Иван Дриан - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Про надпись -- здОрово. Остальное -- "любовь-морковь". Но все же... "Утро" лучшее ИМХО.
Иван Дриан 24.10.2009 07:14 Заявить о нарушении
Астрея 24.10.2009 13:45 Заявить о нарушении
Зе бест! "лицо, как вместилище житейских нужд" понра.
Иван Дриан 24.10.2009 07:10 Заявить о нарушении
СПАСИБО за визит!!!
Астрея 24.10.2009 13:27 Заявить о нарушении
Клево, пронра. Вот в тему, наверное :-)
Лишь тот не боится крутого к победе пути
Кому незаметна улитка на склоне Фудзи.
Иван Дриан 24.10.2009 07:04 Заявить о нарушении
Сливаясь с тенью,
Срываясь ...
в одинокий крик...
СПАСИБО!
Астрея 24.10.2009 13:43 Заявить о нарушении
Понравилось:
...Я закрою банальную дверь
И начну небанально - сначала.
Иван Дриан 19.10.2009 20:54 Заявить о нарушении
Чтение рассказа вызвало у меня больше вопросов, на которые я сам бы хотел знать ответы, чем конкретных советов/пожеланий/оценок. Боюсь, что сейчас не успею всего написать, но начну.
Видимо, я не являюсь среднестатистичеким вашим читателем, и мои наблюдения нелзья считать объективными. С первых строк, ритмика повествования показалась мне резонансно-знакомой. У меня возникло какое-то дежа-вю, не в смысле, что я где-то это читал, а в смысле что я где-то это уже писал. Прошу, не смейтесь и не сердитесь. Возможно, это легко объяснить тем, что любой непрофессионал, не имея своего сложившегося стиля, кому-то неосознанно подражает. У меня есть неоконченные рассказы, вот начало вашего и двух моих.
Наконец настало утро.
Низкое московское небо
свалявшейся серой ватой нависло над городом,
заглушая не смолкавший ни на секунду
шум его механического сердца.
Снег в эту зиму шел на удивление часто.
На тротуарах, проезжей части, в метро
он таял за считанные минуты,
превращаясь в мутные лужи
под ногами суетливых прохожих.
***
К утру снегопад прекратился.
Он оставил после себя
чистый покров на сомкнутых крышах кварталов,
во дворах, с ниточками протоптанных тропинок,
в скверах, с сугробами вместо скамеек.
В гостиной Луки Апполинариевича было жарко и светло.
От больших окон,
в которые был виден заснеженный переулок,
исходила ватная тишина, от чего звуки
накрываемого домработницей стола
приобретали бОльшую значительность.
***
Солнце уходило к себе.
Рубиновым светом зажглись перья высоких сухих облаков,
почти весь день неподвижно паривших над далеким лесом.
Неуловимо заканчивалась одна девяностая часть лета.
Воздух стал прохладнее,
и тепло теперь шло
от огромного пыльного поля всклокоченной земли
с рядами чахлых одинаковых растений.
(должен прерваться, продолжу завтра)
Иван Дриан 16.10.2009 07:50 Заявить о нарушении
Не торопитесь, Иван, я подожду. Пишите, когда будет время. Всегда рада Вашему визиту.
И любопытно, что же Вы напишите дальше...))
Елена Вихарева 16.10.2009 16:43 Заявить о нарушении
А может, я не прав и добрая половина рассказов начинается с этих ритмичных и разновеликих балладных толчков, сдвигающих повествование с точки останова, словно трогается поезд, с хорейными стопами в конце предложений, настраивающих на длительную и плавную поездку.
Если б я был авторитет в литературе, то я бы говорил, что только так и надо писать вступление рассказа. А пока, это лишь мое предпочтение и свидетельство моей предрасположенности к вашему творчеству.
Сначала немного негатива, которого мало. Я, наверное, должен сказать о том, что кольнуло. Первое, это иностранные слова, там, где они не совсем нужны, на мой вкус: «час икс», «коттедж», «параллельный мир», «дела по бизнесу», «парфюм». Если бы я был француз, то назвал бы эти слова ненужными комочками в изысканной однородности фуа-гра(*) вашего изложения.
Второе, это несколько мест, где масштаб времени неожиданно изменяется, например, в сцене на кухне. Она видит его глаза, и тут же, через точку, он уже стоит в коридоре. И в сцене в самолете, когда момент прочтения смс, с одной стороны, следует за пожеланиями капитана на взлете, переживание смс хочется связать с «зависанием над облаками», которое должно произойти минут на 20 позже.
Очень понравилось внутренняя логика построения персонажей. Образы, возможно, вылеплены не всеобъемлюще, чего нельзя требовать от рассказа, но непротиворечиво. Совершенно нельзя упрекнуть в "придуманности".
Еще -- замечательная метафоричность, которой слова автора задают тональность рассказа.
Справедливо, что каждый читатель видит свое. Вот что увидел я.
(продолжу)
*) фуа-гра (Foie gras) -- нежнейший паштет из гусиной печенки, обязательный деликатес на рождественском столе французов. Для получения неповторимого вкуса гусей кормят только смесью кукурузных зерен и оливкового масла в течение 2-3 недель.
Иван Дриан 18.10.2009 01:36 Заявить о нарушении
Этот рассказ – моментальный снимок сильных и противоречивых чувств героини. Чувств, которые, хочет она того или нет, являются точкой изменения ее личности. Она уже будет другой, опять же, хочет она того или нет. Выбор, который она УЖЕ сделала, выбор, продиктованный логикой и чувствами последних нескольких месяцев, выбор неизбежный как бухгалтерское «Итого», меняет ее качественно. И как любое изменения качества, это составляет драгоценность момента. Куколка превращается в бабочку. Капля воды – в снежинку. Девушка в женщину (не физиологически, а ментально). Тут интересна концепция "родного незнакомца", как бы искажение видимого мира в момент, когда героиня меняется.
Сюжет здесь имеет вспомогательное значение. Важнее описываемая в деталях повседневность, которая играет роль ТЕХ красных флажков, за которые безвозвратно уходит героиня в описываемый день.
Трагический финал -- скорее символ. Для героини этого мужчины УЖЕ не стало в момент принятия решения уехать, еще до описываемого утра.
(еще не все) :-)
Иван Дриан 18.10.2009 03:10 Заявить о нарушении
Да, да...я подожду финала))
Елена Вихарева 18.10.2009 06:03 Заявить о нарушении
(окончание)
А вот что меня заставило задуматься -- не критиковать, а задуматься.
То есть в рассказе центром есть переживания героини. Как заставить читателя прислушаться и найти это важным? Как вызвать сопереживание? Чувства одной незнакомой человеческой единицы, как и вся его жизнь, исторически, безразлична в пост-советском обществе. "Незаменимых людей нет", "Есть человек -- есть проблема, нет человека -- нет проблемы" -- все это еще не изжито. Заставитьсопереживать просто так -- очень большой труд для читателя.
Я вспоминаю один поучительный пример. Лектор в планетарии рассказывал об очень сложных вещах из современной астрофизики. Чтобы проложить дорожку от обыденности к высоким материям и увлечь слушателей, он, в самом начале, снял с руки золотое обручальное кольцо и спросил у слушателей, откуда, по их мнению, взялось золото для егоизготовления . Все быстро пришли к очевидному ответу, что золото -- ископаемый металл, пришел из недр Земли. Тогда он спросил, откуда взялось золото в Земле, если земляобразовалась из сгустка межзвездной пыли, а металлы образуются в недрах звезд. Никто не знал, и тогда он сказал: "Это кольцо сделано из остатков далеких звезд, которые за миллиарды лет до образования Земли родились, зажглись, сгорели, взорвались и рассеялись в виде пыли". Публика былаошеломлена, и потом, с огромным интересом напрягалась, стараясь понять, что такое "искривление пространство-времени", и что такое "сфера Шварцшильда", и т.д.
Наверное, читателю надо помочь. Федор Михайлович облекал все в детективный сюжет. Мистика, фэнтези, мыльная мелодрама и пр. -- все это годится, чтобы быть проводником читателя от первой до последней строчки. А уж когда он пойдет за вами, то вам будет что ему сказать.
Кстати, практически то же самой и вы мне говорили про "Зеро".
Иван Дриан 19.10.2009 07:10 Заявить о нарушении
Елена Вихарева 19.10.2009 09:51 Заявить о нарушении
Я чувствую, что это важно, но не знаю ответа, как это делать.
И извините, Елена, за склеенные слова: копировал из другого редактора, там это выглядело как переносы на новую строку. :-(
Иван Дриан 19.10.2009 22:17 Заявить о нарушении
Иван Дриан 19.10.2009 22:33 Заявить о нарушении
Иван Дриан 20.10.2009 00:41 Заявить о нарушении
В любом случае спасибо за Ваше внимание и отнятое время.
Елена Вихарева 20.10.2009 08:56 Заявить о нарушении
Я боюсь критиковать и говорить «как надо», потому, что я этого не знаю. На положительной стороне, я понимаю психологическую коллизию рассказа, разделяю выбранный вами стиль. Обсуждая, есть возможность взглянуть на рассказ с двух точек зрения, не сильно удаленных. Что даст ОБЪЕМ восприятия. Давайте вести диалог!
(Извините за телеграфный стиль: эта неделя какя-то ужасно трудная у меня.)
Иван Дриан 21.10.2009 05:21 Заявить о нарушении
Понравилось, о чем-то вспомнилось похожем. Давненько это было...
http://www.proza.ru/2009/09/27/1210
Иван Дриан 14.10.2009 21:54 Заявить о нарушении
"Два Космоса...": Так получилось, что за несколько дней я 3 или 4 раза столкнулся с этим вашим блестящим стихом в разных контекстах. В общем, можно больше не писать :-)
Если серьезно, то пусть ваше Вдохновение не тронут никакие превратности буден.
Иван Дриан 12.10.2009 00:29 Заявить о нарушении
ИМХО, это не экспериментальная поэзия, а шаг к АБАЛДЕННОЙ прозе. Потому, что уже хочется узнать, что было до этого момента и что будет дальше. Какие секреты? Что случится в Париже? Зачем героиня была на "другом конце света"? Кто этот ОН, уехавший, исчезнувший?
Если вы не читали вот это http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm -- прочтите обе редакции книги, и 1929 года и 1982. Первая более академичная, вторая -- более свободная. Они интересно написаны и я, например, не читал ничего более увлекательного на данную тему. Тем более, что вас она интересует.
Успехов!
Иван Дриан 11.10.2009 18:48 Заявить о нарушении
Все же...это поэзия)) Там есть рифма. Да, да...присмотритесь внимательнее, Иван. А что было потом и т.д. мной уже написано, но в прозе - рассказ "Женщина".
Елена Вихарева 11.10.2009 19:42 Заявить о нарушении
Ой, как мне понравился сюжет! Люди, которые занмаются извозом, они так много видят, что, поневоле, становятся "психологами" и понимают других очень хороошо (ну, в меру своего ума, конечно). Отсюда и крепкая мотивировка событий. Но мне чего-то не хватило... Не могу выразить пока... (подумаю). Мне кажется, что здесь есть еще потенциал для углубления, даже не увеличивая размер текста. Но это так, ИМХО.
Иван Дриан 11.10.2009 02:46 Заявить о нарушении
Чего-то не хватает, говоришь? Честно, у меня самой какое-то ощущение недосказанности есть с самого начала, а вот чего???? Буду благодарна, если возникнет желание помочь:))))
Ирина Гончарова 11.10.2009 22:30 Заявить о нарушении
Мне почему-то это показалось рассказом, где местоимения Он и Она поменялись местами. Разве что женщины гораздо реже извиняются первыми. Хотя, написано хорошо, как на мой вкус.
Иван Дриан 10.10.2009 19:18 Заявить о нарушении