Новости из зарубежа.

Владим Филипп: литературный дневник

БРИКС против диктатуры доллара, или США как всемирный центр зла.
***
Нил НИКАНДРОВ
==============
Отрезвление после вакханалии кровопролитной глобализации медленно, шаг за шагом, но наступает.
Блицкриг Соединённых Штатов, нацеленный на завоевание мирового господства под лозунгом «однополярной демократии» с центром управления в Вашингтоне, воспринимается суверенными государствами и мировым общественным мнением как провальный.
Однако администрация Обамы не готова признать поражение, она продолжает создавать поводы к войне, формируя образы врагов с помощью провокаций и чёрной пропаганды…


Влияние группы БРИКС (Группа), в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, на положение в мире, на создание альтернативной программы действий в интересах развивающихся стран – это кардинальный по важности фактор современной международной жизни.


На нынешнем этапе формирования многополярного мира первостепенное значение имеет демонтаж той зависимой от США мировой валютно-финансовой системы, которая сложилась после Второй мировой войны. Государства группы БРИКС намерены покончить с диктатурой доллара, с использованием бесконтрольно тиражируемых «зелёных фантиков» для скупки всего, что имеет реальную ценность, с системным мошенничеством США в финансовой сфере.


Президент Владимир Путин выразил общую точку зрения на 6-м саммите БРИКС в Бразилии (15-16 июля), когда заявил, что реформа международной валютно-финансовой системы давно назрела, что она несправедлива и к членам Группы, и к «новым экономикам» в целом.
Требуется скорейшее, на равных правах, включение стран группы БРИКС в процедуры принятия решений МВФ и ВБ.


На саммите в Форталезе были подписаны итоговые документы — декларация и план действий.
В декларации отражена общая оценка государствами БРИКС существующей политической и экономической ситуации в мире, определены параметры всестороннего сотрудничества.
План действий ставит чёткие задачи для стран-участниц Группы на ближайшую перспективу, до очередного саммита БРИКС, который пройдёт в России в июле 2015 г.


Все информационные агентства мира сообщили о подписании учредительных документов по созданию Нового банка развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае и формированию Пула условных валютных резервов.
Как отметил президент Путин, «и Банк развития, и Пул валютных резервов — практические шаги наших стран, направленные на укрепление международной финансовой архитектуры для придания ей более сбалансированного и справедливого характера».


О постоянно растущей роли БРИКС сказала президент Бразилии Дилма Руссефф:


«Группа во многом способствовала смягчению негативного воздействия глобального кризиса на мировые финансы, а также устойчивому росту экономики». Создание Банка БРИКС и резервного фонда, по её словам, показывает, что страны Группы, «несмотря на культурные, этнические и языковые различия, готовы создать солидный и позитивный стратегический альянс, чтобы противостоять нестабильности на международной арене».


Критические выпады по адресу группы БРИКС Дилма Руссефф отвергает:
«Мы появились не против кого-то, а во благо нас самих».


По оценке Руссефф, «существование Группы необходимо для процветания планеты». Действительно, на «пятёрку» приходится 11 % накопленных капиталовложений, 20 % мировой торговли.
Товарооборот между странами БРИКС за последние годы удвоился, и это только начало. Российские эксперты подготовили проект Стратегии многостороннего экономического сотрудничества БРИКС.
Реализация его позволит обеспечить Группе лидирующие позиции в мировой экономике.


О значимости фактора БРИКС в современном мире свидетельствует встреча «пятёрки» с президентами Союза южноамериканских наций (UNASUR).
В пропагандистских публикациях и телесюжетах «анти-БРИКС» предрекалось, что в форуме примут участие только «популистские лидеры» - венесуэлец Николас Мадуро, эквадорец Рафаэль Корреа, боливиец Эво Моралес и, может быть, «эксцентричный» президент Уругвая Хосе Мухика.
Оказалось, однако, что в Бразилию приехали все южноамериканские лидеры, настроенные на получение информации о деятельности и проектах группы БРИКС из первых рук. Обсуждалась перспектива расширения торговых связей и активизации экономического сотрудничества.
Южноамериканцы по максимуму использовали возможности для общения с «пятеркой».


Президент Мадуро высоко оценил совместный форум:
«Цель этой встречи в верхах – защитить идеалы многополюсного мира. У нас в Венесуэле эти концепции воплощены в «Плане Отечества» на 2013-2019 гг., который был законодательно оформлен Национальной ассамблеей. Мы нуждаемся в новом экономическом порядке, в таком порядке, который мы самостоятельно возводим в Южной Америке. Без всякого сомнения, эта встреча имеет исторический характер - встреча между южноамериканским блоком, который идёт своим собственным путём в сферах экономики, культуры, развития территории, южноамериканской идентичности, и пятью самыми влиятельными на планете развивающимися нациями».


Помимо коллективных мероприятий члены группы БРИКС провели двусторонние встречи с южноамериканскими коллегами.
Так, Владимир Путин провёл успешные переговоры с президентами Боливии, Уругвая, Венесуэлы.


На фоне диалога БРИКС–UNASUR в Вашингтоне интенсифицировали пропагандистскую кампанию по поводу «российской агрессии» на Украине.
В Белый дом были приглашены послы Евросоюза, у которых американцы потребовали принять жёсткие меры в отношении Москвы, чтобы «наказать её за агрессию».
Объявлены новые санкции, в том числе в отношении корпорации «Калашников», энергетических госкомпаний «Роснефть» и НОВАТЭК, «Внешэкономбанка», «Газпромбанка» и ряда оборонных предприятий.


Попали под санкции и некоторые российские высокопоставленные чиновники.
Министр иностранных дел Сергей Лавров ещё до расширения санкций заявил по поводу действий администрации Обамы:
«Печально, что президент великой державы подходит с такой позицией к делам такого рода». По словам Лаврова, лидеры группы БРИКС «осудили односторонние действия в мировой политике… выступают за то, чтобы все великие державы пытались найти взаимоприемлемое решение различных проблем».


Антироссийские санкции США странами БРИКС и большинством стран-членов UNASUR восприняты критически.
Сообщения латиноамериканских СМИ с саммита и комментарии блогеров говорят о том, что санкции Вашингтона преследуют одну цель: стимулировать дальнейшее развитие конфликта на российско-украинской границе через «подконтрольное правительство Порошенко».
При этом Обама ссылается на «особую ответственность США»:
«Мы обязаны играть ведущую роль в решении таких проблем».


Хотелось бы увидеть, где же за последние четверть века Соединённым Штатам удалось решить «такие проблемы»?
Разгромленные страны, десятки тысяч жертв, сотни ликвидированных политических и военных деятелей, которые не отвечали требованиям «единственно правильной» демократии США, - разве это не апофеоз безответственности?
Разве не пугает нормальных людей маниакальное стремление Вашингтона к созданию PAX AMERICANA на руинах других, часто более древних и по-своему более совершенных цивилизаций?


Вот что вызывает отторжение даже у ближайших союзников Империи и тем более у стран, вменяемые руководители которых с тревогой наблюдают за неумолимым процессом превращения Соединённых Штатов во всемирный центр зла.


Источник: fondsk.ru




Почему так много пессимизма, Америка? ("The New Republic", США)
***
Сегодняшние кризисы не хуже многих других в американской истории
Юлия Иоффе (Julia Ioffe)
***
Эта неделя началась с сообщения об апокалипсисе, которое не имело ничего общего с тем фактом, что Чемпионат мира по футболу завершился.
Утром в понедельник вашингтонские инсайдеры, проснувшись рано утром, познакомились с бюллетенем Playbook, который сослался на другой бюллетень — он предназначен для клиентов инвестиционной фирмы Southwest Securities — под названием «Уикенд хаоса» (A Weekend of Chaos).
«Слишком много происходит всяких событий, все слишком широко распространено и слишком серьезно для того, чтобы рынки могли это игнорировать в течение долгого времени, — отмечается в нем.
— На пороге нашего дома постоянно присутствует угроза терроризма».


В статье, опубликованной на первой полосе газеты Wall Street Journal, звучит тот же сигнал тревоги:
«Обама вынужден иметь дело с дугой нестабильности, аналога которой не было с 1970-х годов».


Удивительная вещь относительно этой статьи состоит не в том, что для ее написания потребовались усилия двух журналистов.
Удивительным было то, что в качестве доказательства апокалипсиса, происходящего один раз в жизни одного поколения, приводится мнение главного алармиста страны Джона Маккейна (John McCain):
«Сенатор Джон Маккейн (республиканец, от штата Аризона) в интервью телеканалу CNN в воскресенье заявил о том, что мир "находится в состоянии такого разброда, которого я не видел за всю свою жизнь"».


Весьма шокирующее заявление для человека, родившегося в 1936 году, человека, в течение жизни которого прошла Вторая мировая война и который — не будем этого забывать — был военнопленным во Вьетнаме.
Что касается заголовка, то давайте вспомним все те нестабильные вещи, которые произошли с начала 1970-х годов:
ирано-иракская война,
продолжительная война Израиля за свои границы,
гражданская война в Ливане,
развал Советского союза (с его огромным ядерным арсеналом),
сопровождавшийся кровопролитием распад государства под названием Югославия, окончание апартеида,
геноцид в Руанде,
взлет Китая,
падение Японии,
серьезные проблемы в Йемене и Пакистане,
события 11 сентября 2001 года, американская агрессия в Ираке и Афганистане, российская агрессия в Грузии,
нарковойны в Мексике и Колумбии,
Арабская весна — список можно продолжить.


Пройдя через все это, Америка осталась неповрежденной и по большей части здоровой.
А что касается предполагавшихся глобальных последствий всех этих событий — демократическая Россия и Ирак, грязные атомные бомбы, падающие на наши торговые центры, — то многие из них так и не произошли.
Более того, мы уже забыли о том, что когда-то полагали, что они возможны.
И, тем не менее, на фоне меняющихся поколений мы продолжаем смотреть на небо, будучи уверенными в том, что оно падает, и, кроме того, мы, безусловно, знаем, как именно оно упадет.


Постоянное ожидание апокалипсиса является чем-то вроде характерной американской черты.
Соединенные Штаты были образованы как ответ на коррупцию и хаос в Европе.
Пуритане верили в то, что их «город на холме» будет новым Иерусалимом.
Идея относительно того, что небольшая группа людей обладает уникальным доступом к ужасной истине, отмечает Энтони Графтон (Anthony Grafton), профессор истории Принстонского университета, восходит непосредственно к книге «Откровение Иоанна Богослова».
Подобные мучительные ожидания наступления тысячелетнего царства относятся к периоду Первого великого пробуждения, когда люди верили в то, что Христос вернется на Землю, и первой остановкой на его пути будет Америка.


В 19-м веке, когда Америка была занята индустриализацией, на Европу одна за другой обрушились революционные волны.
«Создавалось впечатление, что буйствующие толпы пытаются захватить Европу», — отмечает Питер Шулман (Peter Shulman), преподаватель американской истории в Западном резервном университете Кейза (Case Western University).


Америка с тревогой наблюдала за Европой; апокалипсис происходил непосредственно по другую сторону океана.


«По крайней мере, в 19-ом веке американцы часто рассматривали события за границей как оправдание своего собственно проекта или как угрозу для него», — говорит Шулман. Ближе к дому апокалиптический язык «использовался для подготовки к грядущей Гражданской войне, — подчеркивает Графтон. — В этом случае это было вполне оправданным».


Однако чаще всего наше использование языка Апокалипсиса является просто проявлением большого самомнения: каждое поколение считает, что оно является свидетелем уникальной — и уникальным образом углубляющейся — степени хаоса.


«Каждое поколение из числа знакомых мне было почти убеждено в том, что тем или иным образом все движется к катастрофе, — говорит Тиа Колбаба (Tia Kolbaba), специалист по истории Византии, преподающая историю религии в Ратгерском университете (Rutgers). — Я подозреваю, что существуют такие периоды в истории, когда люди думают, что все развивается по восходящей, но в таком случае всегда возникают разговоры о том, что это конец культуры и что это конец всего, что можно назвать хорошим с момента». «Ну, скажем, — она делает паузу. — Катона Старшего, который считал, что греческие влияния в Риме означают конец Рима».


Катон Старший умер в 149 году до нашей эры; упадок Рима, по общему признанию, произошел на 450 лет позднее.
«Эта другая сторона относительно упадка, — говорит она. — Если вы возьмете достаточно продолжительный период времени, то люди, предсказывающие его, всегда будут правы».


В ранней современной Европе, по мнению Графтона, люди также постоянно предсказывали наступление конца света.
В 1584 году и в 1604 году, например, из-за особенно впечатляющего «сближения» Юпитера и Сатурна, были принято считать, что на Земле возникнет достаточно большая неразбериха.
Обычно до катастрофы дело не доходило, хотя один французский историк астрологии начала 15-го века сказал, что конец мира наступит в 1789 году.
Это была не просто стандартная озабоченность одной из предшествующих современной эпох по поводу астрологически предсказываемого апокалипсиса. Геополитические проблемы также лишали людей сна.
В то время, в 15-м и 16-м столетии, турки были на подъеме.
Они захватили Константинополь и пару раз едва не захватили Вену.
Вся Европа окажется под властью сарацинов и всем придется принять ислам — таковы были предсказания в тот момент.


Все это, на самом деле, не слишком отличается от современной «дуги нестабильности». Мы видим кризис там, где мы сами того хотим.
В 1956 году, вспоминает Графтон, существовали опасения относительно того, что проигрыш на выборах Эдлая Стивенсона (Adlai Stevenson) Эйзенхауэру будет означать конец западной цивилизации. (Самому Графтону в то время было всего шесть лет, и поэтому он считает, что «разговоров об этом, скорее всего, было предостаточно, если они так запечатлелись в моем сознании).


Существовал также страх по поводу того, что распространение черно-белого телевидения будет означать наступление конца культуры, да и комиксы были не лучше.
В то время Вьетнам оказался под властью коммунистических орд, а еще происходило разрушение американских городов.
«Согласно предсказаниям того периода, разрушение городов должно были продолжиться, и все они должны были выглядеть как Детройт», — отмечает Графтон.


Противоположным вариантом по отношению к страхам, кризисам и апокалипсису является, конечно же, контроль.
Но пока 21-ый век доказал, что «контроль» представляет собой сомнительное, если не сказать донкихотское, предложение.
И даже в том случае, если апокалипсис действительно происходит, он не всегда оказывается настолько плохим событием.
Кроме того, он и не выглядит так, как мы его себе представляли.
Проигрыш Эдлая Стивенсона в конечном итоге ничего особого не изменил, а комиксы превратились в искусство.
(В Британской библиотеке в настоящее время проходит крупнейшая выставка комиксов). В Америке происходит ренессанс городов, а Детройт оказался исключением, а не правилом.
«Потому что нам просто не дано понять, как будут развиваться события, — говорит Графтон. — Я не могу себе представить, чтобы какой-то ученый муж мог предсказать — в тот момент, когда война во Вьетнаме подходила к концу, — что мы будем в дружеских отношениях с Вьетнамом и что эта страна будет использовать относительно дешевый труд для своего продвижения вперед».


Это совсем не означает, что все всегда будет хорошо и что оснований для беспокойства нет — по крайней мере, в Соединенных Штатах самый плохой вариант не всегда является наиболее вероятным.


Однако нам нравится верить в нашу уникальность, в то, что именно мы являемся тем поколением, которое находится «на пороге Армагеддона», и что именно мы пытаемся контролировать его последствия с помощью наших сумасбродных и неточных предсказаний.
«Мы, действительно, весьма напуганный народ», - подчеркивает Шулман.



Оригинал публикации: Why the Doom and Gloom, America? Today’s crises are no worse than many in U.S. history


Опубликовано: 15/07/2014 11:38



Другие статьи в литературном дневнике: