Журнал Алексеевск-Свободный - полученные рецензии

Рецензия на «В защиту норманизма» (Журнал Алексеевск-Свободный)

"Собственно русская же народность (великорусская) формировалась около пяти веков путём постепенного слияния разных этнических групп славян (ильменских словен, кривичей и вятичей), финнов (чудь, меря, мурома) и потомков норманнов, а также переселенцев с южнорусских земель."
Не указаны балты. Во всяком случае племя голядь сыграло важную роль в этногенезе русских.
"Известный по европейским средневековым письменным источникам Рерик Ютландский, которого большинство современных исследователей истории Древней Руси ассоциируют с летописным Рюриком... Рюрик по матери был славянином-ободритом и одно время, предположительно, даже исполнял функции ободритского князя."
Рюрик=Рерик Ютландский - это лишь одна из гипотез. Дескать владея фризской областью Рустринг (отсюда дружина Рёрика - русы; но зачем викингу набирать дружину из фризов, которые против иноземных датчан, включая Рёрика, восставали?) Из "современных исследователей" эту гипотезу отстаивает А. Кирпичников, занимавшийся раскопками Старой Ладоги. Такие спецы, как А. Назаренко, И. Данилевский, В. Пашуто, А. Сахаров, Э. Роэсдаль, не поддерживают тождества Рюрика и Рёрика. Нет никаких фактов, подтверждающих, что мать Рёрика была славянкой из племени бодричей. Просто сторонники тождества Рюрика с Рёриком указывают, что ряд датских и шведских конунгов брали в жены дочерей ободритских князей (Харальд Гормсон - дочь Мстивоя, Эрик Победоносный и его сын - каких-то девушек из "вендов"), так почему бы Рёрику не жениться на западной славянке, тем более, что Рёрик одно время якобы владел вендскими землями?
"Ему необходима такая степень хозяйственного развития страны, которая обеспечивает создание прибавочного продукта, достаточного для безбедного существования правящего класса и содержания всех государственных институтов"
Дело не в достаточности прибавочного продукта, а в наличии власти, отчужденной от народа, собирающей дань для содержания централизованного аппарата принуждения, на фоне распада родовых отношений и перехода размещения населения не по племенному, а территориальному признаку. Необходимо также отделения ремесла от с/х, появление экономического неравенства, выделение военного сословия. А прибавочный продукт дают грабительские походы. Особенно в богатую, но в военном отношении не достаточно сильную Византию.
Скорее всего какие-то формы государственности существовали в будущей Руси до призвания Рюрика - на территориях распадавшихся восточнославянских племенных союзов, в том числе и племенного союза полян с центром в Киеве.

Алексей Аксельрод   02.11.2017 17:52     Заявить о нарушении
Думаю, область "Рустрингия" получила своё название именно от Рюрика, уже после того, как он стал правителем Руси.
Фризы частенько восставали не только против датчан, но и против других иноземных правителей (например, франков). Но это вовсе не значит, что в дружине Рюрика не было фризов. Фризы и другие народы западной Европы 9-го века уже не были относительно едиными варварскими племенами. У них уже формировалось классовая структура (феодалы, зависимые крестьяне, профессиональные воины-дружинники). Феодалы и воины присягали Рюрику как своему сюзерену. Из них и состояла его дружина во время похода на Русь. Многие из них остались там. Восстание же во Фризии началось лишь несколько лет спустя.
Сведения о славянской матери Рюрика есть в Иоакимовой летописи. Правда, не все историки признают существование этой летописи.
Власть, отчуждённая от народа, может возникнуть только там, где имеется прибавочный продукт, достаточный для её содержания. Та же предпосылка необходима и для распада родовых отношений, отделения ремесла от с/х, появления эк. неравенства и т.п. неравенств.
Грабёж - один из источников накопления прибавочного продукта,но недостаточно регулярный и очень ненадёжный (поражение сразу прекращает существование основанной на нём власти).
Византия в 9 веке была самым мощным в военном отношении государством. Её армии чаще всего удавалось тогда успешно громить полчища грабителей, вторгавшихся на её территорию. Успех первых набегов русов был связан с внезапностью морских нападений. Когда внезапности добиться не удавалось, следовало неизбежное поражение (гибель флота Игоря).
Существование государств у восточных славян до прихода норманов не подтверждено никакими источниками. Необходимых условий для его самостоятельного возникновения здесь в 9 веке ещё не было.

Журнал Алексеевск-Свободный   09.11.2017 09:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене» (Журнал Алексеевск-Свободный)

бесспорно русские (в современном смысле слова) славянские племена – это ильменские словене и вятичи.
"Русские славянские племена" - ненаучный, а значит, неточный термин. На территории Московской области археологи нашли поселения вятичей и кривичей. Этническое происхождение кривичей не вполне ясно, они многое восприняли от балтов, сам эпоним Крив подозрительно схож с легендарным персонажем балтов - жрецом Криве-Кривайтисом. Примечательно, что ПВЛ рассказывает, откуда "приидоша" те или иные восточно-славянские племена, но о кривичах просто говорит, что они "сидяху" на огромной территории от Западной Двины до верховьев Волги. ПВЛ вообще не включает кривичей в число словен: ""ноугородци", полочане, север, бужане, дреговичи - суть словене"!
Вятичи, по преданию, пришли на будущую родину вместе с радимичами из "лях" (т.е. с территории западных славян - Средняя Висла), хотя те же археологи прослеживают их исход с верховьев Днестра. Ильменские словене пришли с территории балтийских славян (культура длинных курганов) - разновидность западных славян. В 9 в. сюда же, по данным археологии, пришли и поселились здесь роды днепровских славян (радимичи, возможно, и поляне).
Северяне - вообще уникальное племя, не имеющее к северу никакого отношения. "Сиверь" - это искаженное название сарматского племени сявиров ("черных" в переводе, отсюда, возможно, название их центра - Чернигова), которое, видимо, было ославянено пришельцами-славянами с юго-западо и скорее всего восприняло сарматский культ Хорса (солярного бога) и ряд иранских слов: "собака" наряду с общеславянским "пес", "хорошо" наряду с славянским "добро", "топор" наряду с славянским "секира" и т.д. С другой стороны, само название части древних славян - племенного союза антов, возможно, говорит о слиянии распадающихся сарматских племен со славянами ("антас" считают сарматским словом со значением "край", т.е. анты - крайние с востока от склавенов).
В настоящее время в научной среде считается, что современный литературный русский язык является итогом сближения и объединения двух древних диалектных систем — центрально-восточной (ростово-суздальской и рязанской) и северо-западной (новгородско-псковской).
"...вятичи могли прийти сюда только с запада."
Вятичи и радимичи, повторюсь, судя по изысканиям археологов, совместно пришли с юго-запада, с верховьев Днестра.
"Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья, чтобы обеспечить свой контроль над этим важнейшим узлом торговых путей, не допустив тем самым захвата его ближайшими конкурентами-скандинавами."
Это чисто умозрительные предположения. Миграции славян происходили так же, как и других варварских народов, например, германцев. Они определялись климатом, снижением плодородия почв, растущим населением, избыток которого вынужден был мигрировать в поисках слабозаселенных территорий; натиском врагов; распадом родовых отношений, когда изгои рода формировали вокруг себя ватаги себе подобных и отправлялись куда глаза глядят (как, например, Вятко и Радим). Некоторые племена возникали на сложной этнической основе (ильменские словене-балты, северные угро-финны; северяне-сарматы; кривичи, радимичи, вятичи-балты+волжские угро-финны). Подмечено, что самоназвание "словене" говорит о распаде старой родоплеменной структуры (так, на севере Адриатики - в будущей Словении, в будущей Словакии - "Словенско" по-словацки, в районе будущих Пскова и Новгорода поселяются выходцы из старых распадающихся племен и нарекают себя просто "словене").

Алексей Аксельрод   02.11.2017 13:17     Заявить о нарушении
Словене и вятичи - это племена русские в современном смысле этого слова, то есть предки великороссов. Что я и доказываю в статье.
Насколько я знаю, ни один историк не относит кривичей к балтам. Это бесспорно славяне, хотя, возможно, и с значительной примесью балтской крови (и культуры). Возможно, они образовались в результате смешения пришлых славян с жившими здесь прежде балтами. В Московскую область они в 10 веке пришли с Двины и верхней Волги, которые колонизировали ещё в 9 веке.
Кривичи, по данным археологов (Седов и др.) сформировались как племенная общность в бассейне реки Великой и озера Ильмень примерно в 6-7 вев (оттуда они в 9 веке расселялись на Двину, Днепр и Волгу). Днепровские славяне были отрезаны от них широкой полосой расселения балтов, поэтому, естественно, ничего о них знать не могли. Словене же появились в том районе только в 8 веке, то есть позже кривичей, когда те уже "сидяху" здесь. Отсюда и данные летописи.
Откуда именно пришли вятичи, сказать сейчас в точности невозможно. Одни только археологи не в состоянии это "проследить". Все их выводы на этот счёт - всего лишь предположения.
Представители днепровских славян могли появиться в районах Новгорода и Пскова после образования каганата Русов (в качестве торговцев, союзников-федератов, пленников) и (или) во времена Олега.
Центрально-восточная диалектная система вовсе не такая уж древняя. Она появилась только после заселения этой территории славянскими племенами вятичей и кривичей. То есть, это продукт смешения двух этих племенных диалектов (при незначительном участии живших здесь ранее финнов и балтов).
Северо-западная диалектная система могла сформироваться только на основе диалекта широко расселившихся здесь словен (при участии живших здесь ранее северных кривичей и финнов).
Торговцев-велетов конца 7 века уже нельзя причислять в представителям "варварских" народов. У них уже были города и ремесло. Они, также как и фризы, участвовали в международной торговле. Именно их стараниями "варвары" словене могли оказаться на берегах Волхова. Конечно, это только моё предположение. Но и все остальные наши знания о славянах 7-8 вв. - это только предположения. Разнца между ними - лишь в степени аргументированности. Моё предположение, думаю, достаточно неплохо аргументировано.
То, что название "словене" говорит об образовании этого племени из представителей разных славянских племён, дополнительно подтверждает мою версию его возникновения.

Журнал Алексеевск-Свободный   09.11.2017 08:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту норманизма» (Журнал Алексеевск-Свободный)

как-то непонятно, как Рёрик Ютландский мог быть Рюриком от руси? Гонцы от новгородцев отправились к руси, а не к англянам (данам). Т.е. получается,как у Колумба, ехал в Вест-Индию, а заплыл в Америку, так и новгородцы: пошли к русам, а вышли к данам. Вот откуда у нас гены Ивана Сусанина )))

Олег Мглин   02.11.2017 12:12     Заявить о нарушении
А разве западноевропейские хроники 9-го века знают Рюрика от руси? Нет! Хотя, казалось бы, должны были знать. Личность то далеко не рядовая. Всё-таки глава государства. И не маленького.
В 8 веке русами восточные славяне называли всех скандинавов. Обозначение "варяги" для них появилось не раньше конца 10 века (подробнее об этом в первых трёх главах моей книги "Откуда мы, русские?", которая есть на моей странице). "Повесть временных лет", где скандинавы названы варягами, была начата в конце 11 века.

Журнал Алексеевск-Свободный   09.11.2017 07:18   Заявить о нарушении
"В 8 веке русами восточные славяне называли всех скандинавов" - где про это можно посмотреть. это очень интересное утверждение.

Олег Мглин   09.11.2017 11:24   Заявить о нарушении
Об этом можно прочитать в имеющейся на моей странице книге "Откуда мы, русские? Часть 2: "Обретение имени". Там даётся моя аргументация этого тезиса.

Журнал Алексеевск-Свободный   11.11.2017 11:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вехи и вёрсты. Главы из романа. Гл. 233, 234» (Журнал Алексеевск-Свободный)

Так оно и было. С уважением Владимир Шевченко.

Владимир Шевченко   17.05.2017 06:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вступление. Свободный - особый город России» (Журнал Алексеевск-Свободный)

понравилось...........

Приветствую вас

и С наступающим......

почему то считал что В России 2 000 городов

ан нет , токма 1114

Олег Грязнов   29.12.2016 08:00     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Передам их автору статьи, известному свободненскому и амурскому краеведу и журналисту Евгению Паршину. Что же касается городов, то главное не количество их, а качество живущих в них людей. Ради этого и существует наш журнал.

Журнал Алексеевск-Свободный   06.01.2017 15:09   Заявить о нарушении
наш поселок был основан как город в 1221 году

как это не важно сколько ? ----------------------важно

И качество - Ж И З Н И

конечно очень важно

раньше и не знали что ЭТО .... жили себе и жили

А вот сейччас стали разбираться........и это не плохо

всех благ

казак

Олег Грязнов   07.01.2017 08:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последние дни армии Дрогошевского» (Журнал Алексеевск-Свободный)

Интереснейшие данные.Немалого труда,видимо, стоило восстановить эти метания Драгошевского.

Станислав Сахончик   10.10.2016 08:15     Заявить о нарушении
"Метания" Драгошевского - это мой авторский вымысел. А вот причины и обстоятельства преждевременного ухода армии повстанцев из Черновки взяты мной из воспоминаний некоторых непосредственных участников тех событий. Выход из окружения Брезона с группой - тоже оттуда. Зная эти обстоятельства, а также ближайшие последствия (смещение Брезона с поста начальника штаба из-за его близости к меньшевикам), нетрудно предположить конфликт между Брезоном и Драгошевским в момент их встречи в Желтоярово.

Журнал Алексеевск-Свободный   10.10.2016 16:31   Заявить о нарушении
Станислав, кажется я неправильно понял Ваш вопрос. Не обратил достаточного внимания на заголовок прочитанной Вами статьи и посчитал, что речь идёт о психологических "метаниях" Драгошевского в последней части документальной повести "Чудиновский бой". Наверное уже сказывается возраст. Начинаю путаться в собственных произведениях. Что же касается самих метаний, то есть разнонаправленных перемещений отрядов Драгошевского по Амурской области, то их отслеживание действительно заняло у меня немало времени. Пришлось просмотреть не только касающиеся Мухинского восстания архивные документы, но и все приамурские газеты того периода времени. Правда, всё это делалось в рамках подготовки диссертации по партизанскому движению на дальнем Востоке. Закончить её я намеревался ещё в 2013 году, но тяжёлая болезнь матери заставила меня на два года прервать эту работу. Возобновлять её сейчас уже поздно, поскольку на ту же тему уже была защищена диссертация в 2014 году. Да и сам институт истории, где я был соискателем, уже успел утратить право принимать диссертации.

Журнал Алексеевск-Свободный   11.10.2016 15:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Григорьевская авантюра» (Журнал Алексеевск-Свободный)

Очень интересный эпизод из тех времен.

Станислав Сахончик   26.09.2016 04:32     Заявить о нарушении
Да, интересная история, но, к сожалению, до сих пор тщательно не исследованная. Всё собираюсь заняться ею всерьёз, но времени пока не хватает.

Журнал Алексеевск-Свободный   26.09.2016 06:23   Заявить о нарушении
Мы в рамках Амурского филиала Военно-научного общества ккак раз и занимаемся такого рода малоизвестными военными эпизодами.Если есть желание поработать c нами в этом направлении-напишите мне на subar-@ mail.ru

Станислав Сахончик   26.09.2016 07:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Исчезнувшие сёла» (Журнал Алексеевск-Свободный)

Жду комментариев.
Статья интересная.
Спасибо всем, кто причастен к опубликованию данного материала.

Николай Зубенко   22.08.2016 08:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 13 заключительная. Нация» (Журнал Алексеевск-Свободный)

Уважаемый Юрий, вы в верном направлении рассуждаете в своей статье, и в принципе я вас поддерживаю, но всё таки есть и элементы непонимания. Смысл возражения в том, что на нынешний момент времени в этом мире существуют два значения "русский человек", один русский человек действительно есть состояние физической национальности, а второй человек есть состояние духовного - душевного отношения к миру, которое в малой степени приемлет свою уже физическую национальность в понимании именно духовного выбора состояния русского миропонимания и мироотношения. Так вот Россия и есть Дом - место небесного счастья, и человек любой национальности в России по прибывании и прожитии в России - в пространстве Русского мира, по факту миропонимания становится Русским а понимании своего мироотношения. Да, русский человек, как национальность, положен в основание государства Россия, но в том и дело, что русский человек во многом есть и духовное состояние, которое человек понимает и воспринимает как своё собственное право выбора своего мироотношения, как когда то сказал о себе А.С.Пушкин (которого никак нельзя назвать чистокровным физическим русским человеком) "Я русский человек. Я русский своим духом.". По факту понимания Бог готовил Россию как Дом для пополнения и заселения людей, которые сознательно выбирут для себя русское мироотношение.
С уважением к вам, ишо тот ишторик Толька ветер.

Анатолий Боков   27.07.2016 11:58     Заявить о нарушении
Анатолий, спасибо вам за отклик на мою статью. Я согласен с вами, что русский народ особым духовным образом сязан с Россией (хотя сам я человек неверующий, всё таки воспитан в СССР). Об исторических истоках этой духовной связи я написал в 7-й части статьи "Откуда мы, русские?", которая называется "Обретение духа". Правда, к 1917 году, из-за разного рода крутых исторических поворотов, эти духовные корни уже подзабылись. Что же касается Пушкина, то он и в физическом отношении был достаточно русским. Африканская кровь у него была только от прадеда по матери (Ганнибала). Все остальные предки были из самых старинных русских боярских родов.

Журнал Алексеевск-Свободный   27.07.2016 15:51   Заявить о нарушении
Извиняюсь, забыл назвать себя. Пишу вам сейчас, конечно, не от имени Журнала, а от себя лично.
Юрий Тарасов

Журнал Алексеевск-Свободный   27.07.2016 15:56   Заявить о нарушении