Огоньки. Мои университеты

       В разные периоды жизни я сталкивался с тем, что мне не хватало знаний в какой-то области, я ощущал недостаток образования. То, что я имел за плечами десять классов и ускоренные курсы военного училища, было явно недостаточно для моей работы в качестве военного политработника. А кстати, грамоте я учился по небольшой книжке, имевшей мудрёное название «Правила технической эксплуатации железных дорог». Отец в то время работал стрелочником и ежегодно сдавал техминимум по этим правилам. Перед экзаменом он долгими вечерами сидел над этой книгой и зубрил, выучивая наизусть отдельные параграфы. Я был рядом, прислушивался и быстрее отца схватывал то, что он читал вслух. Отец уловил это и использовал меня для проверки знаний и тренировки. Я отлично разбирался в железнодорожных сигналах, семафорах и светофорах, в различных допусках и запрещениях. В книжке были поясняющие картинки, я их с интересом рассматривал. Вот так я и научился читать. Потом под руку мне попалось расписание движения пассажирских поездов. Я подолгу рассматривал и изучал расписания, воображая себя едущим в поезде, перед окнами которого мелькали станции с праздничными названиями Тарбагатай, Толбага, Хохотуй, Хилюк, Харагун, Ингода, Дарасун, Могоча, Ерофей Павлович, Шилка и др. Я назвал только несколько железнодорожных станций по ту и другую сторону Читы. Такие названия будоражили моё детское воображение, развивали фантазию.
        Вот такие были мои первые университеты. Мне приходилось постоянно заниматься самообразованием, изучать военное дело, вникать в общественные науки, что-то брать из педагогики и психологии, других наук. Большую помощь мне оказывало чтение художественной литературы. И всё-таки недостатки своей общеобразовательной подготовки я ощущал постоянно и сожалел, что не смог получить высшее образование. Завидовал белой завистью тем людям, которые имели хорошую высшую подготовку и эрудицию, хотя таких людей я встречал не часто. И наоборот, чувствовал свое превосходство перед многими людьми, формально имеющими высшее образование, на деле же необразованными и грубыми. Представляю себе идеал: человек высокообразованный, эрудированный, компетентный специалист, культурный, обладающий чувством юмора и, конечно же, честный и порядочный.
Татьяна, моя дочь, педагог. У меня с ней были частые разговоры о языке, литературе, происхождении слов. Разговоры обоюдополезные. Иногда ловлю себя на том, что стали интересовать меня слова-синонимы, имеющие один корень, история происхождения имён, слов, выражений и т.д. Вот один из примеров: стол, стул, стлать, стелить, престол, дотла... Корень один, а сколько разных слов. Просто чудо.
       Другой пример. Пытался сам ставить вместе слова, обозначающие по смыслу «ограждение». И пошло: ограда, забор, плетень, тын. Видимо, найдётся ещё немало слов этого смысла, хотя каждое из перечисленных определяет совершенно конкретное содержание. Кстати, слово «город» также из этой семьи.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию