Да не навешает Летающий Монстр макаронных изделий на Ваши божественные уши!
Сергей Булыгинский 15.03.2010 10:56 Заявить о нарушении
Бо Рис 15.03.2010 14:17 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 15.03.2010 15:36 Заявить о нарушении
Бо Рис 15.03.2010 23:03 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 16.03.2010 10:45 Заявить о нарушении
Бо Рис 16.03.2010 15:25 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 16.03.2010 16:58 Заявить о нарушении
Бо Рис 16.03.2010 19:39 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 16.03.2010 22:44 Заявить о нарушении
Бо Рис 17.03.2010 01:10 Заявить о нарушении
Речка Бо 14.06.2010 19:15 Заявить о нарушении
Речка Бо 30.12.2010 15:24 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 30.12.2010 20:14 Заявить о нарушении