Рецензия на «Стихия стирает следы» (Павел Ткаченко)

С удовольствием совершил с автором путешествие в регионе, который когда-то не раз и не два мог с нитересом наблюдать из иллюиминатра лайнера из Магадана в Хабаровск и обратно. Теперь мои возможности позволяют только совершать вируальные вылазки. Именно так прошёл я путём от Якутска до Охотска. Тут уж Задорнов мне помог, а раньше Крашенинников. Практически была мечта пройти пешком от верховьев Великой (приток Анадыря) в Гижигу. Но погранцы и не подозревали, какую проблему я им готовил. Мечты так и остались мечтами. И теперь реальность даёт себя знать ноющими суставами и разве что описание дождя на дикой реке, рождают ощущение промокшей одежды, да внутрений огонь продрогшего тела - уже не огонь , а слабо чадящие головёшки. Но выше всего этого - элементарное величие природы, словно бы существующей для тебя и твоих в ней сумасбродств. Молодец Ткаченко Павел. Настоящий землепроходец. Только вот удивляешь ты меня своими школярскими рассуждениями на геополитические темы. Хотя уж сколько было поводов на примере простых наших рыбаков, охотников, оленеводов понять, что высокие темы о государстве и кознях иностранцев может быть имеют место где-то, но они не живут в зимовьях, не бродят по тайге и даже не едут в вахтовке до пункта досмотра персонала. Чего ищут досмотрщики? - да водку! А иначе никакой работы от нас не жди. Это же знает каждый. А Вы, дорогой Павел, разве нет? Вот тебе и вся геополитика. Это нам не дым костра, или рёв воды на порогах. Удачи, Павел и успехов! А для геополитических определений как-нибудь выбери для себя побольше времени.

Виктор Гранин   21.09.2017 16:17     Заявить о нарушении
Неоднозначный отзыв. За поверхностными явлениями скрыто то, о чём каждый думает в по своим представлениям... Государство (чиновники, политики) и страна (обычные люди) - это плохо сообщающие сосуды.
А за "землепроходца" и пожелание удачи благодарю.

Павел Ткаченко   22.09.2017 09:06   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел! Вот отправил свою, с позволения сказать, рецензию и хожу сам не свой. Зачем надо было мне как бы упрекнуть человека в его праве на собственное мнение? Разве я в этом вопросе непререкаемый авторитет? Но прочитав ваш ответ, в нём-то и увидел ответ на свои сомнения. Да, не сообщающееся сосуды - самое то. Особенность нашей родины как раз и заключается в отсутствии во все времена суперпозиции народа и власти, которую народ решал по своему - бегством во все стороны в поисках свободы. Это центробежное движение свободолюбивых людей и позволяло совершать невероятное - громадные пространства оказались не помехой, а условием существование землепроходцев, вынужденных, однако, свои интересы прикрывать фиговым листочком холопства перед государем и его аппаратом удержания людишек в смирении. Эта вынужденная, хотя и понятная, двуличность не могла не оставить свой след в менталитете потомков. Но всё-равно мы дети этой земли и нам выпала участь любить её такой какой она есть безо всякого на то понуждения. Ещё раз прошу прощения за нетактичность, а теперь вот ещё и за назойливость. Приятно было общение с хорошим человеком.

Виктор Гранин   22.09.2017 13:23   Заявить о нарушении
Центробежность от государства ("свободолюбие") и центростремительность к державе ("холопство") истекают из генной памяти о добиблейском мировосприятии, о копном праве, из физики вращательного движения, а проще говоря, из дуализма мироустройства, в котором чередуются созидание и разрушение.

Павел Ткаченко   23.09.2017 01:28   Заявить о нарушении
Мироздание в свете современных представлений о мультивселенных допускает существование того, что мы бы назвали безбрежным, а равно и бессмысленным словом "Всё", в котором - мы знаем с редкой для сущности познания достоверностью - существует не только жизнь, но и представитель одного из множества её видов -человек. Так же достоверно, что всякий человек наделён способностью мыслить, то есть творить из материальной сущности нематериальные смыслы. В этом-то вся проблема.
Если мироздание живёт взаимодействием частностей, для которых как творение, как и разрушение не противопоставлено одно другому, а составляет единство: создавая разрушать или разрушая создавать, что одно и то же; то сознание находит этой стерильной в оценочном смысле суперпозиции некую противоположность - мораль.
Одно морально, другое аморально, создавая таким образом основание для конфликта.
Конфликт этот можно довести до абсурда, реальным воплощением которого можно считать взаимоуничтожение в процессе самоопределения. Или же избежать этого ни мало не волниющего мироздание результата путём организации из хаоса личных интересов так или иначе эффективно работающих структур. В сущности их две: деспотия и либерализм. Все возможные варианты существуют между этими полярностями.
В либеральном типе цивилизации личность предстаёт безусловным носителем права, делегирующим часть своего суверенитета некоей общей для каждого из сообщества личостей структуре и свои отношения с этой структурой строящей на основе партнёрства. Весьма зыбкая форма организации.
В противоположность ей - деспотия, в которой личность проявляет себя только в той мере, в какой это допускает Некто, наделивший себя единственным источником права.
Такая форма организации может быть предельной как в состоянии продуктивности, так и деструктивности, неизбежно приводящих к распаду на грани уничтожения. То есть весьма эффективная для перехода от обладателя феномена сознания в состояние вселенских категорий.
Можно, конечно, агитировать за любую из этих форм, да только сознание ещё не научилось выбирать что к чему, а действует коллективно бессознательно часто настолько поразительно, так что кажется, что самой способности сделать разумный выбор у человечества нет. Что ж - мироздание и это не отвергает вовсе не учитывая, хотелось бы мне такого расклада или нет.
Мирозданиё в свете современных представлений о мультивселенных допускает сущёствование того, что мы бы назвали безбрежным, а равно и безсмысленным словом "Всё", в котором - мы знаем с редкой для сущности познания достоверностью - существует не только жизнь, но и представитель одного из множества её видов -человек. Так же достоверно, что всякий человек наделён способностью мыслить, то есть творить из материальной сущности нематериальные смыслы. В этом-то вся проблема.
Если мироздание живёт взаимодействием частностей, для которых как творение, как и разрушение не противопоставлено одно другому, а составляет единство: создавая разрушать или разрушая создавать, что одно и то же; то сознание находит этой стерильной в оценочном смысле суперпозиции некую противоположность - мораль.
Одно морально, другое аморально, создавая таким образом основание для конфликта.
Конфликт этот можно довести до абсурда, реальным воплощением которого можно считать взаимоуничтожение в процессе самоопределения. Или же избежать этого ни мало не волниющего мироздание результата путём организации из хаоса личных интересов так или иначе эффективно работающих структур. В сущности их две: деспотия и либерализм. Все возможные варианты существуют между этими полярностями.
В либеральном типе цивилизации личность предстаёт безусловным носителем права, делегирующим часть своего суверенитета некоей общей для каждого из сообщества личостей структуре и свои отношения с этой структурой строящей на основе партнёрства. Весьма зыбкая форма организации.
В противоположность ей - деспотия, в которой личность проявляет себя только в той мере, в какой это допускает Некто, наделивший себя единственным источником права.
Такая форма организации может быть предельной как в состоянии продуктивности, так и деструктивности, неизбежно приводящих к распаду на грани уничтожения. То есть весьма эффективная для верехода от феномена сознания в состояние вселенских категорий.
Можно, конечно, агитировать за любую из этих форм, да только сознание ещё не научилось выбирать что к чему, а действует коллективно бессознательно часто настолько поразительно, так что кажется, что самой способности сделать разумный выбор у человечества нет. Что ж - мироздание и это не отвергает вовсе не учитывая, хотелось бы мне такого расклада или нет.

Виктор Гранин   23.09.2017 02:52   Заявить о нарушении
Очевидный сбой - дублирование текста от слова "мироздание" Прошу учесть.

Виктор Гранин   23.09.2017 03:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Ткаченко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Гранин
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.09.2017