Анатолий Федь - полученные рецензии

Рецензия на «Над рiдною хатою гойдався шулiка» (Анатолий Федь)

Ситуация, сложившаяся в украинской литературе конца XX начала XXI веков, достаточно неоднозначна. В настоящее время в противовес сдерживанию и притеснению украинской культуры появляется вседозволенность, освобождение от всяких рамок и правил. Украинская поэтика оказывается на новом перепутье. Эстетические нарративы сталкиваются в их разновекторности. Это, с одной стороны, дискурс открыто атеистический (как литература советского периода, так и постмодернистская литература) и скрыто религиозный (метафорический), с другой. Как следствие, в украинской литературе одна модель отражает деконструктивный постмодернизм советского посткультурного пространства (Ю. Андрухович, В. Неборак, О. Забужко, О. Бузина, А. Ирванец и проч.), а вторая представляет по сути постсоветский постмодернизм, который пытается сохранить сакральное как основное в культуре (П. Глазовой, Л. Костенко, В. Шкляр). Таким образом, украинская поэтика оказалась перед выбором: идти путем формально постмодернистским, где нет развития метафорического пространства украинской поэтики, или путем современной литературы, имплицитно содержащей общечеловеческие ценности.
Авторов-прозаиков, идущих вторым путем, к сожалению, немного. Один из них – Анатолий Михайлович Федь. На наш взгляд, его творчество представляет собой новую стадию развития национальной прозы, в которой органично переплетены ее мифологические истоки, сказовые пласты, классическая традиция и современное творческое миропонимания. Доминантой книг Анатолия Федя является гиперметафоричность. Однако смысл и значение этой характеристики выходят далеко за рамки художественного приема. Это, скорее, лейтмотив оригинального и целостного стиля. В его эстетике – стремление найти и отобразить порядок и красоту мироздания. Сверхзадача, оказавшаяся автору по плечу. Духовность, словно музыка, связывает материю с духом, землю – с небом, «верх» с «низом», Тьма и Тишина – неутомимые странники в поисках вечности. В повествовании чувства имеют цвет, звуки то знобят, то согревают, а черти неустанно куют ключи от счастья: «…треба ж їм, нечистим, навчити смертних науці, – як ставати святими без Бога». Смелость, рыцарство, очарование, решимость и вочеловечены, и существуют как прекрасные ценностные символы. Символы близкие, понятные, достижимые и родственные в стане «таких людських якостей, що належать до високих чеснот». Здесь проза через метафору пронизана поэзией и помогает различить поэзию в прозе жизни, учит видеть красоту и возводит понимание в ранг «найвищого інтелектуального почуття».

Елена Спичак   18.11.2011 16:19     Заявить о нарушении