Рябина

                              
       Растёт это дерево у нас на Урале повсеместно, как и по всей России.
       Но почему-то не часто вспоминает о нем человек, чаще о березе, черёмухе. Хотя если напрячь память, то можно вспомнить родыгинскую песню об уральской рябинушке. Но это исключение. Весной, как правило, томные девушки и сопровождающие их парни идут в весенний лес за ароматами и пышно цветущими пенисто белыми цветами черёмухи.
       Рябина начинает цвести вслед за черёмухой. Её цветонос какой-то невзрачный, раскидистый, как холодная лампа. Из-за этого невзрачного цветоноса многие проходящие мимо рябины люди не обращают внимания на запах цветущего дерева. И сам он, этот запах скромен, малосилен по сравнению с всё охватывающим ароматом черёмухи. Однако весенний неуловимый оттенок рябинового цветения неповторим, более тонок и приятен по сравнению с белопышущей соседкой.
      Отцветают деревья, и в общей зеленой массе черёмуха и рябина теряют свою индивидуальность, сливаются с фоном вечно одноцветных елей, пихт и сосен.
Ближе к осени человек вновь в первую очередь вспоминает о черёмухе. Её черные плоды столь же приятны человеку, как и яркий цвет. Осенью на макушках черёмуховых деревьев-кустов часто остаются невзрачные высохшие, как дробинки, плоды.
      Рябина в это время развешивает по всему своему телу желто-зелёные лампочки-гирлянды. Лампочки-гирлянды впитывают в себя, не торопясь силу земли. Зреют. Вбирают в себя новый цвет и массу. Не легко рябине в этот период. Её плоды тяжелеют и тянут ветки к земле, а озорник ветер треплет тяжёлые ветки рябины из стороны в сторону. Рябина-мать старается сохранить своё созревающее дитя и от падения плодов на землю и от слома – гнётся, вытягивается под порывом ветра в разные стороны, и хранит, хранит…
      И вот утих ветер и дождь. Похолодало. Повалил первый рыхлый и робкий снег. Все окрестные лиственные деревья потеряли летние украшения, шурша на ветру оголёнными однообразными ветками.
      Рябина тоже потеряла летнюю листву, но сохранила свои плоды гирлянды. Ярко-красные, они пылают на фоне первого снега, оставаясь единственным украшением цвета и света ушедшего в небытиё столь желанного скоротечного лета.
      Долго сохраняет рябина летние плоды. Иногда до февраля. А иногда и в конце октября её посещают желанные гости, для которых и старалась рябина всё лето, стойко перенося тяжести материнства.
      Конец октября и снег явно лёг на землю не надолго. Северных гостей ждать рано, но они явились. Небольшая стайка интеллигентных и от природы ухоженных свиристелей опустилась на вершину рябины. Ветки дерева приняли залётных гостей, слегка покачивая их на ветках, как в гамаке. Гости после длительного перелёта вели себя, как-то спокойно, не проявляли большого интереса к плодам рябины. Лениво покачивались, как воспитанные гости угощение потребляли сдержанно и всё посматривали в любимую северную сторону. А затем спорхнули, подчиняясь своему внутреннему зову, и исчезли с глаз человеческих.
      Через несколько дней стая свиристелей появилась в небе. В полёте, птица смотрелась как правильный треугольник, и только хвостик, раскрытый веером с желтой окантовкой, управлял полётом. Вся эта птичья семья, как званная, разместилась на вершине дерева. Через мгновение, верхние красные плоды рябины были потреблены и бывшие гирлянды-фонарики обнажили серую голь природных конструкций. Птицы о чем-то свиристели, светски обсуждая качество угощения. Верхние гостьи, щеголяя серым цветом своего костюма, ухоженностью птичьего тела, покачивали хохлатыми головками, наблюдали окрестности окружающей природы. Птицы на нижних ветках продолжали вкушать рябиновые ягоды.
      Какая-то тревога или внутренний посыл движения сорвали птичью стаю с рябины, и они упорхнули.
      Несколько дней прилетали перелётные гости из неведомых краёв к рябине, и она всегда радостно отдавала своё богатство и предоставляла свои ветки-качели. Насытившись, гости рассаживались на проводах, как ласточки, или на макушках столбов, никогда не сорясь за место на высоте, как это делают наши местные сороки или вороны. Порой свиристели осваивали вершину голой берёзы, и при этом садились тучно, плотно на одну ветку. Взгляд у всей стаи при этом был обращен на север, по-видимому, это дать родине, сигнал любимым местам, память о путях возвращения. И как символично сравнить свиристель с чайкой. Чайка всегда садится на камень посреди реки головой на юг. Это тоже взгляд в сторону родины, любимого места обитания, взгляд в сторону своего движения. Интересно, в какую сторону обращены взгляды свиристели и чайки, когда одни находятся на севере, а другие на юге?
      Рябина ещё несколько дней украшала округу своими красными гирляндами-фонариками. Свиристели были её постоянными гостями. Радостно столовались, свиристелили и исчезали.
      В один из дней глубокой осени рябина последней среди уральских кустов и деревьев потушила свои осенние фонарики-гирлянды и тихо заснула, как все, до будущей весны.
                                                      


На это произведение написано 9 рецензий      Написать рецензию