Петербург глазами украинца.
В сознании «пэрэсичных украйинцив» Россия — это некий сюрреалистический фантом, слепленный из древних стереотипов, невротических фантазий и откровенной лжи. Для большинства моих украинских сограждан современная Россия это нечто среднее между «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына и неким фантасмагорическим, постмодернистским Лукоморьем, оккупированным злобными орками, гоблинами и троллями времён мифической битвы за Средиземье. Абсурдность данной ситуации заключается в том, что одна часть населения Украины (жившая в СССР) выстраивает свои представления о России на основе личных воспоминаний о советских временах, а другая (родившаяся и сформировавшаяся во времена «нэзалэжности»), своё представление о России формирует на фундаменте оголтелой, антироссийской, русофобской пропаганды, непрерывно источаемой всеми средствами массовой информации Украины. Однако дело в том, что той, советской России (которую, в том числе помню и я) уже давно не существует, а России, которую с паранойяльным задором воспели в своих политических мифах украинский национализм и государственная пропаганда Украины, никогда не было. Поэтому Россия по-украински — это скорее некий продукт массового психического недомогания, чем нечто реальное. Прожив на Украине все годы её «нэзалэжности» и не имея никакого личного представления о постсоветской России, я подозревал, что многое, рассказанное о ней «украинцам» — это чушь и ложь. Но даже я не ожидал, что украинская «брэхня» заходит так далеко. Буду откровенен. Как оказалось, даже у меня были шаблоны, которые после нескольких месяцев жизни в России с треском лопнули в моём сознании. Дабы защитить себя от разочарования, покидая Украину, я настраивал себя на худшее. Однако, увидев реальную Россию, понял, что моя осторожность была напрасной.
Аналогичная в Питере ситуация и с тротуарами. Если, к примеру, по дворам киевского Сырца из-за ям ехать крайне сложно даже на джипе (такое ощущение, что данный район подвергся массированной бомбардировке), то на «Питерщине» идеальные тротуары даже на улицах прилегающих к северной столице посёлков. Для человека, прожившего всю свою жизнь в «нэзалэжний» — это очень непривычно. Забавно то, что россияне своего дорожного счастья (и не только) не осознают. Они его воспринимают как должное. В этом смысле им не понять украинских граждан, которые даже в своей столице могут лишь мечтать о хороших дорогах. Но особенно меня забавляют неистовые путиноборцы, которые где-то выискивают фотографии с разбитым дорожным покрытием и старательно их постят в сети как доказательство российского бездорожья. Так выглядит информационная война против России. Теперь что касается работы коммунальных служб. Весь Питер буквально вылизан. На улицах практически идеальная чистота. Причём как в центре, так и в спальных районах. Дворники с каким-то удивительным остервенением метут и скребут вверенные им территории не только утром, но и весь день. Наблюдать это после тотально загаженного Киева очень непривычно. Удивило, что даже в таком заброшенном месте как Шуваловский парк (это что-то вроде Голосеевского природного парка в Киеве) вдоль тропинок на деревьях висят целлофановые мешки для мусора, а зелёные лужайки возле прудов не загажены как в украинской столице отходами воскресных пикников. Идеально выглядят посёлки и городишки, расположенные вблизи Питера. Новые тротуары, чистые, ухоженные газоны. Всё аккуратно, приятно и цивилизованно. Должен признаться, что после Украины меня поражает чёткая организация работы питерских госструктур, обслуживающих население. Удивил российский «Сбербанк». Ведь когда-то он, как и нынешний украинский «Ощадбанк», входил в единую систему «Сбербанка» СССР. Но теперь это два разных мира, две ничем не схожие реальности. Последний раз, когда я заходил в одно из киевских районных отделений «Ощадбанка», меня там встретил полудикий, обшарпанный, душный «совок», выкрашенный масляной краской, с очередью утомлённых пенсионерок возле зарешеченных кассовых окон. Перед моим взором предстал этакий чудом уцелевший оазис далёкого советского прошлого. Удивил в Питере городской транспорт — новые, чистые автобусы и троллейбусы. Везде, даже в маршрутных «бусиках», на поручнях установлены устройства электронной оплаты проезда с помощью универсальной карточки — т.н. «подорожника». Это очень удобно и выгодно. На «подорожник» в кассе метро кладётся необходимая пассажиру сумма, а потом с его помощью он может оплачивать проезд во всех видах городского транспорта. Причём через определённое количество поездок цена проезда снижается. Ещё пару слов в развитие медицинской тематики. В прошлом году довелось мне проведать своего родственника, который лежал в киевской элитной «Феофании». Зашёл в отделение, и моему взору предстали остатки былой советской роскоши тридцатилетней давности. Когда там делался последний раз ремонт, даже трудно представить. На полу вздувшийся линолеум либо рассохшийся паркет. На стенах старые деревянные панели. В коридоре — продавленные тысячами задов, древние засаленные кресла. В туалете на стене — электросушилка для рук «Донбасс», возраст которой сопоставим с моим. Особо умилила «палата», представляющая собой отгороженный шторой тупик больничного коридора. К этому могу добавить, что необходимые для лечения лекарства родственники пациента покупали самостоятельно. А ведь, повторю ещё раз, «Феофания» — элитное медицинское учреждение. Возможно, в этом заведении есть и ультрасовременные отделения. Но их мне увидеть не довелось. С любопытством и удовольствием наблюдаю за питерцами. На антропологическом фоне Питера, Киев контрастирует своей чернявостью. Особенно после того, как его оккупировали галичане. Смешно созерцать вождей украинских «арийцев», уверенно рассуждающих о т.н. русской угро-финности, но при этом иллюстрирующих своими «расово правильными» «пыками» то ли татар, то ли хазар, то ли печенегов с половцами. Я уже молчу про все эти их майданы в виде орды. Хочется сказать пару слов об эстетике. В Киеве всегда было принято рассуждать о том, что украинки самые красивые чуть ли не на всём белом свете. Спорить с данным утверждением не буду. Как говорится, на вкус и цвет, да ещё в патриотическом угаре, товарищей нет. Однако недавно поймал себя на том, что, гуляя по Питеру, как-то уж совсем по юношески засматриваюсь на здешних девушек и женщин. У них иной тип женской красоты. Не такой, как на Украине. Честно признаюсь, что нередко приходится с трудом отводить взгляд от особо гармоничных представительниц местного слабого пола, чтобы их не смущать. Воистину красота страшно притягательная сила. Что касается т.н. «чуждости» великороссов и малороссов, о которой неутомимо рассказывают украинские вожди и их СМИ. Если взять какого-нибудь киевлянина, усыпить его, вывезти в Питер или Москву, усадить в вагон метро советского производства, а потом разбудить, то он никогда не поймёт, что находится «за границей». Это я о людях. По своей сути люди по обе стороны российско-украинской границы ничем не отличаются. Они — единое целое. Один народ. Уловить разницу между ними можно лишь по говору, по трудно уловимым ментальным и поведенческим особенностям. Но подобные различия присущи любому большому народу. Будь то китайцы, индийцы, японцы, испанцы, немцы, французы и пр. В Питере очень много узбеков и таджиков. Они здесь — некий аналог сельских гастарбайтеров, приехавших в Киев с Западной Украины. Уровень культурного и интеллектуального развития, ценности, образ жизни, профессиональные навыки, а главное — чуждость городу как таковому у прибывших в Питер на заработки выходцев из Центральной Азии практически идентичны тем, которые присущи западно-украинским селянам, обосновавшимся в Киеве. Тем не менее, узбеки и таджики для России это — дешёвая рабочая сила, а галичане для Украины не просто дешёвая рабочая сила, но и наиболее деструктивный этно-социальный элемент, руками которого практически полностью разрушена украинская государственность. Кстати говоря, в Питере «украинцы» — непосредственные конкуренты узбеков и таджиков. Работу, которую не хотят делать россияне, делают эти основные категории гастарбайтеров. Приятно удивил культурный уровень питерцев. На Невском по выходным возле книжного магазина «Буквоед» собираются прохожие, чтобы послушать зачитываемые там в слух фрагменты книг. В частности недавно наблюдал, как толпа зевак слушала «Преступление и наказание» (!), сопровождающееся легким театральным перфомансом общающегося со слушателями «Раскольникова». Ранее с удовольствием слушал в том же «Буквоеде» на Невском Михаила Веллера. Старик весьма живо и остроумно общался с поклонниками своего таланта. Как я понял, подобные мероприятия не редкость для Питера. Музеи, театры, выставки, парады, концерты и пр. это тема отдельного разговора. Город живёт весьма активной культурной жизнью. Кстати говоря, в питерском метро ещё принято уступать места не только старикам, но и женщинам. После Киева (где сие тоже присутствует, но в локальном масштабе) данная культурная традиция очень сильно бросается в глаза. Мне не раз приходилось ехать в вагоне, где стояли только мужчины. Кроме этого оказались неправдой все рассказы киевлян о том, что в России машины на дорогах ездят как хотят, а водители не пропускают пешеходов на переходах. Ерунда всё это. Ездят по правилам и на «зебре» пропускают. Удивила система детских библиотек. Чем удивила? Тем, что она в России (в отличие от Украины) существует и процветает. Сразу же пахнуло далёким детством. Зашёл в детскую библиотеку одного из питерских районов. В целом книжный фонд не новый, но видно, что обновляется (по закону определённый процент тиража издаваемых сейчас в России детских книг должен отдаваться в библиотеки). На полках есть всё, что душе угодно! Читай, не хочу! Самое удивительное, что гаджеты, продаются в Питере иногда чуть ли не в два раза дешевле их аналогов в Киеве. Ситуация странная и для меня необъяснимая. Однако при всём этом необходимо учитывать, что средняя, «дохленькая» зарплата в Питере составляет 35-40 тыс. рублей. Это (при колеблющемся курсе) примерно 600-700 дол. США. На данный момент для Украины подобная «зарплатня» — невероятно большие деньги. Ведь сейчас средняя украинская зарплата — от трёх до четырёх тысяч гривен (136-180 долл. США). В областях она вообще дотягивает лишь до двух тысяч. При этом надо учитывать нынешнюю стоимость украинских коммунальных услуг — от 1 до 3 тыс. грн. в зависимости от площади квартиры. Что называется, ощутите разницу. Не зря сейчас граждане Украины массово бегут в Россию (т.е. на территорию «врага» и «агрессора»). Одни спасаются от украинской «армии-освободительницы», а другие на заработки и просто подальше от постмайданного «счастья» новой украинской Руины. На данный момент российская Федеральная миграционная служба фактически работает только на «украинцев», решивших по той или иной причине покинуть свою родину. Отношение простых питерцев к беглым «украинцам» очень хорошее. В основном они проявляют к нам жалость, сострадание, сочувствие и желание помочь. Здесь «украинцев» воспринимают как своих. Даже к «свидомым» относятся как к глупым, обманутым и чуть сумасшедшим родственникам, которые рано или поздно разберутся в том, кто им друг, а кто враг. На фоне массового, русофобского психоза, из которого я уехал несколько месяцев назад, покинув Киев, спокойное, сострадательное и доброжелательное отношение великорусов к малороссам просто поражает. Всё-таки насколько удивительное по своей глубине и силе русское великодушие! *** Хочу сказать, что, несмотря на все трудности материального характера, с которыми я столкнулся в России, здесь моя душа обрела покой. В последние месяцы перед моим отъездом в Киеве стало просто нестерпимо жить среди людей, непрерывно фонтанирующих негативными эмоциями, людей, постоянно чего-то боящихся, в чём-то разочаровующихся и не перестающих кого-то ненавидеть. Жизнь в украинском бреду весьма утомительна даже для устойчивой психики. Все эти скандалы, разборки, склоки, убийства, акции протеста, грабежи, хронические истерики, кризисы, психопатические демонстрации и прочие проявления «свободной» украинской жизни, предельно утомляют и вгоняют в хроническую депрессию. Ни один нормальный человек долго жить в подобной среде не сможет. Поэтому кто-то из Украины бежит, не рассчитывая на возвращение, а кто-то попросту отгораживается от реальности, сохраняя с ней минимальный контакт лишь в силу жизненной необходимости. На этом украинском фоне жизнь людей в России спокойна и размерена. Не знаю, осознают ли они это, но лично я вижу вокруг себя в целом счастливых людей. Да, у них, как и везде, есть проблемы. Это динамично обновляющийся, строящийся и развивающийся регион. Причём уровень его развития далеко обогнал тот же Киев, выйдя на уровень столиц Восточной Европы. Санкт-Петербург в гораздо большей степени европейский город по своему духу и урбанистической организации, чем украинская столица. Похоже, что пока Украина безуспешно ломилась в Европу и изводила себя дикими майданами, Европа без лишнего шума сама пришла в Россию. В общем-то, если бы граждане Украины знали, как сейчас живет народ России, если бы они видели нынешний уровень российского цивилизационного развития, у многих из них произошёл бы серьёзный нервный срыв. Ведь подняться на уровень развития России у Украины уже нет никаких шансов. Упущено время. Растрачены ресурсы. Если бы все эти украинские патриоты и активисты увидели бы воочию современную Россию, многие бы из них поняли, какой бессмысленной ерундой они занимались все эти годы, а самые сообразительные из них задали бы себе простой, но очень важный вопрос: а зачем нам эта «нэзалэжность»? Какой в ней смысл, если из-за неё лишь руина, вырождение, нищета, а теперь ещё — кровь и смерть? © Copyright: Владим Филипп, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|