Рецензия на «О рассказе Узник Венсенского замка» (Пространство Текста)

БУЛГАКОВ: "У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревёт мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке – повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства – плеснул кипятком и обварил мне левый бок."
-------------------------

ГОФМАН: "Неужто в хождении по земле на двух ногах столько величия, что порода, именуемая человеком, вправе присвоить себе власть над всеми существами, гуляющими на четвереньках, и притом более прочно и устойчиво, чем она? Но я знаю, люди мнят, будто они всемогущи, только из-за того, что у них в голове якобы заключено нечто, называемое Разумом. Не могу себе ясно представить, что именно они под этим понимают"
--------------------------

ДЮМА: "Монте-Кристо продолжал :
- Для полного счастья ему недостает только одного.
- Боже мой, да! Только одного! - сказал со вздохом приезжий из Лукки.
- Найти обожаемого сына.
- Обожаемого сына!
- Похищенного в детстве врагом его благородной семьи или цыганами.
- В пятилетнем возрасте, сударь! - сказал с тяжким вздохом приезжий из Лукки, возводя глаза к небу. "
-------------------------

ШЕВАЛЬЕ Д'ОФРЕ: "Граф Пьер Огюст Юллен после отречения Бонапарта в 1814 году перешел на сторону Людовика XVIII. Во время «Ста дней» вновь был приближен Наполеоном и снова занял посты командующего Первым военным округом и губернатора Парижа. В конце 1815 года был вынужден покинуть Францию и уехать в Германию. Позже переехал в Бельгию, затем в Голландию. В 1819 году был амнистирован и вернулся на родину. Умер в 1841 году в Париже в возрасте 83 лет. Маркиз Доминик Бернар де Тюмери после освобождения уехал в Эттенгейм (герцогство Баденское), где и скончался в январе 1825-го на 85-м году жизни. Двенадцатилетний мопс по кличке Милу умер в тот же день на руках маркиза де Тюмери, так и не доехав до родового замка своего хозяина – герцога Энгиенского."
--------------------------

У Булгакова - собака, у Гофмана - кот, у Дюма - граф, у Шевалье - ридерс дайджест.

Аманда Глумская   06.09.2013 22:25     Заявить о нарушении
А что? С миру - по нитке, с прозы - по коту, так и рОман написать можно. ☺

Лора Маркова   06.09.2013 22:29   Заявить о нарушении
Аманда, я валяюсь! :)))))))))))))))))))
И главное, ничего лишнего. Всё так наглядно!

Светлана Малышева   06.09.2013 22:31   Заявить о нарушении
Такое ощущение, что автор намешал мопсов с маркизами в надежде получить изысканный наполеон, но получились драники :)

Аманда Глумская   06.09.2013 22:48   Заявить о нарушении
Хорошо ещё, что получились большие драники, а не варёная колбаса. Это более гуманно.

Лора Маркова   06.09.2013 22:52   Заявить о нарушении
Я вот тут не понял про мопса - в какой "тот же день" он умер. Или он тоже дожил до 85 лет?))). Это явный дефект текста.
Вообще мне это все очень напоминает морализаторство детских историй Толстого - вот мальчик съел сливу (мальчик плохо поступил, но мы ему все объясним), вот Ленин попробовал курить (это явно не Толстой))), но мама с ним поговорила и Ленин больше никогда не курил. Вот собака (мопс), которая не отходит от могилы хозяина...Ну а куда еще этому мопсу деваться? Только показательно умереть "в тот же день" (какой?). У собаки нет характера. Это просто мопс. Просто мопс не может вызывать человеческие моральные ассоциации. Он и не вызывает. Сколько я ни пытался медитировать над этим текстом, - ничего не получилось. Нет проблемы. Герцога не жаль даже. Разве Герцог не отправил бы на виселицу Бонапарта или его маршалов, если бы они ему попались в соответствующей обстановке? Отправил бы...
Рассказ - типичный пример транспонирования современного литературного представления о нравственности в историческое время, когда мораль была совсем иной. Характерная иллюстрация неверности и зыбкости положения о "вечных ценностях". Что там говорит "нравственный закон внутри нас?". Да каждый день он говорит что-то новое. Вот в чем вечная проблема.
А тут нам Герцога и мопса подают под соусом из Толстого. Нет, это совсем не цепляет. Да и перегружено все деталями. Автору либо отказало чувство меры, либо он сильно поторопился. Куда-то спешил. Может быть, знал, куда...

Хельги Нордкап   06.09.2013 22:57   Заявить о нарушении
Да, Лёша, некая эклектика сегодняшних мопсов Донцовой и вчерашних герцогов из Прованса. Меня вот, кстати, невероятно раздражают какие-либо исторические ленты от синематографа, где герои разговаривают, как умным слогом ☺, по-модному, и мыслят нынешними категориями. Кошмар просто такое смотреть.

Лора Маркова   06.09.2013 23:09   Заявить о нарушении
Про "в тот же день день" тоже понедоумевала, но это уже мелочи из разряда "как сделано". А я в этот раз решила проследить за тем, "что сделано".
Лёш, ты так верно и точно формулируешь, я аж вся обзавидовалась!
Именно это и хотела в итоге сказать: что современные представления о том, как оно было - там и тогда - автор попытался положить в основу рассказа об историческом периоде, о котором он сам знает только по книгам.

Светлана Малышева   06.09.2013 23:12   Заявить о нарушении
...какое хорошее, звучное имя: граф Майонез де Провансаль :)))

Аманда Глумская   06.09.2013 23:26   Заявить о нарушении
Если уж дальше углубляться в проблему, то, на мой скромный взгляд, единственный путь исторической литературы, не ведущий в пропасть, - это показать как раз эволюцию морали. Показать взаимную чуждость и одновременно преемственность моральных законов разных времен. Именно благодаря дебильной бульварной исторической литературе СССР мы до сих пор подсознательно идеализируем Робин Гуда и не любим Гая Гисборна. Хотя при этом мы больше симпатизируем честному (обязательно чтобы был честным!!!) майору ОБЭП и ненавидим бандита Антибиотика. Хотя, что нам Антибиотик? И что нам Робин Гуд?
Смысл исторического текста имхо в том, чтобы показать эволюционный характер нравственного закона, а не в том, чтобы предъявлять моральные претензии людям, живущим по иным правилам, диктуемым им окружающим миром.
Есть и другая позиция, которую я уважаю - позиция , основанная на незыблемости нравственного зхаона от начала времен. Но чтобы ее отстаивать требуется немалое мужество и мастерство. Я не вижу ни того, ни другого в этом тексте.



Хельги Нордкап   06.09.2013 23:36   Заявить о нарушении
//позиция, основанная на незыблемости нравственного зхаона от начала времен. Но чтобы ее отстаивать требуется немалое мужество и мастерство//

Недавно прочитала, что нравственные ориентиры в современном обществе претерпевают глобальные изменения, и единственное, в чём совпадают 65% респондентов, так это в том, что смертная казнь за особо тяжкие преступления должна быть сохранена. То есть моральные принципы более половины опрошенных оправдывают убийство на государственном уровне. А вот все остальные, ранее незыблемые, моральные установки подверглись переосмыслению. Включая оправдание абортов, превышение самообороны, внебрачных детей и проч. Даже измена родине многими не считается уже чем-то аморальным.

Пространство Текста   06.09.2013 23:50   Заявить о нарушении
Отсюда вывод: написано длинно, много, складно, местами не очень складно, но ниочем по сути. Тема не задана должным образом (вторичное многотемье из серии "по следам Бременских музыкантов" не есть тема), идеи просто нет, поэтому нет ответа на вопрос - "А что это было вообще?". Во всяком случае - не исторический рассказ. Тогда - что?

Лора Маркова   06.09.2013 23:51   Заявить о нарушении
Лёша, есть и незыблемые моральные ценности от начала человеческих времен (Экклезиаст кагбе намекает), но они произрастают далеко от сиюминутных политических интриг и династических амбиций.

Кстати, французские романы "из жизни королей" в исполнении Дюма обожаю - он очень стебовый писатель. Это в детстве "Три мушкетера" воспринимались как героические приключения, сейчас - как тонкая комедия нравов.

Аманда Глумская   06.09.2013 23:52   Заявить о нарушении
Света, но ведь аборты, бастарды, бретеры измены родине и казни были испокон. Так что изменилось? Неет, прав Соломон Экклезиастович - какими камнями кидаться будете, такими и вам по кумполу. Утешает лишь одно - всёооо пройдёооот, и пичааааль, и радость.

Аманда Глумская   07.09.2013 00:03   Заявить о нарушении
меняется отношение, Аманда.
Ещё в начале прошлого века за измену жене/мужу выгоняли из партии, то в начале этого века о любовницах рассказывают по телевизору, и ничего, всё окейно, и даже похвально. И так во всём.

Светлана Малышева   07.09.2013 00:10   Заявить о нарушении
Знаешь, Аманда, я в детстве, как и все, болея и глотая микстуру , учитывался Дюма. И мне после Трех мушкетеров жутко не нравилось все,что у них там происходило потом. Я не понимал, как это вдруг боевые друзья могут оказаться по разные стороны границы... Сегодня я это понимаю. Но для этого мне потребовалась почти целая жизнь. Я не оправдываю - я просто понимаю. Это вообще великий цикл романов у Дюма - размышления о нравственности в исторической ретроспективе.
Мы и сегодня вс время пытаемся судить предыдущие поколения по своим (во многом чисто литературным) законам. Счастье лишь в том, что судьба нас не ставит в те же обстоятельства, что и наших предков...

Хельги Нордкап   07.09.2013 00:12   Заявить о нарушении
Ещё в начале прошлого века за измену жене/мужу выгоняли из партии,(с)
Света, в начале века (того самого) - из какой партии выгоняли?)))

Хельги Нордкап   07.09.2013 00:14   Заявить о нарушении
из той самой, Лёш, которая всё время получается в России :)

Светлана Малышева   07.09.2013 00:17   Заявить о нарушении
"в начале этого века о любовницах рассказывают по телевизору" - а в приличных дворах уважающему себя Людовику появляться без любовницы было не камильфо. Так что всё возвращается на круги своя ;)

Аманда Глумская   07.09.2013 00:18   Заявить о нарушении
Эх...автора бы сюда. Хоть на минуточку. Просто поговорить.
Из партии, Света, выгоняли за измену Родине. А за измену жене просто объявляли выговор. Все было не так уж плохо)))

Хельги Нордкап   07.09.2013 00:22   Заявить о нарушении
Свет, прости за язвительность. Просто про партию вспомнилось...))) Прости.)

Хельги Нордкап   07.09.2013 00:27   Заявить о нарушении
Кстати об исторической достоверности и эволюции морали. В этом смысле для меня потрясением была "Королева Марго" с Изабель Аджани http://www.kinopoisk.ru/film/11600/
Не буквой (неувязок и ляпов там полно), а именно духом - неистовым, кровавым, чувственным, средневековым.

Аманда Глумская   07.09.2013 00:33   Заявить о нарушении
Я вот что думаю: пройдет еще пяток сотен лет, времена покроются мраком, и что будут знать о наших ценностях будущие писатели? То же самое, что мы о ценностях средних веков. (Мне они кажутся тьмой непролазной.) И что им, беднягам, с нами делать? Как мы там любили, за что боролись, чему радовались... И каким языком нас описывать? Это если мы вообще будем кому-то интересны с нашими проблемами. :)

Александр Кайданский   07.09.2013 01:03   Заявить о нарушении
Нашим далёким потомкам достаточно будет найти в архивах интернета древний сайт прозару, прочесть тысячи жЫзненных рассказов, чтобы узнать, "как всё было на самом деле" ;)

Аманда Глумская   07.09.2013 01:26   Заявить о нарушении
"Эх...автора бы сюда. Хоть на минуточку. Просто поговорить"

Не-не, очень хорошо, что обошлось без автора. Всё, что у него получилось сказать,- он сказал своим текстом. А чего не получилось, то мы и обсуждаем. Без чьих-то истерик, без лишних имхо-расшаркиваний и обязательных реверансов. Как-то до чёртиков уже надоело это вечное оглядывание на плётки надсмотрщиков.

МП

Пространство Текста   07.09.2013 09:13   Заявить о нарушении
здравствуйте, друзья!
вы так раздраконили этот рассказ, что если бы я не знал автора, то решил бы, что его написала... как бы аккуратней сказать - одна всем памятная дама из ОТ :))
впрочем, я вас понимаю
а со Светой я полностью согласен - чем дальше друг от друга автор и критик, тем лучше обоим :)
опа... пока писал, Ива сказала, что вы анонсировали текст на главной... хотите всё же автора
нда... оно как бы ожидалось, но не верилось
жаль

Виктор Ганчар   07.09.2013 21:32   Заявить о нарушении
Анонс - проверка. Пространству Текста двое суток ничего не разрешалось анонсировать почему-то. Не удивлюсь, если сейчас этих анонсов будет десятка три :)) по числу попыток

Светлана Малышева   07.09.2013 21:37   Заявить о нарушении
хотите всё же автора (с)
)))))))))
Привет, Вить. А где ты видел, чтобы тут что-то раздраконили?
По-моему, так очень все миленько. Без теплышек, конечно, но вполне интеллигентно. Я не думаю, что автору стоит обижаться. Тем более, что на ПТ откровенно графоманские тексты не попадают - порядок такой.

Хельги Нордкап   07.09.2013 22:08   Заявить о нарушении
привет, Лёша! какая разница, где видел, не буду эти слова и обороты речи искать, это же всего лишь слова :)
не раздраконили, так не раздраконили, я не против

Виктор Ганчар   07.09.2013 22:22   Заявить о нарушении
Поверь, Вить, - выбрать тест для ПТ - дело было не простое. Я бы не отказался от того, чтобы это был мой текст. Но мой, видимо, - хуже. Так что - никаких интриг. Просто интересный текст, интересно было его разобрать на части.

Хельги Нордкап   08.09.2013 00:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аманда Глумская
Перейти к списку рецензий по разделу литературная критика за 06.09.2013