Они жили у моря

             Азовское море у берегов Бердянска в тот сентябрьский тёплый вечер 1969 года было как-то по-особому ласковым. Анатолий Корнейченко сидел у самой воды грустный: разговор с отцом накануне снова оказался нерадостным. В очередной раз тот не разрешил жениться ему на его бывшей однокласснице Алле. Во время проводов в армию он  обещал сыну за время его двухгодичной службы подумать и дать ответ по возвращению. Два года пролетели быстро. Три месяца назад Анатолий снял военную форму, но повести в ЗАГС свою любимую так и не смог. Без благословения отца. Мать была солидарна с сыном, но против мужа выступать не стала.

                За спиной послышались шаги. Сняв туфли, по нагретому солнцем за день песку, к нему медленно приближалась Алла. Она ещё не знала об окончательном решении отца своего жениха, поэтому её красивое лицо ещё краше выглядело от  улыбки.
               - Привет, любимый! Прости, я немного задержалась,- произнесла она после обязательного в таких случаях поцелуя.- Ты с отцом говорил? Когда идём в ЗАГС подавать заявление?
               - Прости, Алла, но ничего не получилось. Отец категорически против нашего брака. Против воли отца я пойти не могу, сама понимаешь.
               - Ах так!- с этими двумя словами невеста вскочила с его колен и встала во весь рост. – Тогда прощай, любимый. Я другого жениха найду. В приморском городе, думаю, это не проблема.

            Подруга ушла, а Анатолий задумался: «Ну и что из того, что она болгарка?». В это мгновение на него нахлынули воспоминания школьных лет.

            … В их шестой класс в начале учебного года пришло трое «новеньких»: мальчик и две девочки. Учительница с улыбкой наблюдала, как до конца урока вместо того, чтобы слушать её, все девочки рассматривали новенького своего одноклассника, а все мальчики, понятно, интересовались новенькими одноклассницами. Вначале. В конце урока на Аллу Димитрову смотрел только один Толя Корнейченко. Почему? Он понять не мог. Понравилась девчонка с первого взгляда. С кем не бывает.

           После уроков Толя вместе со всеми вышел из здания средней школы и направился домой. Жил он с родителями у самого « синего» моря.
           - Толик, тебя куда понесло? – спросила попутчица Зося, когда одноклассник не свернул с улицы в сторону своего дома, а пошёл дальше.
            - Мама велела к тёте зайти, что-то там помочь, - отвечал тот, не останавливаясь.
            
           Зося была девочкой неглупой, давно поняла, что Толя, несмотря на то, что сидят они за одной партой давно, её «не замечал». Ей же он нравился. Охваченная ревностью, одноклассница крикнула ему во след: «Вот завтра и будешь с ней сидеть за партой, а я перейду к Васе Сидоренко». Почему она это сделала, догадаться было не трудно: впереди Толи медленно шла Алла с портфелем в руках, а за ней быстрыми шагами, чтобы далеко не отстать, шёл   её одноклассник. Другие давно уже свернули с пути к своим домам.

         Услышав отчаянный крик Зоси, Алла остановилась и посмотрела назад: Толя был в двух шагах от неё.
         - Мальчик, ты тоже где-то здесь проживаешь?- спросила удивлённо Алла.
         - Да! Нет!Да!- начал оправдываться  Толя.
          Подруга заулыбалась:
         - Но тогда пойдём вместе, поможешь мне дома перестановку в моей комнате сделать. Мне не нравится, как это сделали папа с мамой. Согласен?
         
           Не отвечая, тот взял в руки  портфель Аллы, и они быстро зашагали к её дому. Родители  его купили ещё весной, но переехали из Болгарии в СССР на постоянное место жительства только в конце августа. Хотя особых проблем с переездом не было, если учесть разговоры о том, что Болгария хотела стать шестнадцатой союзной республикой в Советском Союзе. К тому же семья Димитровых приехала не на "пустое" место: в этом приморском городке жила до революции бабушка Аллы. Её родители не приняли революцию и выехали сначала в Стамбул, потом в Болгарию. На чужой земле она выросла, вышла замуж за болгарина. Но язык своей Родины не забыла, обучила ему своего сына и внучку. К моменту приезда Димитровых в Бердянск бабушки в живых не было. Её «заменил» огромный портрет в комнате внучки.

            Алла с детства интересовалась русским языком, но говорила с небольшим акцентом. Потому что родным языком её был всё же болгарский. После того, как Анатолий помог ей навести порядок в комнате, она попросила помощника быть её наставником по обучению русскому языку. Пока  полностью не овладеет им в совершенстве и акцент исчезнет. Одноклассник с радостью согласился.

          Вернувшись поздно вечером домой, Толя выслушал «лекцию»  отца на тему: « С кем сыну следует дружить и с кем не следует». Первый вопрос касался  Зоси, которая успела побывать  у них дома, а второй вопрос относился, понятно, к Алле, где, по мнению отца, ему бывать не следует. На том и остановились.

         На следующий день Зося, как ни в чём не бывало, села на своё обычное место к Корнейченко. Последний не протестовал, но  его взгляд был направлен в другую сторону.  Алла же поступила более осторожно, ни разу не оглянувшись, хотя взгляд одноклассника чувствовала на себе в полной мере.

         Дома вечером, закончив выполнять домашние задания, Толя направился к морю купаться.  Не совсем случайно в то же время и в том же месте оказалась и Алла. Так продолжалось до тех пор, пока наступившие холода не позволили более одноклассникам окунаться в морские волны. За это время их дружба переросла в настоящую первую любовь. С чем согласны были и их родители. Кроме отца Анатолия. Его маме Алла нравилась также  и лучшей невесты для своего сына в будущем она не представляла. Такого же мнения были и родители Аллы. Оставалось одно непреодолимое препятствие, которое Толе так и не удалось преодолеть до самого призыва в армию.

         Во время проводов отец обещал сыну , видимо, по просьбе жены, что после его службы он своё решение пересмотрит. Обрадованный рядовой Корнейченко два года считал дни до своего «дембеля», переписываясь с Аллой.
По возвращению домой сына, его отец действительно, как и обещал, своё решение пересмотрел … и оставил всё как есть. «Ищи себе, сынок, другую невесту»,- так выглядело «пересмотренное» решение… .

         Воспоминания так же быстро исчезли, как и появились. Анатолий взглянул на небо. Там всходила Луна. Надо было возвращаться домой. Но пошёл он не домой.

        Окно в спальне Аллы было открытым. Из него доносился плач. Алла его обманула: никакого другого жениха искать она не собиралась. Ей нравился Анатолий с того первого знакомства в шестом классе.
         - Дочка, не плачь, -успокаивала её мать,- может его отец одумается.
         - Вряд ли, мама. Не  тот он человек.
         - А почему ты ему так не нравишься?
         - Потому что, болгарка.
         - Ну и мы с папой тоже болгары. И что с этого? Зато бабушка-то у тебя была не болгарка, он об этом знает?
         - А что толку? Не нравлюсь я отцу Толи, что тут поделаешь?
         
         Не успела мама Аллы выйти из комнаты дочери, как её место тут же оказалось занятым. Анатолий, не выдержав слёз любимой, залез к ней через окно. Слёзы моментально «испарились».
         - Ты принёс мне хорошую новость, Толя? Отец разрешил жениться тебе на мне?
         - Пока нет, но это случится.
         - Тогда, Толя, уходи от меня тем же путём пока я своего папу не позвала.
       
            На этот раз Анатолий заметил в глазах невесты едва скрываемую улыбку. Обняв, он начал её целовать. Вскоре свет в комнате погас. Жених остался ночевать у своей невесты.
         
         - И что мы теперь, Толя, с тобой будем делать?- спросила его утром Алла.
         - В каком смысле?
         - Если у меня родиться ребёнок. Кого мне отцом записать?
         - Меня, разумеется.
         - А отец твой как же?
         - Да как-нибудь уговорю. Внук или внучка- то его будут.

              Возвращаясь домой, Анатолий ещё издалека заметил возле своего дома «Скорую помощь». Но не успел дойти - она уехала. «Маме плохо стало, наверное, переживала за меня», - подумал он про себя.
            
            - Да нет, Толя, я за тебя рада, - ответила на его вопрос мама.- Отцу стало плохо, но не из-за тебя. Я ему сказала, что ты спишь   в саду на свежем воздухе. Ночи пока тёплые.
             - Отец поверил?
             - Поверил, разумеется. Хотя, сынок, это первый случай, когда я его обманула. А отцу стало плохо по другой причине. Мы тебе не говорили, чтобы не расстраивать заранее. На прошлой неделе он проходил на работе медкомиссию… .
             
                Мама не договорила, замолчала и расплакалась. Потом продолжила: «У него обнаружили онкологическое заболевание на последней стадии. Завтра утром он велел мне в больницу взять тебя с собой».

               Утро наступило быстро. Одев халаты, Анатолий с мамой вошли в палату к больному.
               - Сынок, ты жениться собираешься? Постарайся успеть, пока я живой.
               - Собираюсь, папа.
               - На ком, если не секрет?
               - Не секрет, папа. На Алле. Других кандидаток у меня нет и не будет.
               - В таком случае я даю добро. Женись. Приведи ко мне Аллу завтра. Нет, сегодня вечером. Пожалуй, нет, сейчас приведи.
               - Хорошо, папа.
                Через час Алла входила в палату вместе с Анатолием.
                - Толя, выйди на минуту. Оставь нас вдвоём, - попросил больной.

               Ночью отец Толи умер, не приходя в сознание. Через девять месяцев у Аллы родился сын. После годовщины смерти отца Анатолия, они с Аллой официально зарегистрировали брак и сыграли свадьбу. Однако как не пытался  муж узнать у жены, что же перед смертью сказал ей его отец, так и не узнал. Настаивать после свадьбы на этом  больше не стал. Мама, правда, догадывалась о последних словах мужа, но говорить о них сыну не стала. Что же касается самой Аллы, то она, дав слово умирающему отцу своего теперь уже мужа, сдержала его. Отец просил, чтобы об их разговоре никто и никогда не узнал. Так и получилось.


На это произведение написано 37 рецензий      Написать рецензию