Фрески на стене Ч. 5. Гл. 23. Хождение по мукам.

  Летом у Светланы опять была сессия,  и она тщательно готовилась к каждому зачету и экзамену.  Группа у них была дружная, в основном  это были молодые женщины из районов, мужчин   набралось всего  несколько. Один из них,  Анатолий,  подвозил Светлану и еще двух девушек домой. Он тоже жил  в поселке и работал в милиции. Диплом о высшем образовании был нужен ему для повышения чина, и Анатолий особо не старался в учебе. Не стеснялся делать шпаргалки  и умело ими пользовался на экзаменах.
Веселый, общительный, он быстро стал лидером в группе. Светлана шпаргалками пользоваться не умела и только надеялась на свою память.
     А учить приходилось много –  к одному  только экзамену  по русской  литературе приходилось учить наизусть тридцать стихотворений! Чтобы легче запомнить и не беспокоить  спящего сына, Светлана выходила на улицу и там под звездами повторяла вслух стихи Пушкина,  Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и запоминала их навсегда.

     Осенью в старый домик пробрались крысы. Это было целое нашествие злобных тварей, которые   не давали  Светлане  спать,  она  боялась их и не выключала по ночам свет.  А наглые крысы  шуршали по углам, их серые длинные хвосты  мелькали на кухне,  и слышался злобный визг.
     Светлана не знала, что делать. Она поделилась своим  горем с Леной, и та посоветовала ей сходить в райисполком и попросить комнату в общежитии.
- И не стесняйся. Ты имеешь право на жилье, - сказала подруга, тряхнув темной челкой.
- Что же придется, походить по мукам,  - ответила Светлана, ни на что не надеясь.

  Так и вышло. В один из  холодных осенних дней, она пошла в отдел  райисполкома.  Отстояв большую  очередь,  Светлана  с волнением  открыла  тяжелую дверь и попала в большую светлую комнату, где в удобном кресле сидела средних лет крашеная блондинка в дорогом, синем бархатном костюме. В ушах ее покачивались длинные золотые серьги, на пальцах блестели золотые кольца.
 
Женщина внимательно посмотрела на посетительницу и небрежно спросила:
- Что вам нужно?
Волнуясь и запинаясь на каждом слове, Светлана  присела на краешек стула без приглашения и сказала:
- Мне нужна  комната в общежитии. У меня маленький ребенок,  и нам негде жить.
-  А знаете сколько,  таких как вы,   ко мне приходят каждый день? – ответила надменная дама.  - Нет у меня жилья. У нас  люди  в  очереди по многу  лет стоят.
- Что же мне делать с ребенком?
- А вы думали, когда его рожали? Не можете воспитывать – сдайте в детский дом, - и дама встала, давая понять, что разговор закончен.

Не помня себя, Светлана выскочила из кабинета, как ошпаренная, быстро спустилась по лестнице и вышла во двор, где был небольшой садик. Она зашла в кусты и здесь дала волю слезам  -  то были слезы отчаяния.  «Это женщина – не мать. Мать никогда бы так не сказала», - подумала она, выходя из колючих кустов, но решила не сдаваться.
  И через несколько дней снова пошла в здание райисполкома, но уже к депутату. В не большом кабинете было душно и накурено.
  Депутатом  оказался полный маленький человечек  с совершенно лысой головой.  Мельком взглянув на Светлану  и   вытирая платком потную лысину,  он  спросил:
-  Ну,  с чем пожаловала, красавица?
- У меня нет жилья и маленький сын.
- А где же муж? Неужели сбежал от такой красотки? – пошутил  депутат.
- Нет у меня мужа, - тихо сказала Светлана и заплакала.
- Ну-ну, только без слез.  Только слез твоих мне здесь не хватало. Жаль, но помочь я ничем не могу, - и  депутат  развел руками. – Сами с женой ждали  квартиру  пять лет. У родителей жили с двумя ребятишками. Извините,  у меня срочное дело.  Попробуйте сходить на прием к начальнику по жилищным вопросам  облисполкома.   Может, там найдется для вас какой-нибудь вариант, – и  депутат склонился над бумагами.

  Светлана  вышла из кабинета с покрасневшим лицом и очень расстроенная. А дома  крысы  совсем обнаглели и выходили уже на свет. К тому же наступили холода, выпал снег,  а топить печь было нечем.  С зарплаты, экономя на еде,  она купила несколько кубометров дров долготьем. Но чем их  пилить? Светлана бегала по поселку, заслышав шум пилы. Один молодой  мужик  спросил ее с издевкой:
- А рассчитываться чем будешь? Натурой? – и хохотнул, глумясь.
- Да пошел ты! – крикнула ему Светлана и  пошла искать дальше. Пилить дрова взялся один немолодой уже мужчина, но пришел не один, а с женой, которая сразу приревновала мужа к молоденькой женщине.

Дрова были распилены за умеренную плату,  а колоть помогли зять с племянниками. Проблема с топливом была решена, хотя дрова были сыроваты и плохо горели. Но беда не приходит одна.  Перед самым Новым годом неожиданно с треском  лопнула и развалилась на куски старая плита.  Светлана побежала к старичкам соседям.

- Что делать, дядя Гриша? Плита у меня на куски развалилась.
- Да - а,  дела неважные. Чего делать?  Новую надо ставить. Ты вот что – сходи к печнику Николаю, он через три дома от тебя живет.  Поговори с ним, он  за бутылку печь  починит, может, и плита у него найдется, - посоветовал  старик, покуривая у теплой печки.  А бабушка Дуся подала два горячих пирога с картошкой и спросила:
- Вы голодные, поди?  Ешьте пироги, только што из печки.
- Спасибо большое, тетя Дуся,   - сказала Светлана, взяла пироги  и пошла домой, где сладко спал сыночек. А мороз все крепчал, и надо было ремонтировать печь немедленно.
Уже стемнело, когда она нашла дом, где жил печник. Кое- как достучалась Светлана, пока калитку  открыл немолодой  небритый мужик и пахнул на неё сивушным перегаром.
-  Чево тебе надо?- хриплым простуженным голосом спросил он.
- Вы печник? – спросила Светлана.
- Он самый, - гордо ответил мужик.
- Помогите мне, пожалуйста, ради бога. Плита у меня на куски раскололась. Я вам заплачу.
-  Это само собой. Чево с тобой делать? Помогу. И плита у меня есть почти новая. Поставлю тебе. Ты где живешь-то?
- Да мы с вами соседи. Я тут избушку снимаю у Пастуховых.
- Как же знаю. Сейчас приду, только выпить у тебя найдется? Голова трещит с похмелья, - признался Николай.
- Найдется, только сначала сделайте  ремонт, - и Светлана побежала домой.

  Вскоре пришел Николай и  затарабанил в  окно. Он принес на плече  плиту и инструменты в сумке.  Ловкими движениями  печник  убрал куски плиты, почистил дымоходы и поставил плиту.
- А теперь магарыч с тебя причитается, - сказал он.
У Светланы оказалась бутылка водки,  припрятанная на случай. Как она пригодилась сейчас!
- Вот бутылка,  -  и она подала ее печнику.
- Нет,  так не годится.  Ты закуску дай и налей в стакан, - заупрямился Николай.
-  Нет у меня закуски,  вот, еще деньги возьмите, - подала десять рублей Светлана.  Печник ушел, но через час снова постучал в окно.
- Что  вам?
- А еще бутылочку  не найдешь? – заплетающимся от выпитой водки языком  просил печник, его совсем развезло после выпитой водки.
- Нету у меня больше! Идите домой! -  сказала она и закрыла дверь. Было уже поздно. На улице был  мороз,  в  окно светил месяц,  Алешка спал, но дома было очень холодно. Светлана затопила печь и посмотрела в окно,  морозная ночь была светлой от полной луны и множества звезд.  И вдруг  во дворе  она  увидела лежащего на снегу печника Николая.

«Он же замерзнет! Что делать? – подумала Светлана, потом оделась и с большим трудом дотащила мужчину до его дома,  и стучала до тех пор,  пока Николая  не увел в дом отец. Так закончилось это приключение.
А у Светланы после Нового года началась зимняя сессия, и опять она сидела по вечерам на кухне, обложившись книгами, и опять покоя не давали крысы.
В один из дней она решилась пойти в облисполком  на прием к большому начальнику по жилищным вопросам. Дождавшись своей очереди, она робко вошла в светлый просторный  кабинет, где за  большим столом в кресле сидел высокий грузный чиновник. Выслушав молодую женщину, чиновник возмутился:
- Приходите просить жилье, а что вы сделали сами? Неужели нельзя отремонтировать дом, где вы живете? Утеплить, обшить досками, да мало ли что!
- Но это не мой дом. Как я могу его ремонтировать? Да и средств у меня нет, - пробовала оправдаться Светлана.
- Все вы так говорите, а сами палец о палец не ударите,  чтобы улучшить положение. Нет у меня для вас свободного жилья. Ничем не могу помочь, вставайте на очередь по месту жительства и ждите, сколько потребуется,  -   и чиновник встал,  давая понять, что разговор окончен.

Светлана ушла разочарованная и поняла, что ждать очереди ей придется очень долго, а пока нужно жить и бороться с трудностями,  и решать все проблемы самой.


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию