Игорь Батура - полученные рецензии

Рецензия на «О воздействии музыки» (Игорь Батура)

!!
классно , что Вы так хорошо эрудированны !
*
но и несколько аляповато смотрятся в одном маленьком тексте с серьёзной задумкой фамилии и шуберта и цоя и моцарта и вертинского....

*
Вы на верном пути.
(только почему статьям уже 15 лет ? - разве ничего не изменилось для Вас лично с тех пор ?

С ув..
С Д

Данилов Сергей Иванович   07.12.2010 04:47     Заявить о нарушении
Спасибо!

Конечно, большое видится на расстоянии, и любое сопоставление современника с историческим персонажем представляет большой риск. Но я и 15 лет назад, и сейчас думаю, что существует такой горизонт понимания, в котором тема "Моцарт и Цой" является не только оправданной, но и совершенно необходимой. Этот горизонт можно было бы интерпретировать психологически, и такая интерпретация напрашивается первой. Но это, конечно, неадекватный подход. Я бы кратко и совершенно недостаточно определил правильный подход к теме как интерпретацию "факта духа" или "события духа".

В целом ничего не изменилось. Этими рассуждениями я "закрыл" для себя проблему и с тех пор не вижу повода возвращаться к ней. Лично для меня стоило больших усилий преодолеть романтическое самовосприятие при понимании музыки.

С уважением, Игорь Батура.

Игорь Батура   07.12.2010 11:57   Заявить о нарушении
!!
ох, какой же Вы молодец !
как правильно выразили это "своё преодоление"
!!
я это тоже всё давно выразил, и убедился в полной беспробудности 99,999 % населения вообще эту тему потрогать, не то что освоить.
:((
да что там публика - дирижёры и исполнители-сольники ни хрена не смыслят в том, что и зачем машут или дуют, или пилят.
Просто катастрофа какая-то
под общим словом - "эмоции для быдла"
*
:((

а мне искренне кажется, что ничего с этим не поделаешь :(
интересные ответы получаются на вопрос к публике у входа в филармонию - "а зачем вы идёте слушать музыку?"
:)
абсолютный победитель (практически без вариаций) ответ - "ну как!? ну это... ну... расслабиться "

:))

С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   07.12.2010 14:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диалектика Глена Гульда» (Игорь Батура)

!
угу.

это - "музыкант-исполнитель с о з д а ё т н о в о е п р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а." - безусловно так!

*
хорошая статья
Спасибо

С ув.,
с Д

Данилов Сергей Иванович   07.12.2010 04:41     Заявить о нарушении
Спасибо!

Игорь Батура   07.12.2010 11:58   Заявить о нарушении
" На основе шедевра композитора, в п р о ц е с с е записываемой игры (а также последующих технических манипуляций с записанным материалом)..."

Но вряд ли всё-таки "на основе шедевра" !

Может быть просто - на основе партитуры ?
А ?
Музыка - это не исполненное.
Музыка - это процессуальность, это момент исполняемого.
партитура - это бумага и значки. она не звучит . она не шедевр никак.

С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   20.12.2010 06:51   Заявить о нарушении
Конечно на основе партитуры. Но я бы не сводил музыку к процессуальности. Да, «момент исполняемого» необходим в общей структуре музыкального феномена, но это о д и н и з её моментов. Без «бумаги и значков», которые действительно не звучат, само звучание тоже ведь не могло бы осуществиться. Музыка ведь не является импровизацией, музыкальное произведение (в европейской традиции) является жёстко фиксированным руководящим «процессуальностью» документом. И любого рода текстуальное отступление от этого документа (партитуры) при его исполнении в общем случае неприемлемо. Что там существовало в голове Баха и Моцарта, мы не знаем, да это и не нужно знать или представлять (Моцарт, якобы, еще до начала записи «видел» своё произведение всё в целом и одновременно). Но после композитора остаётся шедевр в виде – и только в виде – записанной партитуры. Которую, кстати, можно воспринимать и при чтении. Чудо исполнотельского искусства, таким образом, можно понять как чудо «зазора» между текстом шедевра и его претворением. Поскольку отнюдь не очевидно, что подобный «зазор» вообще может и должен существовать. Ведь можно вообразить и некий «абсолютный робот», который переведёт в звуки текст шедевра вообще безукоризненно. Вот это и будет «абсолютное» исполнение музыки, если пренебречь описанным «зазором»! Но с появлением звукозаписи (как возможности создать фиксированный документ нового порядка) стало явным то, о чём раньше только подозревали – что в этом «зазоре» может существовать на собственных независимых началах целое искусство. Причём это искусство следует жёстко отграничивать от искусства исполнения как виртуозности и технических умений, к которому в 19 веке и сводилось, собственно, представление об исполнительском искусстве как о самостоятельной сфере музыки.
Итак, приведя структуру музыкального феномена к схеме, получаем пять фаз: 1. исполнение музыки как «вдохновенная импровизация» - 2. графическая запись музыки как возможность для появления «музыкального произведения» (шедевра) – 3. исполнение музыки как исполнение записанного музыкального произведения – 4. аудиозапись исполнения музыкального произведения как возможность для появления исполнительского творчества – 5. исполнение музыки как воспроизведение аудиозаписи. Итого 3 творческие фазы, каждая из которых имеет свой собственный «закон» и «поле осуществления» и 2 потребительские фазы.
С уважением, Игорь Батура.

Игорь Батура   20.12.2010 16:30   Заявить о нарушении
да.
очень внятно и грамотно объясняете !
*
я просто хотел уточнить, что слова "шедевр", "гениально", "великое произведение", и пр.
относятся к оценочным категориям и , следовательно, не являются базовыми.
Т е - начальные данные у нас - партитура как книжка-путеводитель, своего рода указатель к движениям дирижёра или пальцев инструменталиста,
а то что я держу в руках партитуру 6-симфонии, к примеру,
пою её мысленно, изучаю, понимаю, исполняю и пр,
это ... просто работа такая.
Я могу сказать, конечно, - Чайковский написал шедевр! - но сам экземпляр как таковой не является ничем, кроме книжки с крючёчками
:)
т е - шедевр - это общий итог всех перечисленных Вами совокупностей,
но... и то ! - он является таковым лишь для очень немногих,
проникших в глубину содержания людей!
*

про звукозапись - согласен .
звукорежиссёров, понимающих, как правильно записать диск
и "вытянуть" голоса, сбалансировать и т п - очень мало - меньше чем дирижёров хороших!
*
поэтому я несколько дней могу выбирать диск,
да так и не выбрать
ибо нифига не слышно на нём.
Только догадываться и "доигрывать" в сознании можно!

*

С ув..
С Д

Данилов Сергей Иванович   20.12.2010 16:59   Заявить о нарушении
Согласен, понятия «гений» и «шедевр» не носят точного и объективного характера. Это очевидно. Однако для наших целей вполне достаточно использовать их в частном и описательном смысле. Например, единичные оценочные суждения «Бах – гений» и «6-я партита – шедевр» можно принять в качестве базовых (притом, что общего базового суждения «гений – это...» не существует), хотя всегда найдётся достаточное число людей, для которых это не так. О шедевре я говорю лишь затем, чтобы заострить внимание на следующем обстоятельстве: исполнитель может создать шедевр с о б с т в е н н о г о искусства независимо от того, что исполняет он при этом тоже шедевр. Но, в общем-то, можно конечно говорить и просто о «музыкальном произведении».
С уважением, Игорь Батура.

Игорь Батура   21.12.2010 11:25   Заявить о нарушении